Мербол Куспанов: Камерный хор Актюбинской филармонии

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Хор Актюбинской филармонии.jpg
Хоровой портал «Корифей» завершает серию публикаций об участниках XIV Международного фестиваля «Поющий мир» материалом о коллективе из Казахстана. 

Художественный руководитель, Мербол Куспанов, рассказал об истории коллектива и хоровой музыке в Казахстане:

— Камерный хор был создан в 1990 году на базе Актюбинской областной филармонии. За этот период мы побывали с концертами во многих городах Казахстана. Несмотря на то, что город Актобе находится вблизи границы, в России мы выступаем не часто. Например, в прошлом году Камерный хор принимал участие в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова в Оренбурге. В Петербурге наш коллектив впервые — это наша самая дальняя поездка за всё время существования.

В этом году мы отмечаем двадцатилетие, потому что в период с 1994 по 2000 год хор прекратил свою работу. Это было связано с экономическими причинами.

Сейчас в репертуаре у нас более 300 произведений — это русская и зарубежная классика и, конечно, народная казахская музыка. Мы поём произведения разных жанров, в том числе и крупную форму, например, «Кармина Бурана» Карла Орфа, «Реквием» Моцарта. К сожалению, в нашем городе нет большого симфонического оркестра, а есть только камерный оркестр, поэтому мы исполняли эти произведения с двумя роялями.

— Какое у Вас самое необычное произведение в репертуаре? Чем Вы хотите удивить публику и жюри конкурса?

— Мы исполним произведение «Он алты қыз» (“16 девушек”). Это обработка казахской народной песни для солиста с хором в сопровождении домбры, которая придаёт звучанию подлинный казахский колорит. Думаю, это произведение будет понятно русской публике не только потому, что в нём много русских слов, но и потому, что главный герой поёт о любви.

— Казахская народная музыка опирается на монодийную, одноголосную структуру. Хоровая же музыка в своей основе имеет гармоническую вертикаль. Не диссонирует ли хоровое изложение с народной линеарностью?

— Традиции хорового исполнительства пришли в Казахстан из России. В конце 1930-х годов в Алма-Ате был создан первый профессиональный коллектив — Государственная хоровая капелла, которая сейчас носит имя Бахытжана Байкадамова. В 1944 году в Актобе (тогда он назывался Актюбинск) был построен музыкальный театр, который дал большой толчок развитию культуры в нашем городе. Конечно, в 40-50-е годы прошлого века первые хоровые выступления для слушателей были непривычны: казахи любят петь, но чаще поют сольно, аккомпанируя себе на домбре. Поэтому люди не понимали, зачем 50 человек поют одну и ту же песню? Сегодня для музыкантов, воспитанных на музыке Танеева, Рахманинова, Свиридова, такой вопрос даже не придёт в голову.

Хоровой жанр в Казахстане за короткое время прошёл большой путь от унисона и хорового двухголосия до сложных многоголосных произведений и быстро стал набирать популярность. Это произошло во многом благодаря музыкантам, которые учились в России. Мой преподаватель Базаргали Ажиевич Жаманбаев закончил Ленинградскую консерваторию в 1966 году – это был её юбилейный сотый выпуск.

Хоровое искусство продолжает искать новые импульсы для развития. В последнее время в нашей стране популярны хоровые произведения в джазовой обработке, спиричуэлы. Многие казахские песни благодаря молодым аранжировщикам обретают новое звучание в этом стиле.

18 августа 2016 года

КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»