Ирина Семенкова: Неотчётный концерт Камерного хора «Studium»: различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Kadans64 переименовал страницу Ирина Семенкова: Не отчётный концерт зачётного хора в [[Ирина Семенкова: Неотчётный концерт Камерного хора…)
 
(не показаны 3 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Студиум 1.6.16.jpg|мини|справа]]
  Интервью с художественным руководителем Камерного хора «Studium» [[Семенкова Ирина|Ириной Семенковой]]. Это первое интервью, которое публиковалось в 2-х частях летом 2016 года на хоровом портале «Корифей».
  Интервью с художественным руководителем Камерного хора «Studium» [[Семенкова Ирина|Ириной Семенковой]]. Это первое интервью, которое публиковалось в 2-х частях летом 2016 года на хоровом портале «Корифей».
==Неотчётный концерт Камерного хора «Studium»==
==Неотчётный концерт Камерного хора «Studium»==
{| style="text-align:left;
'''– Ирина Юрьевна, вчера в Сампсониевском соборе ваш хор [[Studium (Санкт-Петербург)|«Studium»]] дал отчётный концерт…'''
|-
 
!– Ирина Юрьевна, вчера в Сампсониевском соборе ваш хор [[Studium (Санкт-Петербург)|«Studium»]] дал отчётный концерт…
– Мы называем это «закрытие сезона». Мне не нравится выражение «отчётный концерт». Во-первых, оно не отражает сути: концерт – это праздник, а не формальный отчёт. Во-вторых, в нём есть что-то казённое, больше похожее на «отчёт о проделанной работе».
|-
 
|– Мы называем это «закрытие сезона». Мне не нравится выражение «отчётный концерт». Во-первых, оно не отражает сути: концерт – это праздник, а не формальный отчёт. Во-вторых, в нём есть что-то казённое, больше похожее на «отчёт о проделанной работе».
'''– Итак, вы завершили сезон. Каким он был?'''
|-
 
!– Итак, вы завершили сезон. Каким он был?  
– Сезон был довольно насыщенным. В ноябре мы съездили в Курск для участия в VII Всероссийском конкурсе академических хоров и получили там диплом лауреата первой степени. В декабре спели два концерта: в своём культурном центре «Троицкий» и в Сампсониевском соборе. В марте мы впервые выступили в Мариинском театре (в зале Мусоргского) с программой «Русская поэзия в хоровой музыке». В апреле наш хор участвовал в [[Хоровой фестиваль имени Григория Сандлера|Фестивале имени Г. М. Сандлера]] в Санкт-Петербургском государственном университете. И вчера, 1 июня – заключительный концерт сезона, снова в Сампсониевском соборе.
|-
 
|– Сезон был довольно насыщенным. В ноябре мы съездили в Курск для участия в VII Всероссийском конкурсе академических хоров и получили там диплом лауреата первой степени. В декабре спели два концерта: в своём культурном центре «Троицкий» и в Сампсониевском соборе. В марте мы впервые выступили в Мариинском театре (в зале Мусоргского) с программой «Русская поэзия в хоровой музыке». В апреле наш хор участвовал в [[Хоровой фестиваль имени Григория Сандлера|Фестивале имени Г. М. Сандлера]] в Санкт-Петербургском государственном университете. И вчера, 1 июня – заключительный концерт сезона, снова в Сампсониевском соборе.<br/>Для нас это немало: ведь мы – не профессиональный коллектив, который имеет возможность репетировать ежедневно и в котором люди владеют своими голосами и читают любой нотный текст с листа. Мы занимаемся всего лишь дважды в неделю по два часа. К тому же в хоре много людей, которые не могут сразу спеть по нотам новое произведение, не имеют ежедневной практики работы голосом. Поэтому у нас нет возможности всё время обновлять репертуар и часто давать концерты.  
Для нас это немало: ведь мы – не профессиональный коллектив, который имеет возможность репетировать ежедневно и в котором люди владеют своими голосами и читают любой нотный текст с листа. Мы занимаемся всего лишь дважды в неделю по два часа. К тому же в хоре много людей, которые не могут сразу спеть по нотам новое произведение, не имеют ежедневной практики работы голосом. Поэтому у нас нет возможности всё время обновлять репертуар и часто давать концерты.  
|-
 
!– На вчерашнем концерте вы исполняли духовную музыку. С этой программой вы выступаете уже не в первый раз?  
'''– На вчерашнем концерте вы исполняли духовную музыку. С этой программой вы выступаете уже не в первый раз?'''
|-
 
|– Духовная музыка занимает значительное место в наших выступлениях. Некоторые произведения уже много лет в нашем репертуаре. Это общепризнанные шедевры: [[Всенощное бдение (Рахманинов)#Богородице Дево, радуйся|«Богородице Дево, радуйся»]] С. В. Рахманинова, [[Ангел вопияше (Чесноков)|«Ангел вопияше»]] П. Г. Чесноков, [[Помышляю день страшный (Архангельский)|«Помышляю день страшный»]] А. А. Архангельский и др. Они как любимые книги: в любой момент достал их с полки и перечитал. И мы, готовясь к очередному выступлению, "достаём" любимые сочинения, повторяем их, оттачиваем и с удовольствием поём. Но ещё и обновляем репертуар, разучивая новые произведения: вчера, например, мы исполнили 34-й концерт Д. Бортнянского [[Да воскреснет Бог (Бортнянский)|«Да воскреснет Бог»]]. Но и пятнадцатый концерт Д. Бортнянского [[Приидите, воспоим людие (Бортнянский)|«Приидите, воспоим людие»]], который был у нас в репертуаре много лет назад, сейчас пришлось учить практически заново, потому что состав хора за эти годы сменился.
– Духовная музыка занимает значительное место в наших выступлениях. Некоторые произведения уже много лет в нашем репертуаре. Это общепризнанные шедевры: [[Всенощное бдение (Рахманинов)#Богородице Дево, радуйся|«Богородице Дево, радуйся»]] С. В. Рахманинова, [[Ангел вопияше (Чесноков)|«Ангел вопияше»]] П. Г. Чесноков, [[Помышляю день страшный (Архангельский)|«Помышляю день страшный»]] А. А. Архангельский и др. Они как любимые книги: в любой момент достал их с полки и перечитал. И мы, готовясь к очередному выступлению, "достаём" любимые сочинения, повторяем их, оттачиваем и с удовольствием поём. Но ещё и обновляем репертуар, разучивая новые произведения: вчера, например, мы исполнили 34-й концерт Д. Бортнянского [[Да воскреснет Бог (Бортнянский)|«Да воскреснет Бог»]]. Но и пятнадцатый концерт Д. Бортнянского [[Приидите, воспоим людие (Бортнянский)|«Приидите, воспоим людие»]], который был у нас в репертуаре много лет назад, сейчас пришлось учить практически заново, потому что состав хора за эти годы сменился.
|}
 
{| style="text-align:left;
'''– Много ли новых желающих петь в хоре?'''
|-
 
| rowspan="2" |[[Файл:Студиум 1.6.16.jpg|link=|350px|border]]
Достаточно много… В течение сезона я часто получаю электронные письма с вопросами, можно ли к нам присоединиться и как это сделать. Но не все желающие становятся хористами. Люди приходят, пробуют, понимают, что это сложно и им не справиться: или не хватает времени, или ещё что-то… Конечно, мне это не очень нравится, потому что отнимает много сил. На репетициях я стараюсь уделить внимания каждому участнику, занимаясь звуком, оттачивая вокальные приёмы. Именно поэтому, кстати, многие успешно развиваются и могут дальше петь профессионально.
!Много ли новых желающих петь в хоре?
 
|-
Я всегда рада новым людям, особенно если у них хорошие вокальные данные или уже есть навык хорового пения. Но недавно меня "поймали" на том, что я намеренно "запугиваю" новичков страшилками, как трудно петь в хоре, какой сложный у нас репертуар, как строго я отношусь к пропуску репетиций, какой я невыносимый руководитель и т. д., чтобы человек подумал, готов ли он всё это стерпеть. Таким образом я стараюсь защититься от случайных людей в хоре. Меня всегда настораживают слова «я хочу попеть», потому что, скорее всего, такой человек придёт, попоёт в своё удовольствие и уйдёт. Захотелось попеть – пошёл на репетицию, не захотелось – не пришёл. Он плохо понимает, что это не только удовольствие, но и труд, и иногда придётся чем-то жертвовать. Поэтому я ценю, когда желание петь в хоре у человека осознанное и он понимает свою ответственность перед коллективом.
|– Достаточно много… В течение сезона я часто получаю электронные письма с вопросами, можно ли к нам присоединиться и как это сделать. Но не все желающие становятся хористами. Люди приходят, пробуют, понимают, что это сложно и им не справиться: или не хватает времени, или ещё что-то… Конечно, мне это не очень нравится, потому что отнимает много сил. На репетициях я стараюсь уделить внимания каждому участнику, занимаясь звуком, оттачивая вокальные приёмы. Именно поэтому, кстати, многие успешно развиваются и могут дальше петь профессионально.<br/>Я всегда рада новым людям, особенно если у них хорошие вокальные данные или уже есть навык хорового пения. Но недавно меня "поймали" на том, что я намеренно "запугиваю" новичков страшилками, как трудно петь в хоре, какой сложный у нас репертуар, как строго я отношусь к пропуску репетиций, какой я невыносимый руководитель и т. д., чтобы человек подумал, готов ли он всё это стерпеть. Таким образом я стараюсь защититься от случайных людей в хоре. Меня всегда настораживают слова «я хочу попеть», потому что, скорее всего, такой человек придёт, попоёт в своё удовольствие и уйдёт. Захотелось попеть – пошёл на репетицию, не захотелось – не пришёл. Он плохо понимает, что это не только удовольствие, но и труд, и иногда придётся чем-то жертвовать. Поэтому я ценю, когда желание петь в хоре у человека осознанное и он понимает свою ответственность перед коллективом.
 
|}
'''– Возвращаясь ко вчерашнему концерту, я хотел бы остановиться на произведениях с солистами: «Ныне отпущаеши» Н. Соколова (тенор – [[Роман Малаканов]]), «Хвалите Имя Господне» Д. Христова (бас – [[Григорий Чекоданов]]), «Ангел вопияше» П. Чеснокова (сопрано – [[Дарья Семенкова]]) и «Блажен муж»  П. Чеснокова (Баритон – [[Павел Коротеев]]) – яркие номера программы. Все они ваши хористы или приглашённые исполнители?'''
{| style="text-align:left;
 
|-
– Все они уже профессионалы, но это наши "родные" участники хора. Они поют хоре несколько лет – кто больше, кто меньше – и в какой-то мере являются моими воспитанниками. Являясь профессиональными певцами, они продолжают участвовать в наших концертах. [[Григорий Чекоданов]] – артист Государственной академической капеллы. Он пришёл в хор в 2004 году, когда ему было 18. Сейчас он уже папа двух очаровательных девочек. На вчерашнем концерте он заменил заболевшего солиста, ему пришлось петь соло почти без репетиции, и он прекрасно с этим справился. Сопрано [[Дарья Семенкова]] поёт в хоре с 16 лет (к слову, это моя дочь). Сейчас она артистка хора Мариинского театра. У нее красивый голос, мягкий полётный тембр, она незаменима и как солистка, и как участница хора. Кстати, мой сын Егор – замечательный тенор, тоже артист хора Мариинского театра, поёт у нас с 15 лет – прекрасный солист. К сожалению, он не смог петь на вчерашнем концерте, потому что был на гастролях. Баритон [[Павел Коротеев]] в нашем хоре поёт с 2009 года. Добился больших успехов за это время и тоже стал артистом хора Мариинского театра. Часто поёт соло в наших концертах. [[Роман Малаканов]] – прекрасный тенор, самородок, которого природа щедро наградила талантом. В нашем хоре он с 2009 года. Сейчас – также артист хора Мариинского театра и тоже продолжает участвовать в наших концертах.  
!– Возвращаясь ко вчерашнему концерту, я хотел бы остановиться на произведениях с солистами: «Ныне отпущаеши» Н. Соколова (тенор – [[Роман Малаканов]]), «Хвалите Имя Господне» Д. Христова (бас – [[Григорий Чекоданов]]), «Ангел вопияше» П. Чеснокова (сопрано – [[Дарья Семенкова]]) и «Блажен муж»  П. Чеснокова (Баритон – [[Павел Коротеев]]) – яркие номера программы. Все они ваши хористы или приглашённые исполнители?  
 
|-
'''– Мне очень понравилось выступление Романа, но мне показалось, что вы как-то странно переглянулись, когда он закончил петь своё произведение?'''
|– Все они уже профессионалы, но это наши "родные" участники хора. Они поют хоре несколько лет – кто больше, кто меньше – и в какой-то мере являются моими воспитанниками. Являясь профессиональными певцами, они продолжают участвовать в наших концертах. [[Григорий Чекоданов]] – артист Государственной академической капеллы. Он пришёл в хор в 2004 году, когда ему было 18. Сейчас он уже папа двух очаровательных девочек. На вчерашнем концерте он заменил заболевшего солиста, ему пришлось петь соло почти без репетиции, и он прекрасно с этим справился. Сопрано [[Дарья Семенкова]] поёт в хоре с 16 лет (к слову, это моя дочь). Сейчас она артистка хора Мариинского театра. У нее красивый голос, мягкий полётный тембр, она незаменима и как солистка, и как участница хора. Кстати, мой сын Егор – замечательный тенор, тоже артист хора Мариинского театра, поёт у нас с 15 лет – прекрасный солист. К сожалению, он не смог петь на вчерашнем концерте, потому что был на гастролях. Баритон [[Павел Коротеев]] в нашем хоре поёт с 2009 года. Добился больших успехов за это время и тоже стал артистом хора Мариинского театра. Часто поёт соло в наших концертах. [[Роман Малаканов]] – прекрасный тенор, самородок, которого природа щедро наградила талантом. В нашем хоре он с 2009 года. Сейчас – также артист хора Мариинского театра и тоже продолжает участвовать в наших концертах.  
 
|-
– Во время выступлений у певцов случаются ошибки. Вчера как раз был такой случай. Может быть публика этого не заметила, но для нас это было забавно.  
!– Мне очень понравилось выступление Романа, но мне показалось, что вы как-то странно переглянулись, когда он закончил петь своё произведение?
 
|-
'''– Есть ли у вас «конкуренты» — хор с которым вы соревнуетесь?'''
|– Во время выступлений у певцов случаются ошибки. Вчера как раз был такой случай. Может быть публика этого не заметила, но для нас это было забавно.  
 
|-
– Я не хочу ни с кем соревноваться, у меня нет такой цели. Именно поэтому я не люблю участвовать в конкурсах. Мне нравится просто заниматься своим делом, нам в удовольствие петь концерты и делиться музыкой с людьми.
!– Есть ли у вас «конкуренты» — хор с которым вы соревнуетесь?  
 
|-
'''– Я прочитал на сайте Филармонии, что ваш хор любительский, но не уступает профессиональным. Это, конечно, общие слова, но вчерашний концерт их удачно проиллюстрировал. Одновременно с вашим концертом в Исаакиевском соборе пел [[Концертный хор Санкт-Петербурга]] (в прошлом – Хор Смольного собора), однако это не помешало вам собрать полный зал. Отсюда вопрос: какая у вас публика, кто ходит к вам на концерты?'''
|– Я не хочу ни с кем соревноваться, у меня нет такой цели. Именно поэтому я не люблю участвовать в конкурсах. Мне нравится просто заниматься своим делом, нам в удовольствие петь концерты и делиться музыкой с людьми.
 
|-
– Сложно сказать. На наших концертах всегда много слушателей, и мне это очень приятно. Конечно, есть друзья и знакомые, которые ходят почти на все концерты и ждут их. Но очевидно, что круг поклонников хора растёт. Любители музыки и хорового искусства знают хор «Studium», он ассоциируется у них с определённым уровнем профессионализма. Приходя на выступления хора, они уверены, что получат удовольствие от программы, от звучания хора и солистов. Мне очень нравится наш слушатель – атмосфера на концертах бывает совершенно необыкновенная.
!– Я прочитал на сайте Филармонии, что ваш хор любительский, но не уступает профессиональным. Это, конечно, общие слова, но вчерашний концерт их удачно проиллюстрировал. Одновременно с вашим концертом в Исаакиевском соборе пел [[Концертный хор Санкт-Петербурга]] (в прошлом – Хор Смольного собора), однако это не помешало вам собрать полный зал. Отсюда вопрос: какая у вас публика, кто ходит к вам на концерты?
 
|-
'''– Вчера на концерте хор звучал очень сбалансированно: ни одна партия не выделялась и не пропадала. Одна из причин этого — сбалансированность партий по числу исполнителей, то есть женщин было примерно столько же, сколько и мужчин. Мужской хор даже исполнил «Херувимскую» грузинского распева – яркое произведение, выделявшееся общего ряда даже по месту в концерте: в "точке золотого сечения" перед финальной частью программы. Как Вам удаётся привлекать мужчин в хор? На мой взгляд, нехватка мужских голосов — основная проблема любительских хоров. Как Вы её решаете?'''
|– Сложно сказать. На наших концертах всегда много слушателей, и мне это очень приятно. Конечно, есть друзья и знакомые, которые ходят почти на все концерты и ждут их. Но очевидно, что круг поклонников хора растёт. Любители музыки и хорового искусства знают хор «Studium», он ассоциируется у них с определённым уровнем профессионализма. Приходя на выступления хора, они уверены, что получат удовольствие от программы, от звучания хора и солистов. Мне очень нравится наш слушатель – атмосфера на концертах бывает совершенно необыкновенная.
 
|-
– С трудом. Как я уже говорила, многие наши мальчики «выросли» и стали профессионалами. Я счастлива, что они с удовольствием продолжают петь с нами концерты. Но у них нет возможности посещать все репетиции, да это и нецелесообразно. Поэтому особенность нашего коллектива заключается в том, что мы редко репетируем всем составом. Я занимаюсь с людьми, у которых нет профессиональных вокальных навыков. В жизни они занимаются совершенно разными делами, и приходят два раза в неделю на репетиции. Даже есть музыкальное образование есть не у всех (хотя многие наши хористы закончили музыкальную школу и даже есть студенты и выпускники музыкально-педагогического училища, девочки, закончившие регентское отделение Духовной академии). Моя задача состоит в том, чтобы добиться полного совпадения звучания музыкантов-любителей с профессионалами. Это нелегко: на репетициях нужно научить ''каждого'' участника конкретным вокальным приёмам, которые позволят добиться ровного, красивого, тёплого тембра хора, сбалансированного звучания на концертах. А это даст возможность исполнять сложным репертуар, который нам интересен и даёт пищу уму и сердцу.
!– Вчера на концерте хор звучал очень сбалансированно: ни одна партия не выделялась и не пропадала. Одна из причин этого — сбалансированность партий по числу исполнителей, то есть женщин было примерно столько же, сколько и мужчин. Мужской хор даже исполнил «Херувимскую» грузинского распева – яркое произведение, выделявшееся общего ряда даже по месту в концерте: в "точке золотого сечения" перед финальной частью программы. Как Вам удаётся привлекать мужчин в хор? На мой взгляд, нехватка мужских голосов — основная проблема любительских хоров. Как Вы её решаете?
 
|-
'''– В этом году заключительный концерт сезона прошёл в Сампсониевском соборе, а в прошлые годы вы выступали в Малом зале филармонии. Есть ли разница, и по-особому ли звучит духовная музыка в этих условиях?'''
|– С трудом. Как я уже говорила, многие наши мальчики «выросли» и стали профессионалами. Я счастлива, что они с удовольствием продолжают петь с нами концерты. Но у них нет возможности посещать все репетиции, да это и нецелесообразно. Поэтому особенность нашего коллектива заключается в том, что мы редко репетируем всем составом. Я занимаюсь с людьми, у которых нет профессиональных вокальных навыков. В жизни они занимаются совершенно разными делами, и приходят два раза в неделю на репетиции. Даже есть музыкальное образование есть не у всех (хотя многие наши хористы закончили музыкальную школу и даже есть студенты и выпускники музыкально-педагогического училища, девочки, закончившие регентское отделение Духовной академии). Моя задача состоит в том, чтобы добиться полного совпадения звучания музыкантов-любителей с профессионалами. Это нелегко: на репетициях нужно научить ''каждого'' участника конкретным вокальным приёмам, которые позволят добиться ровного, красивого, тёплого тембра хора, сбалансированного звучания на концертах. А это даст возможность исполнять сложным репертуар, который нам интересен и даёт пищу уму и сердцу.
 
|-
– Ну, конечно! Духовная музыка должна прежде всего звучать в храме! Сама атмосфера храма, роскошный иконостас и, конечно, акустика – всё это "работает" на исполнение, помогает и возвышает, способствует лучшему звучанию и восприятию именно духовной музыки. В Малом зале филармонии можно петь музыку любых жанров. Мы там пели концерты, состоящие из двух отделений, и музыка была самая разнообразная: от мотетов эпохи Возрождения до джаза. В соборе же предпочтительна духовная программа. Хотя в последнее время здесь тоже практикуют исполнение не только духовных сочинений, но и классики, например.
!– В этом году заключительный концерт сезона прошёл в Сампсониевском соборе, а в прошлые годы вы выступали в Малом зале филармонии. Есть ли разница, и по-особому ли звучит духовная музыка в этих условиях?
 
|-
Если сравнивать залы, где поют хоровые коллективы, то Сампсониевский собор, на мой взгляд, обладает лучшей акустикой для исполнения хоровой музыки! Но, к великому моему сожалению, ходят разговоры, что концерты там могут прекратиться, потому что храм полностью передают православной церкви. Будет ужасно жаль потерять возможность петь концерты в этом соборе. Не только нам – тем, но и слушателям, которые ждали этих концертов и с удовольствием на них ходили.
|– Ну, конечно! Духовная музыка должна прежде всего звучать в храме! Сама атмосфера храма, роскошный иконостас и, конечно, акустика – всё это "работает" на исполнение, помогает и возвышает, способствует лучшему звучанию и восприятию именно духовной музыки. В Малом зале филармонии можно петь музыку любых жанров. Мы там пели концерты, состоящие из двух отделений, и музыка была самая разнообразная: от мотетов эпохи Возрождения до джаза. В соборе же предпочтительна духовная программа. Хотя в последнее время здесь тоже практикуют исполнение не только духовных сочинений, но и классики, например.<br/>Если сравнивать залы, где поют хоровые коллективы, то Сампсониевский собор, на мой взгляд, обладает лучшей акустикой для исполнения хоровой музыки! Но, к великому моему сожалению, ходят разговоры, что концерты там могут прекратиться, потому что храм полностью передают православной церкви. Будет ужасно жаль потерять возможность петь концерты в этом соборе. Не только нам – тем, но и слушателям, которые ждали этих концертов и с удовольствием на них ходили.
 
|-
'''– В Смольном соборе уже не проводятся концерты. Возможно, скоро они прекратятся и в Сампсониевском. Как Вы считаете, станет ли из-за этого русская духовная музыка реже звучать в Петербурге?'''
!– В Смольном соборе уже не проводятся концерты. Возможно, скоро они прекратятся и в Сампсониевском. Как Вы считаете, станет ли из-за этого русская духовная музыка реже звучать в Петербурге?
 
|-
– Не думаю. Мы, во всяком случае, будем продолжать петь духовную музыку, другие коллективы, думаю, тоже. Это важное для нас творческое направление. Мы договорились с протоиереем о. Александром Сорокиным, настоятелем Феодоровского собора, что 2 ноября дадим там концерт. Надеюсь, он не будет единственным.  
|– Не думаю. Мы, во всяком случае, будем продолжать петь духовную музыку, другие коллективы, думаю, тоже. Это важное для нас творческое направление. Мы договорились с протоиереем о. Александром Сорокиным, настоятелем Феодоровского собора, что 2 ноября дадим там концерт. Надеюсь, он не будет единственным.  
 
|-
'''– Есть ли какие-нибудь традиции у вашего хора?'''
!– Есть ли какие-нибудь традиции у вашего хора?  
 
|-
– Да, у нас есть традиции: мы собираемся на так называемые "конференции" у меня дома или на даче и приятно проводим время – дома играем в интеллектуальные игры, сочиняем стихи… А если встречаемся на даче, то жарим шашлыки, играем в волейбол, поём под гитару у костра. Бывает это нечасто, потому что трудно найти время, когда собраться может большинство. Но тем ценнее для нас эти встречи.
|– Да, у нас есть традиции: мы собираемся на так называемые "конференции" у меня дома или на даче и приятно проводим время – дома играем в интеллектуальные игры, сочиняем стихи… А если встречаемся на даче, то жарим шашлыки, играем в волейбол, поём под гитару у костра. Бывает это нечасто, потому что трудно найти время, когда собраться может большинство. Но тем ценнее для нас эти встречи.<br/>Ещё есть традиция – именно после концертов в Сампсониевском соборе мы все вместе идём в «Сладкоежку» на улице Марата. Иногда поём там, иногда нет. Когда поём, всем очень нравится. После вчерашнего концерта просто пообщались с удовольствием.<br/>А ещё одна из любимых наших традиций: встречать по возможности весну дважды – сначала во Франции, а потом в Петербурге. А ещё во Франции мы отмечаем мой день рождения.  
 
|-
Ещё есть традиция – именно после концертов в Сампсониевском соборе мы все вместе идём в «Сладкоежку» на улице Марата. Иногда поём там, иногда нет. Когда поём, всем очень нравится. После вчерашнего концерта просто пообщались с удовольствием.
!– Что Вы планируете на следующий сезон? Какие-нибудь поездки или особые концерты?  
 
|-
А ещё одна из любимых наших традиций: встречать по возможности весну дважды – сначала во Франции, а потом в Петербурге. А ещё во Франции мы отмечаем мой день рождения.  
|– Возможно, состоится поездка в Казань на заключительный этап конкурса «Поющая Россия»: в этом сезоне на региональном этапе в Курске мы стали лауреатами Первой степени.<br/>Из особых концертов – есть несколько предложений поучаствовать в проектах, но они ещё не подтверждены, поэтому я думаю, что об этом ещё рано говорить. И надеемся весной съездить во Францию…  
 
|-
'''– Что Вы планируете на следующий сезон? Какие-нибудь поездки или особые концерты?'''
!– Ирина Юрьевна, спасибо Вам за интервью. Надеюсь, что ещё не раз найдётся повод для встречи, о которой расскажет Хоровой портал «Корифей».
 
|- style="text-align:right;
– Возможно, состоится поездка в Казань на заключительный этап конкурса «Поющая Россия»: в этом сезоне на региональном этапе в Курске мы стали лауреатами Первой степени.
!5 июня 2016 года
 
|}
Из особых концертов – есть несколько предложений поучаствовать в проектах, но они ещё не подтверждены, поэтому я думаю, что об этом ещё рано говорить. И надеемся весной съездить во Францию…  
 
'''– Ирина Юрьевна, спасибо Вам за интервью. Надеюсь, что ещё не раз найдётся повод для встречи, о которой расскажет Хоровой портал «Корифей».'''
 
'''5 июня 2016 года'''
__NOTOC__
{{Корифей}}[[Категория:Интервью Корифея‎]]
{{Корифей}}[[Категория:Интервью Корифея‎]]
{{DEFAULTSORT:Семенкова}}

Текущая версия от 09:39, 14 июня 2021

Студиум 1.6.16.jpg
Интервью с художественным руководителем Камерного хора «Studium» Ириной Семенковой. Это первое интервью, которое публиковалось в 2-х частях летом 2016 года на хоровом портале «Корифей».

Неотчётный концерт Камерного хора «Studium»[править]

– Ирина Юрьевна, вчера в Сампсониевском соборе ваш хор «Studium» дал отчётный концерт…

– Мы называем это «закрытие сезона». Мне не нравится выражение «отчётный концерт». Во-первых, оно не отражает сути: концерт – это праздник, а не формальный отчёт. Во-вторых, в нём есть что-то казённое, больше похожее на «отчёт о проделанной работе».

– Итак, вы завершили сезон. Каким он был?

– Сезон был довольно насыщенным. В ноябре мы съездили в Курск для участия в VII Всероссийском конкурсе академических хоров и получили там диплом лауреата первой степени. В декабре спели два концерта: в своём культурном центре «Троицкий» и в Сампсониевском соборе. В марте мы впервые выступили в Мариинском театре (в зале Мусоргского) с программой «Русская поэзия в хоровой музыке». В апреле наш хор участвовал в Фестивале имени Г. М. Сандлера в Санкт-Петербургском государственном университете. И вчера, 1 июня – заключительный концерт сезона, снова в Сампсониевском соборе.

Для нас это немало: ведь мы – не профессиональный коллектив, который имеет возможность репетировать ежедневно и в котором люди владеют своими голосами и читают любой нотный текст с листа. Мы занимаемся всего лишь дважды в неделю по два часа. К тому же в хоре много людей, которые не могут сразу спеть по нотам новое произведение, не имеют ежедневной практики работы голосом. Поэтому у нас нет возможности всё время обновлять репертуар и часто давать концерты.

– На вчерашнем концерте вы исполняли духовную музыку. С этой программой вы выступаете уже не в первый раз?

– Духовная музыка занимает значительное место в наших выступлениях. Некоторые произведения уже много лет в нашем репертуаре. Это общепризнанные шедевры: «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова, «Ангел вопияше» П. Г. Чесноков, «Помышляю день страшный» А. А. Архангельский и др. Они как любимые книги: в любой момент достал их с полки и перечитал. И мы, готовясь к очередному выступлению, "достаём" любимые сочинения, повторяем их, оттачиваем и с удовольствием поём. Но ещё и обновляем репертуар, разучивая новые произведения: вчера, например, мы исполнили 34-й концерт Д. Бортнянского «Да воскреснет Бог». Но и пятнадцатый концерт Д. Бортнянского «Приидите, воспоим людие», который был у нас в репертуаре много лет назад, сейчас пришлось учить практически заново, потому что состав хора за эти годы сменился.

– Много ли новых желающих петь в хоре?

– Достаточно много… В течение сезона я часто получаю электронные письма с вопросами, можно ли к нам присоединиться и как это сделать. Но не все желающие становятся хористами. Люди приходят, пробуют, понимают, что это сложно и им не справиться: или не хватает времени, или ещё что-то… Конечно, мне это не очень нравится, потому что отнимает много сил. На репетициях я стараюсь уделить внимания каждому участнику, занимаясь звуком, оттачивая вокальные приёмы. Именно поэтому, кстати, многие успешно развиваются и могут дальше петь профессионально.

Я всегда рада новым людям, особенно если у них хорошие вокальные данные или уже есть навык хорового пения. Но недавно меня "поймали" на том, что я намеренно "запугиваю" новичков страшилками, как трудно петь в хоре, какой сложный у нас репертуар, как строго я отношусь к пропуску репетиций, какой я невыносимый руководитель и т. д., чтобы человек подумал, готов ли он всё это стерпеть. Таким образом я стараюсь защититься от случайных людей в хоре. Меня всегда настораживают слова «я хочу попеть», потому что, скорее всего, такой человек придёт, попоёт в своё удовольствие и уйдёт. Захотелось попеть – пошёл на репетицию, не захотелось – не пришёл. Он плохо понимает, что это не только удовольствие, но и труд, и иногда придётся чем-то жертвовать. Поэтому я ценю, когда желание петь в хоре у человека осознанное и он понимает свою ответственность перед коллективом.

– Возвращаясь ко вчерашнему концерту, я хотел бы остановиться на произведениях с солистами: «Ныне отпущаеши» Н. Соколова (тенор – Роман Малаканов), «Хвалите Имя Господне» Д. Христова (бас – Григорий Чекоданов), «Ангел вопияше» П. Чеснокова (сопрано – Дарья Семенкова) и «Блажен муж» П. Чеснокова (Баритон – Павел Коротеев) – яркие номера программы. Все они ваши хористы или приглашённые исполнители?

– Все они уже профессионалы, но это наши "родные" участники хора. Они поют хоре несколько лет – кто больше, кто меньше – и в какой-то мере являются моими воспитанниками. Являясь профессиональными певцами, они продолжают участвовать в наших концертах. Григорий Чекоданов – артист Государственной академической капеллы. Он пришёл в хор в 2004 году, когда ему было 18. Сейчас он уже папа двух очаровательных девочек. На вчерашнем концерте он заменил заболевшего солиста, ему пришлось петь соло почти без репетиции, и он прекрасно с этим справился. Сопрано Дарья Семенкова поёт в хоре с 16 лет (к слову, это моя дочь). Сейчас она артистка хора Мариинского театра. У нее красивый голос, мягкий полётный тембр, она незаменима и как солистка, и как участница хора. Кстати, мой сын Егор – замечательный тенор, тоже артист хора Мариинского театра, поёт у нас с 15 лет – прекрасный солист. К сожалению, он не смог петь на вчерашнем концерте, потому что был на гастролях. Баритон Павел Коротеев в нашем хоре поёт с 2009 года. Добился больших успехов за это время и тоже стал артистом хора Мариинского театра. Часто поёт соло в наших концертах. Роман Малаканов – прекрасный тенор, самородок, которого природа щедро наградила талантом. В нашем хоре он с 2009 года. Сейчас – также артист хора Мариинского театра и тоже продолжает участвовать в наших концертах.

– Мне очень понравилось выступление Романа, но мне показалось, что вы как-то странно переглянулись, когда он закончил петь своё произведение?

– Во время выступлений у певцов случаются ошибки. Вчера как раз был такой случай. Может быть публика этого не заметила, но для нас это было забавно.

– Есть ли у вас «конкуренты» — хор с которым вы соревнуетесь?

– Я не хочу ни с кем соревноваться, у меня нет такой цели. Именно поэтому я не люблю участвовать в конкурсах. Мне нравится просто заниматься своим делом, нам в удовольствие петь концерты и делиться музыкой с людьми.

– Я прочитал на сайте Филармонии, что ваш хор любительский, но не уступает профессиональным. Это, конечно, общие слова, но вчерашний концерт их удачно проиллюстрировал. Одновременно с вашим концертом в Исаакиевском соборе пел Концертный хор Санкт-Петербурга (в прошлом – Хор Смольного собора), однако это не помешало вам собрать полный зал. Отсюда вопрос: какая у вас публика, кто ходит к вам на концерты?

– Сложно сказать. На наших концертах всегда много слушателей, и мне это очень приятно. Конечно, есть друзья и знакомые, которые ходят почти на все концерты и ждут их. Но очевидно, что круг поклонников хора растёт. Любители музыки и хорового искусства знают хор «Studium», он ассоциируется у них с определённым уровнем профессионализма. Приходя на выступления хора, они уверены, что получат удовольствие от программы, от звучания хора и солистов. Мне очень нравится наш слушатель – атмосфера на концертах бывает совершенно необыкновенная.

– Вчера на концерте хор звучал очень сбалансированно: ни одна партия не выделялась и не пропадала. Одна из причин этого — сбалансированность партий по числу исполнителей, то есть женщин было примерно столько же, сколько и мужчин. Мужской хор даже исполнил «Херувимскую» грузинского распева – яркое произведение, выделявшееся общего ряда даже по месту в концерте: в "точке золотого сечения" перед финальной частью программы. Как Вам удаётся привлекать мужчин в хор? На мой взгляд, нехватка мужских голосов — основная проблема любительских хоров. Как Вы её решаете?

– С трудом. Как я уже говорила, многие наши мальчики «выросли» и стали профессионалами. Я счастлива, что они с удовольствием продолжают петь с нами концерты. Но у них нет возможности посещать все репетиции, да это и нецелесообразно. Поэтому особенность нашего коллектива заключается в том, что мы редко репетируем всем составом. Я занимаюсь с людьми, у которых нет профессиональных вокальных навыков. В жизни они занимаются совершенно разными делами, и приходят два раза в неделю на репетиции. Даже есть музыкальное образование есть не у всех (хотя многие наши хористы закончили музыкальную школу и даже есть студенты и выпускники музыкально-педагогического училища, девочки, закончившие регентское отделение Духовной академии). Моя задача состоит в том, чтобы добиться полного совпадения звучания музыкантов-любителей с профессионалами. Это нелегко: на репетициях нужно научить каждого участника конкретным вокальным приёмам, которые позволят добиться ровного, красивого, тёплого тембра хора, сбалансированного звучания на концертах. А это даст возможность исполнять сложным репертуар, который нам интересен и даёт пищу уму и сердцу.

– В этом году заключительный концерт сезона прошёл в Сампсониевском соборе, а в прошлые годы вы выступали в Малом зале филармонии. Есть ли разница, и по-особому ли звучит духовная музыка в этих условиях?

– Ну, конечно! Духовная музыка должна прежде всего звучать в храме! Сама атмосфера храма, роскошный иконостас и, конечно, акустика – всё это "работает" на исполнение, помогает и возвышает, способствует лучшему звучанию и восприятию именно духовной музыки. В Малом зале филармонии можно петь музыку любых жанров. Мы там пели концерты, состоящие из двух отделений, и музыка была самая разнообразная: от мотетов эпохи Возрождения до джаза. В соборе же предпочтительна духовная программа. Хотя в последнее время здесь тоже практикуют исполнение не только духовных сочинений, но и классики, например.

Если сравнивать залы, где поют хоровые коллективы, то Сампсониевский собор, на мой взгляд, обладает лучшей акустикой для исполнения хоровой музыки! Но, к великому моему сожалению, ходят разговоры, что концерты там могут прекратиться, потому что храм полностью передают православной церкви. Будет ужасно жаль потерять возможность петь концерты в этом соборе. Не только нам – тем, но и слушателям, которые ждали этих концертов и с удовольствием на них ходили.

– В Смольном соборе уже не проводятся концерты. Возможно, скоро они прекратятся и в Сампсониевском. Как Вы считаете, станет ли из-за этого русская духовная музыка реже звучать в Петербурге?

– Не думаю. Мы, во всяком случае, будем продолжать петь духовную музыку, другие коллективы, думаю, тоже. Это важное для нас творческое направление. Мы договорились с протоиереем о. Александром Сорокиным, настоятелем Феодоровского собора, что 2 ноября дадим там концерт. Надеюсь, он не будет единственным.

– Есть ли какие-нибудь традиции у вашего хора?

– Да, у нас есть традиции: мы собираемся на так называемые "конференции" у меня дома или на даче и приятно проводим время – дома играем в интеллектуальные игры, сочиняем стихи… А если встречаемся на даче, то жарим шашлыки, играем в волейбол, поём под гитару у костра. Бывает это нечасто, потому что трудно найти время, когда собраться может большинство. Но тем ценнее для нас эти встречи.

Ещё есть традиция – именно после концертов в Сампсониевском соборе мы все вместе идём в «Сладкоежку» на улице Марата. Иногда поём там, иногда нет. Когда поём, всем очень нравится. После вчерашнего концерта просто пообщались с удовольствием.

А ещё одна из любимых наших традиций: встречать по возможности весну дважды – сначала во Франции, а потом в Петербурге. А ещё во Франции мы отмечаем мой день рождения.

– Что Вы планируете на следующий сезон? Какие-нибудь поездки или особые концерты?

– Возможно, состоится поездка в Казань на заключительный этап конкурса «Поющая Россия»: в этом сезоне на региональном этапе в Курске мы стали лауреатами Первой степени.

Из особых концертов – есть несколько предложений поучаствовать в проектах, но они ещё не подтверждены, поэтому я думаю, что об этом ещё рано говорить. И надеемся весной съездить во Францию…

– Ирина Юрьевна, спасибо Вам за интервью. Надеюсь, что ещё не раз найдётся повод для встречи, о которой расскажет Хоровой портал «Корифей».

5 июня 2016 года

КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»