Всенощное бдение (Рахманинов): различия между версиями
Kadans64 (обсуждение | вклад) |
Kadans64 (обсуждение | вклад) м (Kadans64 переименовал страницу Всенощное бдение (Рахманинов) опус 37 в Всенощное бдение (Рахманинов) без оставления перенаправления) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Музыкальное произведение | {{Музыкальное произведение | ||
|название =[[Рахманинов Сергей | |название =[[Рахманинов Сергей/Сочинения для хора|«Всенощное бдение»]], опус 37 | ||
|композитор =[[Рахманинов Сергей|Сергей Рахманинов]] | |композитор =[[Рахманинов Сергей|Сергей Рахманинов]] | ||
|фото = | |фото = | ||
|подзаголовок = | |подзаголовок = | ||
|написано = | |написано ={{w|1915|*}} | ||
|посвящено =памяти [[Смоленский Степан|С. В. Смоленского]] | |посвящено =памяти [[Смоленский Степан|С. В. Смоленского]] | ||
|цикл = | |цикл = | ||
|жанр = | |жанр = | ||
|стиль = | |стиль = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
|перевод = | |перевод = | ||
|состав = | |состав = | ||
|сопровождение = | |сопровождение ={{кат|a cappella||*}} | ||
|тональность = | |тональность = | ||
|время = | |время = |
Текущая версия от 13:11, 5 января 2023
«Всенощное бдение», опус 37 |
---|
Сергей Рахманинов |
Дата создания: 1915 |
Посвящение: памяти С. В. Смоленского |
Язык: церковнославянский |
Сопровождение: a cappella |
«Всенощная» Сергея Рахманинова появилась в годы Первой мировой войны, события которой травмировала многих деятелей искусства не только в России, но и во всем мире. Россию в это время захватила неистовая патриотическая пропаганда и акцентированная ненависть ко всему немецкому. Для Рахманинова закрылась возможность зарубежных гастролей. Некоторую отдушину он находит в серии благотворительных концертов, доход от которых перечисляет в пользу раненных на фронте[1]
Рахманиновская «Всенощная» вырастает из его боли, беспокойства; это ответ на острые вопросы времени, индивидуальный поиск духовно-нравственной основы для творчества. Произведение создается не по заказу, без всякого формального повода.
Рахманинов написал огромное сочинение очень быстро — за две недели. Он посвятил партитуру памяти Степана Смоленского — знатока древнего церковного пения, идеолога «нового направления» в церковной музыке рубежа XIX–XX веков. Премьеру готовил московский Синодальный хор (хор Успенского кафедрального собора в Кремле) под управлением Николая Данилина.
Рахманинов вспоминал: «Во “Всенощной” я больше всего любил один кусок — из пятого гимна “Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром”. В конце там есть место, которое поют басы, — гамма, спускающаяся вниз до нижнего си-бемоль в медленном пианиссимо. Когда я сыграл это место, Данилин сказал: “Где на свете вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество”».
На рубеже XIX-XX века русские композиторы — Александр Архангельский, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов и другие — создали несколько авторских партитур «Всенощного бдения». Большинство из этих работ, в том числе Чайковского и Рахманинова, редко звучат в храмах: считается, что это более концертная, нежели богослужебная музыка.
Записи:[править]
- 1982 год — Ленинградская академическая капелла под руководством В. А. Чернушенко
В репертуаре коллективов:[править]
- Академический Большой хор Российского государственного музыкального телерадиоцентра (2022)[2]
- Хор Мариинского театра (2022)[3]