Всенощное бдение (Рахманинов): различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
м (Kadans64 переименовал страницу Всенощное бдение (Рахманинов) опус 37 в Всенощное бдение (Рахманинов) без оставления перенаправления)
 
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Музыкальное произведение
{{Музыкальное произведение
|название      =[[Рахманинов Сергей — сочинения для хора|«Всенощное бдение»]]
|название      =[[Рахманинов Сергей/Сочинения для хора|«Всенощное бдение»]], опус 37
|композитор    =[[Рахманинов Сергей|Сергей Рахманинов]]
|композитор    =[[Рахманинов Сергей|Сергей Рахманинов]]
|фото          =  
|фото          =  
|подзаголовок  =
|подзаголовок  =
|написано      =[[1915 год|1915]]
|написано      ={{w|1915|*}}
|посвящено    =памяти [[Смоленский Степан|С. В. Смоленского]]
|посвящено    =памяти [[Смоленский Степан|С. В. Смоленского]]
|цикл          =ор.37
|цикл          =
|жанр          =
|жанр          =
|стиль        =
|стиль        =
Строка 13: Строка 13:
|перевод      =
|перевод      =
|состав        =
|состав        =
|сопровождение =[[a cappella]]
|сопровождение ={{кат|a cappella||*}}
|тональность  =  
|тональность  =  
|время        =
|время        =

Текущая версия от 13:11, 5 января 2023

«Всенощное бдение», опус 37
Сергей Рахманинов
Дата создания: 1915
Посвящение: памяти С. В. Смоленского
Язык: церковнославянский
Сопровождение: a cappella

«Всенощная» Сергея Рахманинова появилась в годы Первой мировой войны, события которой травмировала многих деятелей искусства не только в России, но и во всем мире. Россию в это время захватила неистовая патриотическая пропаганда и акцентированная ненависть ко всему немецкому. Для Рахманинова закрылась возможность зарубежных гастролей. Некоторую отдушину он находит в серии благотворительных концертов, доход от которых перечисляет в пользу раненных на фронте[1]

Рахманиновская «Всенощная» вырастает из его боли, беспокойства; это ответ на острые вопросы времени, индивидуальный поиск духовно-нравственной основы для творчества. Произведение создается не по заказу, без всякого формального повода.

Рахманинов написал огромное сочинение очень быстро — за две недели. Он посвятил партитуру памяти Степана Смоленского — знатока древнего церковного пения, идеолога «нового направления» в церковной музыке рубежа XIX–XX веков. Премьеру готовил московский Синодальный хор (хор Успенского кафедрального собора в Кремле) под управлением Николая Данилина.

Рахманинов вспоминал: «Во “Всенощной” я больше всего любил один кусок — из пятого гимна “Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром”. В конце там есть место, которое поют басы, — гамма, спускающаяся вниз до нижнего си-бемоль в медленном пианиссимо. Когда я сыграл это место, Данилин сказал: “Где на свете вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество”».

На рубеже XIX-XX века русские композиторы — Александр Архангельский, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов и другие — создали несколько авторских партитур «Всенощного бдения». Большинство из этих работ, в том числе Чайковского и Рахманинова, редко звучат в храмах: считается, что это более концертная, нежели богослужебная музыка.

Записи:[править]

  • 1982 год — Ленинградская академическая капелла под руководством В. А. Чернушенко

В репертуаре коллективов:[править]

Примечания[править]