Москва (Чайковский): различия между версиями
Kadans64 (обсуждение | вклад) |
Horovik (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 13 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Музыкальное произведение | {{Музыкальное произведение | ||
|название =«Москва» | |название =«Москва» | ||
|композитор =[[Чайковский Пётр | |композитор =[[Чайковский Пётр/Сочинения для хора|Пётр Ильич Чайковский]] | ||
|фото = | |фото =КантатаМосква.jpeg | ||
|подзаголовок = | |подзаголовок = | ||
|написано =[[5 апреля]] 1883 | |написано =[[5 апреля]] {{w|1883|*}} | ||
|посвящено =по случаю коронации Его Императорского Величества | |посвящено =по случаю коронации Его Императорского Величества | ||
|цикл = | |цикл = | ||
|жанр = | |жанр ={{кат|кантата||*}} | ||
|стиль = | |стиль = | ||
|язык = | |язык = | ||
|слова =Аполлона Николаевича | |слова ={{стихи|Майкова|Аполлона Николаевича|*}} | ||
|перевод =переработан А. И. Машистовым | |перевод =переработан А. И. Машистовым | ||
|состав = | |состав =меццо-сопрано, баритон, смешанный хор, симфонический оркестр | ||
|сопровождение = | |сопровождение = | ||
|тональность = | |тональность = | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
|издательство = | |издательство = | ||
}} | }} | ||
'''Кантата «Москва»''' (TH 69<ref>система нумерации произведений, предложенная американским музыковедом А. Познанским и британским библиографом Б. Лэнгстоном</ref>) для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 | '''Кантата «Москва»''' (TH 69<ref>система нумерации произведений, предложенная американским музыковедом А. Познанским и британским библиографом Б. Лэнгстоном</ref>) для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте [[1883 год]]а, по заказу, по случаю коронации Александра III. Первое исполнение кантаты состоялось в Москве [[15 мая]] [[1883 год]]а, в Грановитой палате. Солисты Е. А. Лавровская и И. А. Мельников, хор и оркестр под управлением Э. Ф. Направника. | ||
В советское время текст кантаты был "политически отредактирован", в нём были убраны все упоминания о Боге и Царе. В таком виде произведение долгие годы издавалось, исполнялось и выходило в записях. | |||
==История создания== | ==История создания== | ||
8 марта 1883 года Чайковский получил официальное письмо от председателя коронационной комиссии П. А. Рихтера с предложением написать кантату на текст А. Н. | 8 марта 1883 года Чайковский получил официальное письмо от председателя коронационной комиссии П. А. Рихтера с предложением написать кантату на текст {{стихи|Майкова|А. Н.}} и представить партитуру к 17 апреля. Одновременно с кантатой, Чайковский по заказу города Москвы, писал для коронации Торжественный марш. Такой короткий срок для написания кантаты объясняется тем, что коронационная комиссия обратилась первоначально с предложением написать кантату к А. Г. Рубинштейну. | ||
В письме к Н. Ф. фон Мекк от 9 (21) марта 1883 года Чайковский пишет<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 159</ref>:{{цитата|Президент комиссии так и говорит письме своем, что я один могу выручить их из затруднения, ибо Антон Рубинштейн отказался ввиду краткости срока и указал на меня. Кантата эта должна быть исполнена в Грановитой палате, когда по обычаю, государь обедает один, в виду всех участников церемоний. Я уже сегодня начал писать и то и другое.}} | В письме к Н. Ф. фон Мекк от 9 (21) марта 1883 года Чайковский пишет<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 159</ref>:{{цитата|Президент комиссии так и говорит письме своем, что я один могу выручить их из затруднения, ибо Антон Рубинштейн отказался ввиду краткости срока и указал на меня. Кантата эта должна быть исполнена в Грановитой палате, когда по обычаю, государь обедает один, в виду всех участников церемоний. Я уже сегодня начал писать и то и другое.}} | ||
Строка 26: | Строка 28: | ||
В письме от 20 марта (1 апреля) 1883 года к той же корреспондентке Чайковский сообщает<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166</ref>:{{цитата|Я окончил сочинение кантаты и марша и принялся за оркестровку.}} | В письме от 20 марта (1 апреля) 1883 года к той же корреспондентке Чайковский сообщает<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166</ref>:{{цитата|Я окончил сочинение кантаты и марша и принялся за оркестровку.}} | ||
23 марта (4 апреля) 1883 года в письме к П. И. Юргенсону Чайковский пишет<ref>П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 293</ref>:{{цитата|Кантату я тоже кончаю и вышлю вместе с маршем. Я очень доволен ею и хочу, чтобы её в будущем | 23 марта (4 апреля) 1883 года в письме к П. И. Юргенсону Чайковский пишет<ref>П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 293</ref>:{{цитата|Кантату я тоже кончаю и вышлю вместе с маршем. Я очень доволен ею и хочу, чтобы её в будущем сезоне спели в Музыкальном обществе. Буду в своё время просить об этом. А тебе издавать её не советую, хотя не препятствую. Клавираусцуг сделан в партитуре. И это я написал ценой страшного усилия и бессонных ночей – даром.}} | ||
24 марта ([[5 апреля]]) 1883 года, согласно записи на автографе, партитура кантаты была закончена. 25 марта (6 апреля) 1883 года Чайковский извещает П. И. Юргенсана<ref>П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 295</ref>:{{цитата|Ценою значительного усилия мне удалось, однако же, для самого себя непостижимо скоро окончить марш и кантату, которые я высылаю завтра к Осипу Ивановичу [Юргенсону] с просьбой доставить кантату в коронационную комиссию.}} | 24 марта ([[5 апреля]]) 1883 года, согласно записи на автографе, партитура кантаты была закончена. 25 марта (6 апреля) 1883 года Чайковский извещает П. И. Юргенсана<ref>П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 295</ref>:{{цитата|Ценою значительного усилия мне удалось, однако же, для самого себя непостижимо скоро окончить марш и кантату, которые я высылаю завтра к Осипу Ивановичу [Юргенсону] с просьбой доставить кантату в коронационную комиссию.}} | ||
На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167</ref>:{{цитата|…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова.}} | На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167</ref>:{{цитата|…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами {{стихи|Майкова}}.}} | ||
== | |||
15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате московского Кремля под управлением Э. Ф. Направника. 21 июня Коронационная комиссия известила Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К большому разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок — перстень с бриллиантами. Нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял и деньги и квитанцию, оставшись, как писал к фон Мекк, «ни с чем». Уже в декабре Юргенсон издал клавир кантаты, а летом следующего года была выпущена и партитура<ref>[http://www.belcanto.ru/or-tchaikovsky-moscow.html О кантате на сайте belcanto.ru]</ref>. | |||
==Текст:== | |||
===I. Интродукция и хор=== | |||
{| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | |||
|- | |||
! !!Советский вариант!!Оригинальный текст | |||
|- | |||
!Смешанный хор | |||
| | |||
С мала ключика студеная потекла река,<br/> | |||
с невелика зачиналась каменна Москва.<br/> | |||
Наезжали тут князья тешиться,<br/> | |||
по темным лесам кабана травить,<br/> | |||
в тихих заводях лебедей стрелять… | |||
| | |||
С мала ключика студеная потекла река,<br/> | |||
с невелика зачиналась каменна Москва.<br/> | |||
Наезжали тут князья тешиться<br/> | |||
по темным лесам кабана травить,<br/> | |||
в тихих заводях лебедей стрелять… | |||
|- | |||
!Мужской хор | |||
| | |||
Гой, не туча в синем небе расстилается —<br/> | |||
орды вражьи вал за валом по Руси валят;<br/> | |||
не видать в дыму красна солнышка,<br/> | |||
стоном стон стоит по лицу земли;<br/> | |||
где не бьют людей – гонят в полоны… | |||
| | |||
Гой, не туча в синем небе расстилается,<br/> | |||
злы татары вал за валом по Руси валят;<br/> | |||
не видать в дыму красна солнышка,<br/> | |||
стоном стон стоит по лицу земли;<br/> | |||
где не бьют людей – гонят в полоны… | |||
|- | |||
!Женский хор | |||
| | |||
Полоняночки идут, друг друга спрашивают:<br/> | |||
"Из которой веси, из какого города?"<br/> | |||
— "Я из Киева". — "Я из Чернигова".<br/> | |||
— "Я из Суздаля". — "Из Переяслава"…<br/> | |||
"Ты прости прощай, мил родимый край!" | |||
| | |||
Полоняночки идут, друг друга спрашивают:<br/> | |||
"Из которой веси, из какого города?"<br/> | |||
— "Я из Киева". — "Я из Чернигова".<br/> | |||
— "Я из Суздаля". — "Из Переяслава"…<br/> | |||
"Ты прости-прощай, мил родимый край!.." | |||
|- | |||
!Смешанный хор | |||
| | |||
Неужель Руси погибать смертью лютою,<br/> | |||
ни пощады ей не будет, ни спасенья?<br/> | |||
В людях рознь идёт, меж князей вражда;<br/> | |||
где ни глянь, кругом тёмна ночь лежит, непроглядная! | |||
| | |||
Ты в конец ли, Господи, на Русь прогневался?<br/> | |||
Ни пощады ей не будет, ни спасенья?<br/> | |||
В людях рознь идёт, в князьях которы<ref>'''Котора''' – Вражда, распря, раздор:</ref>,<br/> | |||
где ни глянь, кругом тёмна ночь лежит непроглядная!.. | |||
|} | |||
===II. Ариозо=== | |||
{| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | |||
|- | |||
! !!Советский вариант!!Оригинальный текст | |||
|- | |||
!Меццо-сопрано | |||
| | |||
То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме —<br/> | |||
то затеплился огонёк в тиши, в каменной Москве,<br/> | |||
то надежды луч с малой искорки возгорелся в ней,<br/> | |||
заприметили люди русские сдалека его,<br/> | |||
заприметили, ободрилися, на Москву глядят,<br/> | |||
а в ней свет горит-разгорается, светит всей Руси.<br/> | |||
А народ в Москве по ночам не спит, думу думает,<br/> | |||
думу думает, дело делает, не торопится. | |||
| | |||
То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме,<br/> | |||
то зажглась свеча воску ярого в каменной Москве;<br/> | |||
зажигал её там Святитель Пётр да Московский князь,<br/> | |||
заприметили люди русские с далека её.<br/> | |||
Ободрилися, на неё глядят, Богу молятся,<br/> | |||
а она горит-разгорается, светит всей Руси;<br/> | |||
а Московский князь возвышается, Думу думает,<br/> | |||
Думу думает, дело делает, не торопится!.. | |||
|} | |||
===III. Хор=== | |||
{| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | |||
|- | |||
! !!Советский вариант!!Оригинальный текст | |||
|- | |||
!Смешанный хор | |||
| | |||
Час ударил жданный, радостный, избавленья час для всей Руси;<br/> | |||
и встречает светлый день Москва, и по всей земле веселие!<br/> | |||
Как снега порою вешнею, вражьи полчища растаяли,<br/> | |||
утекли водою мутною.<br/> | |||
Пронеслися тучи чёрные, вышло солнце из-за туч,<br/> | |||
засветился им московский Кремль, золотые храмов маковки!<br/> | |||
А в палате узорчатой собрались удалы витязи,<br/> | |||
и пирует с ними вся Москва: сбросил с плеч богатырь-народ<br/> | |||
иго вражье, иго тяжкое,<br/> | |||
мы грабителей прогнали прочь, растоптали басму ханскую,<br/> | |||
и бегут толпою конюхи выметать её на задний двор. | |||
| | |||
Час ударил жданный, радостный, колокольный звон по всей Руси,<br/> | |||
и молебны по церквам поют, и по всей земле веселие!<br/> | |||
Словно мутны воды вешние, Золота Орда растаяла,<br/> | |||
от святой Руси отхлынула!<br/> | |||
Пронеслися тучи чёрные, вышло солнце из-за темных туч,<br/> | |||
засветился им московский Кремль, золотые храмов маковки!<br/> | |||
А в палате узорчатой всех светлей сидит и радостней<br/> | |||
на престоле сам Московский князь, самодержец всея Руси,<br/> | |||
а не ханский уже данничек.<br/> | |||
Его ноженькой растоптана басма ханская валяется,<br/> | |||
и бегут толпою конюхи выметать её на задний двор. | |||
|} | |||
===IV. Монолог и хор=== | |||
{| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | |||
|- | |||
! !!Советский вариант!!Оригинальный текст | |||
|- | |||
!Баритон | |||
| | |||
Уж как из лесу, лесу тёмного богатырь выезжал в поле чистое,<br/> | |||
В поле чистое, во великий свет.<br/> | |||
Погулять ему б да потешиться, силой-удалью похвалитися,<br/> | |||
Да как вышел он во великий свет увидали его братья кровные,<br/> | |||
Что к нему шли да с горькой жалобой, и взмолилися, громко плачутся:<br/> | |||
"Одолели нас силы тёмные, потускнели от слёз наши оченьки,<br/> | |||
Наши царства все ниспровергнуты; царство Сербское и Иверское,<br/> | |||
Черногорское и Болгарское, — всюду стонет люд, всюду льётся кровь.<br/> | |||
Ты для всех теперь для славянских стран<br/> | |||
Что звезда взошла путеводная на родной Руси, в каменной Москве!<br/> | |||
Суждена тебя доля славная, доля славная, богатырская!<br/> | |||
Не тебе ль от рождения назначено всем обиженным быть защитником,<br/> | |||
Угнетённых быть избавителем, о Москве недаром ведь сказано:<br/> | |||
Пали два Рима, третий стоит, а четвёртому не быть! | |||
| | |||
Уж как из лесу, лесу тёмного богатырь выезжал в поле чистое,<br/> | |||
В поле чистое, во великий свет.<br/> | |||
Погулять ему б да потешиться, силой-удалью похвалятися,<br/> | |||
Да как вышел он во великий свет, увидали его люди Божии,<br/> | |||
Ото всей страны от восточныя и взмолилися, громко плачутся:<br/> | |||
Одолели нас силы темныя, Церкви Божьи у нас все поруганы,<br/> | |||
Наши царства все ниспровергнуты, царство Сербское и Иверское,<br/> | |||
И Болгарское, и велик престол Константинова царя города.<br/> | |||
Ты для всех теперь, для восточных стран <br/> | |||
Что звезда взошла вифлеемская Во своей святой Каменной Москве!<br/> | |||
Полюбил тебя и избрал Господь, повязать тебе Константинов меч,<br/> | |||
и венчаться венцом Мономаховым. Сирых быть тебе да защитником,<br/> | |||
Поплененных быть избавителем, а Москве твоей есть пророчества:<br/> | |||
Пали два Рима, третий стоит, а четвертому не быть! | |||
|- | |||
!Смешанный хор | |||
|Пали два Рима, третий стоит, а четвёртому не быть! | |||
|Пали два Рима, третий стоит, а четвёртому не быть! | |||
|} | |||
===V. Ариозо=== | |||
{| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | |||
|- | |||
! !!Советский вариант!!Оригинальный текст | |||
|- | |||
!Меццо-сопрано | |||
| | |||
Мне ли долг велит стяг борьбы поднять, в смертный бой вступить?<br/> | |||
Кто поможет мне на пути моём?<br/> | |||
Разве ты одна, правда светлая, силы мне придашь,<br/> | |||
Укрепишь меня ты в этот грозный час<br/> | |||
Коль погибнуть мне суждено в бою,<br/> | |||
Я лицом к лицу встретить смерть готов.<br/> | |||
Мне не жизнь мила, не людской почёт,<br/> | |||
Мне дороже их дело правое! | |||
| | |||
Мне ли, Господи, мне ль по силам Ты тяжкий крест даешь?<br/> | |||
Не достоин есмь твоея любви!<br/> | |||
Разве ты мне дашь силу крепкую,<br/> | |||
Умудришь меня своей мудростью!<br/> | |||
Я ж как верный раб предаюсь тебе<br/> | |||
И готов в огонь и во всяку скорбь,<br/> | |||
Ибо дорог мне не земной почёт,<br/> | |||
Не земной почёт, а Христов венец. | |||
|} | |||
===VI. Финал=== | |||
{| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | |||
|- | |||
! !!Советский вариант!!Оригинальный текст | |||
|- | |||
!Баритон | |||
| | |||
По Руси пошёл стук и гром большой,<br/> | |||
чтобы сковать себе броню крепкую,<br/> | |||
броню крепкую не себе одной,<br/> | |||
а что есть людей меж пяти морей,<br/> | |||
чтобы жить им всем что одна семья,<br/> | |||
что одна семья неделимая,<br/> | |||
правды истинной только ищучи<br/> | |||
и для Родины не жалеючи<br/> | |||
во спасение сложить голову,<br/> | |||
ибо выше нет, чем сия любовь!<br/> | |||
Ради славы той потрудилися<br/> | |||
на веку своём люди русские<br/> | |||
по заветам отцовским и дедовским,<br/> | |||
по наказу любимой родины,<br/> | |||
и стоять на том обещаем мы<br/> | |||
все — от старого и до малого! | |||
| | |||
По Руси пошёл стук и гром большой,<br/> | |||
чтоб сковать себе броню крепкую,<br/> | |||
броню крепкую не себе одной,<br/> | |||
а что есть людей меж пяти морей.<br/> | |||
Чтобы жить им всем что одна семья,<br/> | |||
что одна семья под одним вождем,<br/> | |||
правды божеской только ищучи<br/> | |||
и для ближнего не жалеючи<br/> | |||
во спасение сложить голову<br/> | |||
ибо выше нет, чем сия любовь.<br/> | |||
Ради славы той потрудилися<br/> | |||
и все предки твои, Царь возлюбленный,<br/> | |||
днесь на царствие нам помазанный,<br/> | |||
добродетельми изукрашенный,<br/> | |||
Божьей милостью нам дарованный! | |||
|- | |||
!Смешанный хор | |||
| | |||
Так живи во век, наш родимый край,<br/> | |||
расцветай молодей, что земля весной,<br/> | |||
украшайся трудами сынов своих,<br/> | |||
Чтобы глядючи на Отчизну-мать, Люди радовались!<br/> | |||
И пройдёт твоя далеко слава! Слава! Слава! | |||
| | |||
И гряди ж ты в путь, Православный Царь!<br/> | |||
Да великим твоим царским деланьем<br/> | |||
И смиреньем твоим перед Господом<br/> | |||
О тебе сердца твоих подданных да возрадуются!<br/> | |||
И пройдет твоя далеко в людях слава! Слава! Слава! | |||
|- | |||
!Все | |||
| | |||
Слава солнцу на небе, слава!<br/> | |||
Всей земле могучей, нашей Родине, слава!<br/> | |||
Мудрым кормчим державы нашей слава!<br/> | |||
Нашим доблестным воинам слава!<br/> | |||
Всем, кто трудиться на благо, слава!<br/> | |||
На века всему народу слава!<br/> | |||
Всем народам-братьям слава,<br/> | |||
Всем же братьям и гостям слава!<br/> | |||
Чтобы правда была на Руси краше солнца светлого, слава!<br/> | |||
А эту песнь мы хлебу поём, хлебу честь воздаём! Слава!<br/> | |||
Эту песнь мы хлебу поём: старым людям на утешения, <br/> | |||
Молодым да на услышанье, на услышанье.<br/> | |||
Слава, слава, слава во веки веков, | |||
| | |||
Слава Богу на небе, слава!<br/> | |||
Государю нашему на земле, слава!<br/> | |||
Государыне супруге Его, слава!<br/> | |||
Государю Наследнику, слава!<br/> | |||
Всему царскому дому Его, слава!<br/> | |||
И всему Его народу, слава!<br/> | |||
Его верным слугам, слава!<br/> | |||
И гостям именитым, слава!<br/> | |||
<br/> | |||
Чтобы правда была на Руси краше солнца светлого, слава!<br/> | |||
А эту песнь мы хлебу поем, честь воздаем, слава!<br/> | |||
Старым людям на утешенье,<br/> | |||
Добрым людям на услышанье, слава!<br/> | |||
Слава во веки веков, слава! | |||
|} | |||
==Состав исполнителей== | ==Состав исполнителей== | ||
'''Солисты, хор и симфонический оркестр:''' | '''Солисты, хор и симфонический оркестр:''' | ||
*3 Flauti | *3 Flauti | ||
*2 Oboi | *2 Oboi | ||
*2 Clarinetti (A) | *2 Clarinetti (A) | ||
*2 Fagotti | *2 Fagotti | ||
*4 Corni (F) | *4 Corni (F) | ||
*2 Trombe (D) | *2 Trombe (D) | ||
*3 Tromboni | *3 Tromboni | ||
*Tuba | *Tuba | ||
*Timpani | *Timpani | ||
*Arpa | *Arpa | ||
*Солисты | *Солисты | ||
*Хор | **Меццо-сопрано | ||
**Баритон | |||
*Хор | |||
**Сопрано | |||
**Альты | |||
**Тенора | |||
**Басы | |||
*Violini I | *Violini I | ||
*Violini II | *Violini II | ||
Строка 66: | Строка 328: | ||
*Violoncelli | *Violoncelli | ||
*Contrabassi | *Contrabassi | ||
==Издания== | ==Издания== | ||
'''Партитура:''' | '''Партитура:''' | ||
Строка 74: | Строка 335: | ||
*Юргенсон. декабрь 1885 года | *Юргенсон. декабрь 1885 года | ||
*Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 33 (1965 год) | *Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 33 (1965 год) | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | <references /> | ||
[[Категория:Кантата]] |
Текущая версия от 21:37, 17 апреля 2023
«Москва» |
---|
Пётр Ильич Чайковский |
Дата создания: 5 апреля 1883 |
Посвящение: по случаю коронации Его Императорского Величества |
Жанр: кантата |
Слова: Аполлона Николаевича Майкова |
Перевод: переработан А. И. Машистовым |
Состав: меццо-сопрано, баритон, смешанный хор, симфонический оркестр |
Кантата «Москва» (TH 69[1]) для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 года, по заказу, по случаю коронации Александра III. Первое исполнение кантаты состоялось в Москве 15 мая 1883 года, в Грановитой палате. Солисты Е. А. Лавровская и И. А. Мельников, хор и оркестр под управлением Э. Ф. Направника.
В советское время текст кантаты был "политически отредактирован", в нём были убраны все упоминания о Боге и Царе. В таком виде произведение долгие годы издавалось, исполнялось и выходило в записях.
История создания[править]
8 марта 1883 года Чайковский получил официальное письмо от председателя коронационной комиссии П. А. Рихтера с предложением написать кантату на текст А. Н. Майкова и представить партитуру к 17 апреля. Одновременно с кантатой, Чайковский по заказу города Москвы, писал для коронации Торжественный марш. Такой короткий срок для написания кантаты объясняется тем, что коронационная комиссия обратилась первоначально с предложением написать кантату к А. Г. Рубинштейну.
В письме к Н. Ф. фон Мекк от 9 (21) марта 1883 года Чайковский пишет[2]:
Президент комиссии так и говорит письме своем, что я один могу выручить их из затруднения, ибо Антон Рубинштейн отказался ввиду краткости срока и указал на меня. Кантата эта должна быть исполнена в Грановитой палате, когда по обычаю, государь обедает один, в виду всех участников церемоний. Я уже сегодня начал писать и то и другое. |
В письме от 20 марта (1 апреля) 1883 года к той же корреспондентке Чайковский сообщает[3]:
Я окончил сочинение кантаты и марша и принялся за оркестровку. |
23 марта (4 апреля) 1883 года в письме к П. И. Юргенсону Чайковский пишет[4]:
Кантату я тоже кончаю и вышлю вместе с маршем. Я очень доволен ею и хочу, чтобы её в будущем сезоне спели в Музыкальном обществе. Буду в своё время просить об этом. А тебе издавать её не советую, хотя не препятствую. Клавираусцуг сделан в партитуре. И это я написал ценой страшного усилия и бессонных ночей – даром. |
24 марта (5 апреля) 1883 года, согласно записи на автографе, партитура кантаты была закончена. 25 марта (6 апреля) 1883 года Чайковский извещает П. И. Юргенсана[5]:
Ценою значительного усилия мне удалось, однако же, для самого себя непостижимо скоро окончить марш и кантату, которые я высылаю завтра к Осипу Ивановичу [Юргенсону] с просьбой доставить кантату в коронационную комиссию. |
На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк[6]:
…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова. |
15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате московского Кремля под управлением Э. Ф. Направника. 21 июня Коронационная комиссия известила Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К большому разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок — перстень с бриллиантами. Нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял и деньги и квитанцию, оставшись, как писал к фон Мекк, «ни с чем». Уже в декабре Юргенсон издал клавир кантаты, а летом следующего года была выпущена и партитура[7].
Текст:[править]
I. Интродукция и хор[править]
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Смешанный хор |
С мала ключика студеная потекла река, |
С мала ключика студеная потекла река, |
Мужской хор |
Гой, не туча в синем небе расстилается — |
Гой, не туча в синем небе расстилается, |
Женский хор |
Полоняночки идут, друг друга спрашивают: |
Полоняночки идут, друг друга спрашивают: |
Смешанный хор |
Неужель Руси погибать смертью лютою, |
Ты в конец ли, Господи, на Русь прогневался? |
II. Ариозо[править]
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Меццо-сопрано |
То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме — |
То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме, |
III. Хор[править]
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Смешанный хор |
Час ударил жданный, радостный, избавленья час для всей Руси; |
Час ударил жданный, радостный, колокольный звон по всей Руси, |
IV. Монолог и хор[править]
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Баритон |
Уж как из лесу, лесу тёмного богатырь выезжал в поле чистое, |
Уж как из лесу, лесу тёмного богатырь выезжал в поле чистое, |
Смешанный хор | Пали два Рима, третий стоит, а четвёртому не быть! | Пали два Рима, третий стоит, а четвёртому не быть! |
V. Ариозо[править]
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Меццо-сопрано |
Мне ли долг велит стяг борьбы поднять, в смертный бой вступить? |
Мне ли, Господи, мне ль по силам Ты тяжкий крест даешь? |
VI. Финал[править]
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Баритон |
По Руси пошёл стук и гром большой, |
По Руси пошёл стук и гром большой, |
Смешанный хор |
Так живи во век, наш родимый край, |
И гряди ж ты в путь, Православный Царь! |
Все |
Слава солнцу на небе, слава! |
Слава Богу на небе, слава! |
Состав исполнителей[править]
Солисты, хор и симфонический оркестр:
- 3 Flauti
- 2 Oboi
- 2 Clarinetti (A)
- 2 Fagotti
- 4 Corni (F)
- 2 Trombe (D)
- 3 Tromboni
- Tuba
- Timpani
- Arpa
- Солисты
- Меццо-сопрано
- Баритон
- Хор
- Сопрано
- Альты
- Тенора
- Басы
- Violini I
- Violini II
- Viole
- Violoncelli
- Contrabassi
Издания[править]
Партитура:
- Юргенсон. Июнь 1888 года[9]
- Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 27
Клавир:
- Юргенсон. декабрь 1885 года
- Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 33 (1965 год)
Примечания[править]
- ↑ система нумерации произведений, предложенная американским музыковедом А. Познанским и британским библиографом Б. Лэнгстоном
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 159
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 293
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 295
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167
- ↑ О кантате на сайте belcanto.ru
- ↑ Котора – Вражда, распря, раздор:
- ↑ Хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки