Всенощное бдение (Рахманинов): различия между версиями
Horovik (обсуждение | вклад) |
Horovik (обсуждение | вклад) м (Horovik переименовал страницу Всенощное бдение (Рахманинов) ор.37 в Всенощное бдение (Рахманинов) опус 37 без оставления перенаправления) |
Версия от 14:21, 4 января 2023
«Всенощное бдение», опус 37 |
---|
Сергей Рахманинов |
Дата создания: 1915 |
Посвящение: памяти С. В. Смоленского |
Язык: церковнославянский |
Сопровождение: a cappella |
«Всенощная» Сергея Рахманинова появилась в годы Первой мировой войны, события которой травмировала многих деятелей искусства не только в России, но и во всем мире. Россию в это время захватила неистовая патриотическая пропаганда и акцентированная ненависть ко всему немецкому. Для Рахманинова закрылась возможность зарубежных гастролей. Некоторую отдушину он находит в серии благотворительных концертов, доход от которых перечисляет в пользу раненных на фронте[1]
Рахманиновская «Всенощная» вырастает из его боли, беспокойства; это ответ на острые вопросы времени, индивидуальный поиск духовно-нравственной основы для творчества. Произведение создается не по заказу, без всякого формального повода.
Рахманинов написал огромное сочинение очень быстро — за две недели. Он посвятил партитуру памяти Степана Смоленского — знатока древнего церковного пения, идеолога «нового направления» в церковной музыке рубежа XIX–XX веков. Премьеру готовил московский Синодальный хор (хор Успенского кафедрального собора в Кремле) под управлением Николая Данилина.
Рахманинов вспоминал: «Во “Всенощной” я больше всего любил один кусок — из пятого гимна “Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром”. В конце там есть место, которое поют басы, — гамма, спускающаяся вниз до нижнего си-бемоль в медленном пианиссимо. Когда я сыграл это место, Данилин сказал: “Где на свете вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество”».
На рубеже XIX-XX века русские композиторы — Александр Архангельский, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов и другие — создали несколько авторских партитур «Всенощного бдения». Большинство из этих работ, в том числе Чайковского и Рахманинова, редко звучат в храмах: считается, что это более концертная, нежели богослужебная музыка.
Записи:
- 1982 год — Ленинградская академическая капелла под руководством В. А. Чернушенко
В репертуаре коллективов:
- Академический Большой хор Российского государственного музыкального телерадиоцентра (2022)[2]
- Хор Мариинского театра (2022)[3]