Четыре хора на стихи Вознесенского (Щедрин)/Первый лёд: различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{#if: {{{1|}}}|{{w|1971}} — }}{{#if: {{{2|}}}|{{K|Щедрин|Родион}}: }}{{#if: {{{3|}}}|«Первый лёд» }}{{#if: {{{4|}}}|№2 из цикла Четыре хора }}{{#if: {{{5|}}}|на стихи {{стихи|Вознесенского|Андре...»)
 
Строка 22: Строка 22:


Несмотря на удобную тесситуру и сравнительно небольшой диапазон партий «Первый лёд» достаточно труден интонационно. Основной штрих звуковедения — legato. Дыхание в основном цепное, за исключением специально помеченных композитором мест, где необходимо выделить, подчеркнуть текст. Динамика хора — почти всё время едва уловимые смены нюансов.
Несмотря на удобную тесситуру и сравнительно небольшой диапазон партий «Первый лёд» достаточно труден интонационно. Основной штрих звуковедения — legato. Дыхание в основном цепное, за исключением специально помеченных композитором мест, где необходимо выделить, подчеркнуть текст. Динамика хора — почти всё время едва уловимые смены нюансов.
{{Видео
|сервис      =youtube
|адрес      =9lhR-AtC1jk
|размер      =420
|выравнивание=
|описание    =Камерный хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова (руководитель: [[Петров Алексей|Алексей Петров]]). Дирижёр — [[Цимбалов Александр|Александр Цимбалов]]
|рамка      =frame
|параметры  =start=125&end=265&loop=1
|автоподгонка=
|размещение  =
}}
[[Категория:Хоровые хиты]]
[[Категория:Хоровые хиты]]
</noinclude>
</noinclude>

Версия от 20:12, 20 марта 2023

«Первый лёд»
фото
Родион Щедрин
Дата создания: 1971
Часть цикла: №2 из цикла Четыре хора
Язык: русский
Слова: Андрея Вознесенского
Сопровождение: a cappella

В миниатюре «Первый лёд» главное для исполнителя — показать внутренний подтекст: незащищённость героини, её недоумение при столкновении с первыми в жизни обидами. Музыка раскрывает психологическую глубину стихотворения. Произведение исполнительски очень трудно, так как нужно чутко передать оцепенение и застылость, охватившее героиню. Форма хора простая трехчастная с сокращённой репризой и небольшой кодой. Основная тональность — a-moll с отклонением в d-moll. В начальном четырёхтакте, репризе и коде использованы органные пункты и сопоставления тонической и субдоминантовой гармонии. В остальных разделах хора гармоническая ткань очень тонкая, подвижная, насыщенная неаккордовыми звуками и альтерированными созвучиями. Устойчивости крайних разделов противопоставлено зыбкое движение неустойчивых аккордов во втором предложении первого раздела. Особенность гармонического языка хора — трактовка диссонансов в виде устоя. Доминантовым терцквартаккордом с низкой квинтой заканчивается первая часть, первым обращением доминантового нонаккорда — вторая. Да и всё сочинение завершается тоническим трезвучием с квартой.

Музыка очень гибко следует за текстом, что выражается в постоянной метро-ритмической смене. Метро-ритм становится здесь одной из важных черт выразительности для передачи образного содержания. Принцип изложения в хоре — аккордовый: четырёхголосие с divisi альтов и басов.

Несмотря на удобную тесситуру и сравнительно небольшой диапазон партий «Первый лёд» достаточно труден интонационно. Основной штрих звуковедения — legato. Дыхание в основном цепное, за исключением специально помеченных композитором мест, где необходимо выделить, подчеркнуть текст. Динамика хора — почти всё время едва уловимые смены нюансов.

Камерный хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова (руководитель: Алексей Петров). Дирижёр — Александр Цимбалов