Четыре хора на стихи Вознесенского (Щедрин)/Первый лёд: различия между версиями
Horovik (обсуждение | вклад) |
Horovik (обсуждение | вклад) |
||
Строка 33: | Строка 33: | ||
|размещение = | |размещение = | ||
}} | }} | ||
==Текст:== | |||
<div style = "border: 2px solid #d6d2c5; width: 270px; background-color: #f9f4e6; padding: 1em; "><poem = "border:">Мёрзнет девочка в автомате, | |||
Прячет в зябкое пальтецо | |||
Всё в слезах и губной помаде | |||
Перемазанное лицо. | |||
Дышит в худенькие ладошки. | |||
Пальцы — льдышки. В ушах — серёжки. | |||
Ей обратно одной, одной | |||
Вдоль по улочке ледяной. | |||
Первый лёд. Это в первый раз. | |||
Первый лёд телефонных фраз. | |||
Мёрзлый след на щеках блестит — | |||
Первый лёд от людских обид.</poem></div> | |||
[[Категория:Хоровые хиты]]{{DEFAULTSORT:Первый лёд}} | [[Категория:Хоровые хиты]]{{DEFAULTSORT:Первый лёд}} | ||
</noinclude> | </noinclude> |
Текущая версия от 16:34, 21 марта 2023
«Первый лёд» |
---|
Родион Щедрин |
Дата создания: 1971 |
Часть цикла: №2 из цикла Четыре хора |
Язык: русский |
Слова: Андрея Вознесенского |
Сопровождение: a cappella |
В миниатюре «Первый лёд» главное для исполнителя — показать внутренний подтекст: незащищённость героини, её недоумение при столкновении с первыми в жизни обидами. Музыка раскрывает психологическую глубину стихотворения. Произведение исполнительски очень трудно, так как нужно чутко передать оцепенение и застылость, охватившее героиню. Форма хора простая трехчастная с сокращённой репризой и небольшой кодой. Основная тональность — a-moll с отклонением в d-moll. В начальном четырёхтакте, репризе и коде использованы органные пункты и сопоставления тонической и субдоминантовой гармонии. В остальных разделах хора гармоническая ткань очень тонкая, подвижная, насыщенная неаккордовыми звуками и альтерированными созвучиями. Устойчивости крайних разделов противопоставлено зыбкое движение неустойчивых аккордов во втором предложении первого раздела. Особенность гармонического языка хора — трактовка диссонансов в виде устоя. Доминантовым терцквартаккордом с низкой квинтой заканчивается первая часть, первым обращением доминантового нонаккорда — вторая. Да и всё сочинение завершается тоническим трезвучием с квартой.
Музыка очень гибко следует за текстом, что выражается в постоянной метро-ритмической смене. Метро-ритм становится здесь одной из важных черт выразительности для передачи образного содержания. Принцип изложения в хоре — аккордовый: четырёхголосие с divisi альтов и басов.
Несмотря на удобную тесситуру и сравнительно небольшой диапазон партий «Первый лёд» достаточно труден интонационно. Основной штрих звуковедения — legato. Дыхание в основном цепное, за исключением специально помеченных композитором мест, где необходимо выделить, подчеркнуть текст. Динамика хора — почти всё время едва уловимые смены нюансов.
Текст:[править]
Мёрзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы — льдышки. В ушах — серёжки.
Ей обратно одной, одной
Вдоль по улочке ледяной.
Первый лёд. Это в первый раз.
Первый лёд телефонных фраз.
Мёрзлый след на щеках блестит —
Первый лёд от людских обид.