Москва (Чайковский): различия между версиями
Kadans64 (обсуждение | вклад) |
Kadans64 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
|издательство = | |издательство = | ||
}} | }} | ||
'''Кантата «Москва»''' (TH 69<ref>система нумерации произведений, предложенная американским музыковедом А. Познанским и британским библиографом Б. Лэнгстоном</ref>) для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 года, по заказу, по случаю коронации Александра III. | '''Кантата «Москва»''' (TH 69<ref>система нумерации произведений, предложенная американским музыковедом А. Познанским и британским библиографом Б. Лэнгстоном</ref>) для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 года, по заказу, по случаю коронации Александра III. Первое исполнение кантаты состоялось в Москве [[15 мая]] 1883 года, в Грановитой палате. Солисты Е. А. Лавровская и И. А. Мельников, хор и оркестр под управлением Э. Ф. Направника. | ||
==История создания== | ==История создания== | ||
8 марта 1883 года Чайковский получил официальное письмо от председателя коронационной комиссии П. А. Рихтера с предложением написать кантату на текст А. Н. Майкова и представить партитуру к 17 апреля. Одновременно с кантатой, Чайковский по заказу города Москвы, писал для коронации Торжественный марш. Такой короткий срок для написания кантаты объясняется тем, что коронационная комиссия обратилась первоначально с предложением написать кантату к А. Г. Рубинштейну. | 8 марта 1883 года Чайковский получил официальное письмо от председателя коронационной комиссии П. А. Рихтера с предложением написать кантату на текст А. Н. Майкова и представить партитуру к 17 апреля. Одновременно с кантатой, Чайковский по заказу города Москвы, писал для коронации Торжественный марш. Такой короткий срок для написания кантаты объясняется тем, что коронационная комиссия обратилась первоначально с предложением написать кантату к А. Г. Рубинштейну. | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167</ref>:{{цитата|…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова.}} | На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167</ref>:{{цитата|…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова.}} | ||
== | ===I. Хор=== | ||
{| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | |||
|- | |||
! !!Советский вариант (переработанный А. И. Машистовым)!!Оригинальный текст (Аполлона Николаевича Майкова) | |||
== | |- | ||
!Смешанный хор | |||
| | |||
С мала ключика студеная потекла река,<br/> | |||
с невелика зачиналась каменна Москва.<br/> | |||
Наезжали тут князья тешиться,<br/> | |||
по темным лесам кабана травить,<br/> | |||
в тихих заводях лебедей стрелять… | |||
| | |||
|- | |||
!Мужской хор | |||
| | |||
Гой, не туча в синем небе расстилается —<br/> | |||
орды вражьи вал за валом по Руси валят;<br/> | |||
не видать в дыму красна солнышка,<br/> | |||
стоном стон стоит по лицу земли;<br/> | |||
где не бьют людей – гонят в полоны… | |||
| | |||
|- | |||
!Женский хор | |||
| | |||
Полоняночки идут, друг друга спрашивают:<br/> | |||
"Из которой веси, из какого города?"<br/> | |||
— "Я из Киева".<br/> | |||
— "Я из Чернигова".<br/> | |||
— "Я из Суздаля".<br/> | |||
— "Из Переяслава"…<br/> | |||
Ты прости прощай, мил родимый край!" | |||
| | |||
|- | |||
!Смешанный хор | |||
| | |||
Неужель Руси погибать смертью лютою, <br/> | |||
ни пощады ей не будет, ни спасенья?<br/> | |||
В людях рознь идёт, меж князей вражда;<br/> | |||
нде ни глянь, кругом тёмна ночь лежит, непроглядная! | |||
| | |||
|} | |||
===II. Ариозо=== | |||
Меццо-сопрано (''То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме…'') — Moderato con moto — Più tranquillo | |||
===III. Хор=== | |||
(''Час ударил жданный, радостный…'') – Allegro | |||
===IV. Монолог и хор=== | |||
баритон (''Уж как из лесу, лесу тёмного…'') | |||
===V. Ариозо=== | |||
Меццо-сопрано (''Мне ли долг велит стяг борьбы поднять…'') — Andante molto sostenuto | |||
===VI. Финал=== | |||
(''По Руси пошёл стук и гром большой…'') — Moderato con moto | |||
==Состав исполнителей== | ==Состав исполнителей== | ||
'''Солисты, хор и симфонический оркестр:''' | '''Солисты, хор и симфонический оркестр:''' | ||
*3 Flauti | *3 Flauti | ||
*2 Oboi | *2 Oboi | ||
*2 Clarinetti (A) | *2 Clarinetti (A) | ||
*2 Fagotti | *2 Fagotti | ||
*4 Corni (F) | *4 Corni (F) | ||
*2 Trombe (D) | *2 Trombe (D) | ||
*3 Tromboni | *3 Tromboni | ||
*Tuba | *Tuba | ||
*Timpani | *Timpani | ||
*Arpa | *Arpa | ||
*Солисты | *Солисты | ||
*Хор | **Меццо-сопрано | ||
**Баритон | |||
*Хор | |||
**Сопрано | |||
**Альты | |||
**Тенора | |||
**Басы | |||
*Violini I | *Violini I | ||
*Violini II | *Violini II | ||
Строка 66: | Строка 108: | ||
*Violoncelli | *Violoncelli | ||
*Contrabassi | *Contrabassi | ||
==Издания== | ==Издания== | ||
'''Партитура:''' | '''Партитура:''' |
Версия от 17:30, 3 декабря 2018
«Москва» |
---|
Пётр Ильич Чайковский |
Дата создания: 5 апреля 1883 года |
Посвящение: по случаю коронации Его Императорского Величества |
Жанр: Кантата |
Слова: Аполлона Николаевича Майкова |
Перевод: переработан А. И. Машистовым |
Состав: солисты, хор и оркестр |
Кантата «Москва» (TH 69[1]) для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 года, по заказу, по случаю коронации Александра III. Первое исполнение кантаты состоялось в Москве 15 мая 1883 года, в Грановитой палате. Солисты Е. А. Лавровская и И. А. Мельников, хор и оркестр под управлением Э. Ф. Направника.
История создания
8 марта 1883 года Чайковский получил официальное письмо от председателя коронационной комиссии П. А. Рихтера с предложением написать кантату на текст А. Н. Майкова и представить партитуру к 17 апреля. Одновременно с кантатой, Чайковский по заказу города Москвы, писал для коронации Торжественный марш. Такой короткий срок для написания кантаты объясняется тем, что коронационная комиссия обратилась первоначально с предложением написать кантату к А. Г. Рубинштейну.
В письме к Н. Ф. фон Мекк от 9 (21) марта 1883 года Чайковский пишет[2]:
Президент комиссии так и говорит письме своем, что я один могу выручить их из затруднения, ибо Антон Рубинштейн отказался ввиду краткости срока и указал на меня. Кантата эта должна быть исполнена в Грановитой палате, когда по обычаю, государь обедает один, в виду всех участников церемоний. Я уже сегодня начал писать и то и другое. |
В письме от 20 марта (1 апреля) 1883 года к той же корреспондентке Чайковский сообщает[3]:
Я окончил сочинение кантаты и марша и принялся за оркестровку. |
23 марта (4 апреля) 1883 года в письме к П. И. Юргенсону Чайковский пишет[4]:
Кантату я тоже кончаю и вышлю вместе с маршем. Я очень доволен ею и хочу, чтобы её в будущем сезона спели в Музыкальном обществе. Буду в своё время просить об этом. А тебе издавать её не советую, хотя не препятствую. Клавираусцуг сделан в партитуре. И это я написал ценой страшного усилия и бессонных ночей – даром. |
24 марта (5 апреля) 1883 года, согласно записи на автографе, партитура кантаты была закончена. 25 марта (6 апреля) 1883 года Чайковский извещает П. И. Юргенсана[5]:
Ценою значительного усилия мне удалось, однако же, для самого себя непостижимо скоро окончить марш и кантату, которые я высылаю завтра к Осипу Ивановичу [Юргенсону] с просьбой доставить кантату в коронационную комиссию. |
На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк[6]:
…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова. |
I. Хор
Советский вариант (переработанный А. И. Машистовым) | Оригинальный текст (Аполлона Николаевича Майкова) | |
---|---|---|
Смешанный хор |
С мала ключика студеная потекла река, |
|
Мужской хор |
Гой, не туча в синем небе расстилается — |
|
Женский хор |
Полоняночки идут, друг друга спрашивают: |
|
Смешанный хор |
Неужель Руси погибать смертью лютою, |
II. Ариозо
Меццо-сопрано (То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме…) — Moderato con moto — Più tranquillo
III. Хор
(Час ударил жданный, радостный…) – Allegro
IV. Монолог и хор
баритон (Уж как из лесу, лесу тёмного…)
V. Ариозо
Меццо-сопрано (Мне ли долг велит стяг борьбы поднять…) — Andante molto sostenuto
VI. Финал
(По Руси пошёл стук и гром большой…) — Moderato con moto
Состав исполнителей
Солисты, хор и симфонический оркестр:
- 3 Flauti
- 2 Oboi
- 2 Clarinetti (A)
- 2 Fagotti
- 4 Corni (F)
- 2 Trombe (D)
- 3 Tromboni
- Tuba
- Timpani
- Arpa
- Солисты
- Меццо-сопрано
- Баритон
- Хор
- Сопрано
- Альты
- Тенора
- Басы
- Violini I
- Violini II
- Viole
- Violoncelli
- Contrabassi
Издания
Партитура:
- Юргенсон. Июнь 1888 года[7]
- Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 27
Клавир:
- Юргенсон. декабрь 1885 года
- Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 33 (1965 год)
Примечания
- ↑ система нумерации произведений, предложенная американским музыковедом А. Познанским и британским библиографом Б. Лэнгстоном
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 159
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 293
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 295
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167
- ↑ Хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки