Москва (Чайковский): различия между версиями
Kadans64 (обсуждение | вклад) |
Kadans64 (обсуждение | вклад) м (Kadans64 переименовал страницу Кантата «Москва» (Чайковский) в Москва (Чайковский) без оставления перенаправления) |
Версия от 13:20, 21 ноября 2021
«Москва» |
---|
Пётр Ильич Чайковский |
Дата создания: 5 апреля 1883 года |
Посвящение: по случаю коронации Его Императорского Величества |
Жанр: кантата |
Слова: Аполлона Николаевича Майкова |
Перевод: переработан А. И. Машистовым |
Состав: меццо-сопрано, баритон, смешанный хор, симфонический оркестр |
Кантата «Москва» (TH 69[1]) для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 года, по заказу, по случаю коронации Александра III. Первое исполнение кантаты состоялось в Москве 15 мая 1883 года, в Грановитой палате. Солисты Е. А. Лавровская и И. А. Мельников, хор и оркестр под управлением Э. Ф. Направника.
В советское время текст кантаты был "политически отредактирован", в нём были убраны все упоминания о Боге и Царе. В таком виде произведение долгие годы издавалось, исполнялось и выходило в записях.
История создания
8 марта 1883 года Чайковский получил официальное письмо от председателя коронационной комиссии П. А. Рихтера с предложением написать кантату на текст А. Н. Майкова и представить партитуру к 17 апреля. Одновременно с кантатой, Чайковский по заказу города Москвы, писал для коронации Торжественный марш. Такой короткий срок для написания кантаты объясняется тем, что коронационная комиссия обратилась первоначально с предложением написать кантату к А. Г. Рубинштейну.
В письме к Н. Ф. фон Мекк от 9 (21) марта 1883 года Чайковский пишет[2]:
Президент комиссии так и говорит письме своем, что я один могу выручить их из затруднения, ибо Антон Рубинштейн отказался ввиду краткости срока и указал на меня. Кантата эта должна быть исполнена в Грановитой палате, когда по обычаю, государь обедает один, в виду всех участников церемоний. Я уже сегодня начал писать и то и другое. |
В письме от 20 марта (1 апреля) 1883 года к той же корреспондентке Чайковский сообщает[3]:
Я окончил сочинение кантаты и марша и принялся за оркестровку. |
23 марта (4 апреля) 1883 года в письме к П. И. Юргенсону Чайковский пишет[4]:
Кантату я тоже кончаю и вышлю вместе с маршем. Я очень доволен ею и хочу, чтобы её в будущем сезоне спели в Музыкальном обществе. Буду в своё время просить об этом. А тебе издавать её не советую, хотя не препятствую. Клавираусцуг сделан в партитуре. И это я написал ценой страшного усилия и бессонных ночей – даром. |
24 марта (5 апреля) 1883 года, согласно записи на автографе, партитура кантаты была закончена. 25 марта (6 апреля) 1883 года Чайковский извещает П. И. Юргенсана[5]:
Ценою значительного усилия мне удалось, однако же, для самого себя непостижимо скоро окончить марш и кантату, которые я высылаю завтра к Осипу Ивановичу [Юргенсону] с просьбой доставить кантату в коронационную комиссию. |
На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк[6]:
…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова. |
15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате московского Кремля под управлением Э. Ф. Направника. 21 июня Коронационная комиссия известила Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К большому разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок — перстень с бриллиантами. Нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял и деньги и квитанцию, оставшись, как писал к фон Мекк, «ни с чем». Уже в декабре Юргенсон издал клавир кантаты, а летом следующего года была выпущена и партитура[7].
Текст:
I. Интродукция и хор
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Смешанный хор |
С мала ключика студеная потекла река, |
С мала ключика студеная потекла река, |
Мужской хор |
Гой, не туча в синем небе расстилается — |
Гой, не туча в синем небе расстилается, |
Женский хор |
Полоняночки идут, друг друга спрашивают: |
Полоняночки идут, друг друга спрашивают: |
Смешанный хор |
Неужель Руси погибать смертью лютою, |
Ты в конец ли, Господи, на Русь прогневался? |
II. Ариозо
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Меццо-сопрано |
То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме — |
То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме, |
III. Хор
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Смешанный хор |
Час ударил жданный, радостный, избавленья час для всей Руси; |
Час ударил жданный, радостный, колокольный звон по всей Руси, |
IV. Монолог и хор
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Баритон |
Уж как из лесу, лесу тёмного богатырь выезжал в поле чистое, |
Уж как из лесу, лесу тёмного богатырь выезжал в поле чистое, |
Смешанный хор | Пали два Рима, третий стоит, а четвёртому не быть! | Пали два Рима, третий стоит, а четвёртому не быть! |
V. Ариозо
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Меццо-сопрано |
Мне ли долг велит стяг борьбы поднять, в смертный бой вступить? |
Мне ли, Господи, мне ль по силам Ты тяжкий крест даешь? |
VI. Финал
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Баритон |
По Руси пошёл стук и гром большой, |
По Руси пошёл стук и гром большой, |
Смешанный хор |
Так живи во век, наш родимый край, |
И гряди ж ты в путь, Православный Царь! |
Все |
Слава солнцу на небе, слава! |
Слава Богу на небе, слава! |
Состав исполнителей
Солисты, хор и симфонический оркестр:
- 3 Flauti
- 2 Oboi
- 2 Clarinetti (A)
- 2 Fagotti
- 4 Corni (F)
- 2 Trombe (D)
- 3 Tromboni
- Tuba
- Timpani
- Arpa
- Солисты
- Меццо-сопрано
- Баритон
- Хор
- Сопрано
- Альты
- Тенора
- Басы
- Violini I
- Violini II
- Viole
- Violoncelli
- Contrabassi
Издания
Партитура:
- Юргенсон. Июнь 1888 года[9]
- Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 27
Клавир:
- Юргенсон. декабрь 1889 года
- Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 33 (1965 год)
Примечания
- ↑ система нумерации произведений, предложенная американским музыковедом А. Познанским и британским библиографом Б. Лэнгстоном
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 159
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 293
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 295
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167
- ↑ О кантате на сайте belcanto.ru
- ↑ Котора – Вражда, распря, раздор:
- ↑ Хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки