Четыре хора на стихи Вознесенского (Щедрин)/Первый лёд: различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 33: Строка 33:
|размещение  =
|размещение  =
}}
}}
==Текст:==
<div style = "border: 2px solid #d6d2c5; width: 270px; background-color: #f9f4e6; padding: 1em; "><poem = "border:">Мёрзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.


Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы — льдышки. В ушах — серёжки.
Ей обратно одной, одной
Вдоль по улочке ледяной.
Первый лёд. Это в первый раз.
Первый лёд телефонных фраз.
Мёрзлый след на щеках блестит —
Первый лёд от людских обид.</poem></div>
[[Категория:Хоровые хиты]]{{DEFAULTSORT:Первый лёд}}
[[Категория:Хоровые хиты]]{{DEFAULTSORT:Первый лёд}}
</noinclude>
</noinclude>

Текущая версия от 16:34, 21 марта 2023

«Первый лёд»
фото
Родион Щедрин
Дата создания: 1971
Часть цикла: №2 из цикла Четыре хора
Язык: русский
Слова: Андрея Вознесенского
Сопровождение: a cappella

В миниатюре «Первый лёд» главное для исполнителя — показать внутренний подтекст: незащищённость героини, её недоумение при столкновении с первыми в жизни обидами. Музыка раскрывает психологическую глубину стихотворения. Произведение исполнительски очень трудно, так как нужно чутко передать оцепенение и застылость, охватившее героиню. Форма хора простая трехчастная с сокращённой репризой и небольшой кодой. Основная тональность — a-moll с отклонением в d-moll. В начальном четырёхтакте, репризе и коде использованы органные пункты и сопоставления тонической и субдоминантовой гармонии. В остальных разделах хора гармоническая ткань очень тонкая, подвижная, насыщенная неаккордовыми звуками и альтерированными созвучиями. Устойчивости крайних разделов противопоставлено зыбкое движение неустойчивых аккордов во втором предложении первого раздела. Особенность гармонического языка хора — трактовка диссонансов в виде устоя. Доминантовым терцквартаккордом с низкой квинтой заканчивается первая часть, первым обращением доминантового нонаккорда — вторая. Да и всё сочинение завершается тоническим трезвучием с квартой.

Музыка очень гибко следует за текстом, что выражается в постоянной метро-ритмической смене. Метро-ритм становится здесь одной из важных черт выразительности для передачи образного содержания. Принцип изложения в хоре — аккордовый: четырёхголосие с divisi альтов и басов.

Несмотря на удобную тесситуру и сравнительно небольшой диапазон партий «Первый лёд» достаточно труден интонационно. Основной штрих звуковедения — legato. Дыхание в основном цепное, за исключением специально помеченных композитором мест, где необходимо выделить, подчеркнуть текст. Динамика хора — почти всё время едва уловимые смены нюансов.

Камерный хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова (руководитель: Алексей Петров). Дирижёр — Александр Цимбалов

Текст:[править]

Мёрзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.

Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы — льдышки. В ушах — серёжки.
Ей обратно одной, одной
Вдоль по улочке ледяной.

Первый лёд. Это в первый раз.
Первый лёд телефонных фраз.
Мёрзлый след на щеках блестит —
Первый лёд от людских обид.