Ксения Селедцова: Эстетика в мелочах. Современный детский хор: различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 26: Строка 26:
'''– Вы руководите женским хор МПУ, но пишите о современном детском хоре?'''  
'''– Вы руководите женским хор МПУ, но пишите о современном детском хоре?'''  


– Долгое время я работала с детским коллективом, а именно, была хормейстером [[Искра (Санкт-Петербург) Хор мальчиков|хора мальчиков хоровой студии «Искра»]] (руководитель – [[Воробьёва Елена|Елена Владимировна Воробьёва]]), поэтому проблемы детского хора мне хорошо знакомы. Впрочем, надо сказать, что детские коллективы могут сильно отличаться друг от друга. Одни хоры достаточно сильные, и чтобы попасть в их состав, нужно пройти серьёзный отбор. Другие только начинают свой творческий путь. В книге, опираясь на свой опыт, я постаралась выделить наиболее актуальные проблемы, которые касаются большинства коллективов.  
– Долгое время я работала с детским коллективом, а именно, была хормейстером [[Искра (Санкт-Петербург)/Хор мальчиков|хора мальчиков хоровой студии «Искра»]] (руководитель – [[Воробьёва Елена|Елена Владимировна Воробьёва]]), поэтому проблемы детского хора мне хорошо знакомы. Впрочем, надо сказать, что детские коллективы могут сильно отличаться друг от друга. Одни хоры достаточно сильные, и чтобы попасть в их состав, нужно пройти серьёзный отбор. Другие только начинают свой творческий путь. В книге, опираясь на свой опыт, я постаралась выделить наиболее актуальные проблемы, которые касаются большинства коллективов.  


'''– Есть ли какие-то различия в работе с хором мальчиков и с хором девочек?'''  
'''– Есть ли какие-то различия в работе с хором мальчиков и с хором девочек?'''  

Текущая версия от 10:40, 21 декабря 2023

Эстетика в мелочах.jpg
В гостях у хорового портала «Корифей» Ксения Селедцова – педагог дирижёрско-хоровых дисциплин, художественный руководитель и дирижёр женского хора II курса Музыкально-педагогического училища №3. Поводом для нашей беседы стала публикация книги Ксении Вячеславовны «Эстетика в мелочах. Современный детский хор», вышедшая в декабре в издательстве «Композитор». 

Эстетика в мелочах. Современный детский хор

– Ксения Вячеславовна, чем Вас привлекла эта тема?

– Этой темой я занимаюсь довольно давно. В основу книги положены материалы диссертации, над которой я работала в аспирантуре. Я рассказываю о важности эстетического, нравственного, морального воспитания детей и подростков. Дело в том, что многие родители в наше время столько работают, что не имеют возможности уделять своим детям нужное им количество времени. Как правило, работают оба родителя, поэтому получается, что на педагога возложена большая ответственность – тем более, что значительную часть своего времени дети проводят в школе или в детском саду, на дополнительных занятиях.

Руководитель хора, подобрав репертуар, подходящий детям по возрасту, может простым и понятным языком поговорить с ними на достаточно серьёзные темы. Они могут быть связаны с философскими категориями – такими как “добро” и “зло” – или даже затрагивать такое понятие, как “смерть”.

– На ум сразу приходит произведение из «Детского альбома» Чайковского “Смерть куклы”.

– В хоровой музыке тоже есть сочинения, которые оперируют этими понятиями, и могут познакомить детей с общепринятыми в обществе представлениями и нормами.

– Ваша книга строится на примерах?

– В основном, конечно, да. Я рассматриваю кантату Сергея Плешака «Звери печальные и весёлые» для детского хора и фортепиано, которая достаточно популярна в нашем городе. Она состоит из десяти ярких песен, каждая их которых рассказывает небольшую историю. Возьмём, к примеру, седьмую песню – «Ослик-лопоушка». В ней поётся про ослика, тележку которого нагрузили очень тяжёлыми камнями. Для детей это доступный материал, который они в состоянии понять и пожалеть героя песни. Чтобы погрузить детей в ситуацию, я задаю им вопросы: “А как бы поступили вы?”, “Что должен был, на ваш взгляд, сделать ослик?”.

В книге я рассматриваю также сочинения Александра Тихоновича Гречанинова и рассказываю о приёмах и методах обсуждения произведений с детьми. В этом случае работа с хором не ограничивается механическим освоением музыкального материала; происходит воспитание и развитие личности, подкреплённое осмысленными художественными образами.

– На какой возраст рассчитана такая методика?

– Я предлагаю использовать её с первого класса. С самых первых шагов необходимо, чтобы дети думали о том, что и как они исполняют, всё время задавать им вопросы: “Нравится тебе тот звук, который издаёшь ты или издаёт хор? Не нравится? Почему не нравится? Что бы ты хотел изменить?”. Таким образом у них вырабатывается критическое мышление.

Главное, что я хотела донести и до педагогов, и до родителей, – с детьми всё время нужно разговаривать, и порой не только на уровне каких-то музыкальных терминов: «Вот здесь мы делаем crescendo, а здесь остановку. Почему мы это сделаем? Что мы хотим этим сказать». Хотя, конечно, и учить музыкальным терминам, и воспитывать у детей музыкальный вкус педагог обязан.

– Вы руководите женским хор МПУ, но пишите о современном детском хоре?

– Долгое время я работала с детским коллективом, а именно, была хормейстером хора мальчиков хоровой студии «Искра» (руководитель – Елена Владимировна Воробьёва), поэтому проблемы детского хора мне хорошо знакомы. Впрочем, надо сказать, что детские коллективы могут сильно отличаться друг от друга. Одни хоры достаточно сильные, и чтобы попасть в их состав, нужно пройти серьёзный отбор. Другие только начинают свой творческий путь. В книге, опираясь на свой опыт, я постаралась выделить наиболее актуальные проблемы, которые касаются большинства коллективов.

– Есть ли какие-то различия в работе с хором мальчиков и с хором девочек?

– На мой взгляд, работать с девочками психологически, наверное, проще. Они от природы, во всяком случае большинство из них, более послушны, более податливы в обучении, чем мальчики. Девочки хотят быть успешными в любой деятельности и чаще хотят нравиться педагогу и заслужить его одобрение.

С мальчиками всё немножко сложнее. Они достаточно непосредственные, у них большое количество своих мыслей, желаний. Чаще всего они хотят активно двигаться, поэтому усмирить их и призвать к порядку, наверное, сложнее. Тем не менее, мне кажется, что они значительно более открыты в своих реакциях, более честны – по крайней мере, в детском возрасте.

– Давайте вернёмся к книге: в ней есть раздел, касающийся репертуара. Я встречал такие сочинения, в которых литературный текст не соответствует возможностям детского хора. Например, для младших школьников такое произведение ещё слишком сложное, в то время как у детей постарше его содержание уже не вызовет интерес.

– Я пишу и об этом. Сейчас мало доступной литературы, потому что уровень снижается и, действительно, есть произведения, которые очень далеки от реальности, это правда. Мы вынуждены снижать критерий набора детей, которые приходят учиться музыке, и, соответственно, сталкиваемся с проблемой того, что, по крайней мере, в младшем хоре чистого двух- или трёхголосия добиться очень сложно. Это скорее всего приходит позже.

Также есть проблема «гудков»: если раньше таких детей было минимальное количество, то сейчас, к сожалению, всё больше и больше. Мальчиков родители отдают в хоры неохотно. Иногда приходят дети с какими-то проблемами речи, дыхания. Это сложный педагогический процесс, требующий от руководителя особого внимания.

– На ваш взгляд хоровое искусство сейчас актуально?

– Безусловно, да. Мне кажется, что пение – это потребность души, поэтому многие люди занимаются хоровым пением вне зависимости от возраста. Вместе не так страшно как одному; с какой-то стороны даже проще, но с какой-то – сложнее. А кроме того хор – это ещё и общение, совместное дело, которое сближает людей. Да и активная хоровая жизнь многих привлекает: концерты, выступления, поездки, занятия творчеством, самовыражение с помощью того, что дано тебе природой.

29 декабря 2016 года

КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»