Москва (Чайковский): различия между версиями
Kadans64 (обсуждение | вклад) |
Kadans64 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
|слова =Аполлона Николаевича Майкова | |слова =Аполлона Николаевича Майкова | ||
|перевод =переработан А. И. Машистовым | |перевод =переработан А. И. Машистовым | ||
|состав = | |состав =меццо-сопрано, баритон, смешанный хор, симфонический оркестр | ||
|сопровождение = | |сопровождение = | ||
|тональность = | |тональность = | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167</ref>:{{цитата|…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова.}} | На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк<ref>П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167</ref>:{{цитата|…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова.}} | ||
15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате московского Кремля под управлением Э. Ф. Направника. 21 июня Коронационная комиссия известила Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К большому разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок — перстень с бриллиантами. Нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял и деньги и квитанцию, оставшись, как писал к фон Мекк, «ни с чем». Уже в декабре Юргенсон издал клавир кантаты, а летом следующего года была выпущена и партитура<ref>[http://www.belcanto.ru/or-tchaikovsky-moscow.html О кантате на сайте belcanto.ru]</ref>. | |||
===I. Интродукция и хор=== | ===I. Интродукция и хор=== | ||
{| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | {| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | ||
Строка 205: | Строка 207: | ||
Мне дороже их дело правое! | Мне дороже их дело правое! | ||
| | | | ||
Мне ли, Господи, мне ль по силам | Мне ли, Господи, мне ль по силам Ты тяжкий крест даешь?<br/> | ||
Не достоин есмь твоея любви!<br/> | Не достоин есмь твоея любви!<br/> | ||
Разве ты мне дашь силу крепкую,<br/> | Разве ты мне дашь силу крепкую,<br/> | ||
Строка 211: | Строка 213: | ||
Я ж как верный раб предаюсь тебе<br/> | Я ж как верный раб предаюсь тебе<br/> | ||
И готов в огонь и во всяку скорбь,<br/> | И готов в огонь и во всяку скорбь,<br/> | ||
Ибо дорог мне не земной | Ибо дорог мне не земной почёт,<br/> | ||
Не земной | Не земной почёт, а Христов венец. | ||
|} | |} | ||
===VI. Финал=== | ===VI. Финал=== | ||
{| class="wikitable" width="95%" style="text-align:left; height:40px" | |||
|- | |||
! !!Советский вариант!!Оригинальный текст | |||
|- | |||
!Баритон | |||
| | |||
По Руси пошёл стук и гром большой,<br/> | |||
чтобы сковать себе броню крепкую,<br/> | |||
броню крепкую не себе одной,<br/> | |||
а что есть людей меж пяти морей,<br/> | |||
чтобы жить им всем что одна семья,<br/> | |||
что одна семья неделимая,<br/> | |||
правды истинной только ищучи<br/> | |||
и для Родины не жалеючи<br/> | |||
во спасение сложить голову,<br/> | |||
ибо выше нет, чем сия любовь!<br/> | |||
Ради славы той потрудилися<br/> | |||
на веку своём люди русские<br/> | |||
по заветам отцовским и дедовским,<br/> | |||
по наказу любимой родины,<br/> | |||
и стоять на том обещаем мы<br/> | |||
все — от старого и до малого! | |||
| | |||
По Руси пошёл стук и гром большой,<br/> | |||
чтоб сковать себе броню крепкую,<br/> | |||
броню крепкую не себе одной,<br/> | |||
а что есть людей меж пяти морей.<br/> | |||
Чтобы жить им всем что одна семья,<br/> | |||
что одна семья под одним вождем,<br/> | |||
правды божеской только ищучи<br/> | |||
и для ближнего не жалеючи<br/> | |||
ибо выше нет, чем сия любовь.<br/> | |||
Ради славы той потрудилися<br/> | |||
и все предки твои, Царь возлюбленный,<br/> | |||
днесь на царствие нам помазанный,<br/> | |||
добродетельми изукрашенный,<br/> | |||
Божьей милостью нам дарованный! | |||
|- | |||
!Смешанный хор | |||
| | |||
Так живи во век, наш родимый край,<br/> | |||
расцветай молодей, что земля весной,<br/> | |||
украшайся трудами сынов своих,<br/> | |||
Чтобы глядючи на Отчизну-мать, Люди радовались!<br/> | |||
И пройдёт твоя далеко слава! Слава! Слава! | |||
| | |||
И гряди ж ты в путь, Православный Царь!<br/> | |||
Да великим твоим царским деланьем<br/> | |||
И смиреньем твоим перед Господом<br/> | |||
О тебе сердца твоих подданных да возрадуются!<br/> | |||
И пройдет твоя далеко в людях слава! Слава! Слава! | |||
|- | |||
!Все | |||
| | |||
Слава солнцу на небе, слава!<br/> | |||
Всей земле могучей, нашей Родине, слава!<br/> | |||
Мудрым кормчим державы нашей слава!<br/> | |||
Нашим доблестным воинам слава!<br/> | |||
Всем, кто трудиться на благо, слава!<br/> | |||
На века всему народу слава!<br/> | |||
Всем народам-братьям слава,<br/> | |||
Всем же братьям и гостям слава!<br/> | |||
Чтобы правда была на Руси краше солнца светлого, слава!<br/> | |||
А эту песнь мы хлебу поём, хлебу честь воздаём! Слава!<br/> | |||
Эту песнь мы хлебу поём: старым людям на утешения, <br/> | |||
Молодым да на услышанье, на услышанье.<br/> | |||
Слава, слава, слава во веки веков, | |||
| | |||
Слава Богу на небе, слава!<br/> | |||
Государю нашему на сей земле – слава!<br/> | |||
Государыне супруге Его – слава!<br/> | |||
Государю Наследнику – слава!<br/> | |||
Всему царскому дому Его – слава!<br/> | |||
И всему Его народу – слава!<br/> | |||
<br/> | |||
<br/> | |||
Чтобы правда была на Руси краше солнца светлого – слава!<br/> | |||
А эту песнь мы хлебу поем, хлебу честь воздаем! Слава!<br/> | |||
Эту песнь мы хлебу поём: старым людям на утешенье,<br/> | |||
Добрым людям на услышанье – слава!<br/> | |||
Слава во веки веков! | |||
|} | |||
==Состав исполнителей== | ==Состав исполнителей== | ||
'''Солисты, хор и симфонический оркестр:''' | '''Солисты, хор и симфонический оркестр:''' | ||
Строка 246: | Строка 329: | ||
*Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 27 | *Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 27 | ||
'''Клавир:''' | '''Клавир:''' | ||
*Юргенсон. декабрь | *Юргенсон. декабрь 1889 года | ||
*Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 33 (1965 год) | *Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 33 (1965 год) | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | <references /> |
Версия от 15:43, 4 декабря 2018
«Москва» |
---|
Пётр Ильич Чайковский |
Дата создания: 5 апреля 1883 года |
Посвящение: по случаю коронации Его Императорского Величества |
Жанр: Кантата |
Слова: Аполлона Николаевича Майкова |
Перевод: переработан А. И. Машистовым |
Состав: меццо-сопрано, баритон, смешанный хор, симфонический оркестр |
Кантата «Москва» (TH 69[1]) для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 года, по заказу, по случаю коронации Александра III. Первое исполнение кантаты состоялось в Москве 15 мая 1883 года, в Грановитой палате. Солисты Е. А. Лавровская и И. А. Мельников, хор и оркестр под управлением Э. Ф. Направника.
В советское время текст кантаты был "политически отредактирован", в нём были убраны все упоминания о Боге и Царе. В таком виде произведение долгие годы издавалось, исполнялось и выходило в записях.
История создания
8 марта 1883 года Чайковский получил официальное письмо от председателя коронационной комиссии П. А. Рихтера с предложением написать кантату на текст А. Н. Майкова и представить партитуру к 17 апреля. Одновременно с кантатой, Чайковский по заказу города Москвы, писал для коронации Торжественный марш. Такой короткий срок для написания кантаты объясняется тем, что коронационная комиссия обратилась первоначально с предложением написать кантату к А. Г. Рубинштейну.
В письме к Н. Ф. фон Мекк от 9 (21) марта 1883 года Чайковский пишет[2]:
Президент комиссии так и говорит письме своем, что я один могу выручить их из затруднения, ибо Антон Рубинштейн отказался ввиду краткости срока и указал на меня. Кантата эта должна быть исполнена в Грановитой палате, когда по обычаю, государь обедает один, в виду всех участников церемоний. Я уже сегодня начал писать и то и другое. |
В письме от 20 марта (1 апреля) 1883 года к той же корреспондентке Чайковский сообщает[3]:
Я окончил сочинение кантаты и марша и принялся за оркестровку. |
23 марта (4 апреля) 1883 года в письме к П. И. Юргенсону Чайковский пишет[4]:
Кантату я тоже кончаю и вышлю вместе с маршем. Я очень доволен ею и хочу, чтобы её в будущем сезона спели в Музыкальном обществе. Буду в своё время просить об этом. А тебе издавать её не советую, хотя не препятствую. Клавираусцуг сделан в партитуре. И это я написал ценой страшного усилия и бессонных ночей – даром. |
24 марта (5 апреля) 1883 года, согласно записи на автографе, партитура кантаты была закончена. 25 марта (6 апреля) 1883 года Чайковский извещает П. И. Юргенсана[5]:
Ценою значительного усилия мне удалось, однако же, для самого себя непостижимо скоро окончить марш и кантату, которые я высылаю завтра к Осипу Ивановичу [Юргенсону] с просьбой доставить кантату в коронационную комиссию. |
На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк[6]:
…работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова. |
15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате московского Кремля под управлением Э. Ф. Направника. 21 июня Коронационная комиссия известила Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К большому разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок — перстень с бриллиантами. Нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял и деньги и квитанцию, оставшись, как писал к фон Мекк, «ни с чем». Уже в декабре Юргенсон издал клавир кантаты, а летом следующего года была выпущена и партитура[7].
I. Интродукция и хор
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Смешанный хор |
С мала ключика студеная потекла река, |
С мала ключика студеная потекла река, |
Мужской хор |
Гой, не туча в синем небе расстилается — |
Гой, не туча в синем небе расстилается, |
Женский хор |
Полоняночки идут, друг друга спрашивают: |
Полоняночки идут, друг друга спрашивают: |
Смешанный хор |
Неужель Руси погибать смертью лютою, |
Ты в конец ли, Господи, на Русь прогневался? |
II. Ариозо
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Меццо-сопрано |
То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме — |
То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме, |
III. Хор
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Смешанный хор |
Час ударил жданный, радостный, избавленья час для всей Руси; |
Час ударил жданный, радостный, колокольный звон по всей Руси, |
IV. Монолог и хор
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Баритон |
Уж как из лесу, лесу тёмного богатырь выезжал в поле чистое, |
Уж как из лесу, лесу тёмного богатырь выезжал в поле чистое, |
Смешанный хор | Пали два Рима, третий стоит, а четвёртому не быть! | Пали два Рима, третий стоит, а четвёртому не быть! |
V. Ариозо
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Меццо-сопрано |
Мне ли долг велит стяг борьбы поднять, в смертный бой вступить? |
Мне ли, Господи, мне ль по силам Ты тяжкий крест даешь? |
VI. Финал
Советский вариант | Оригинальный текст | |
---|---|---|
Баритон |
По Руси пошёл стук и гром большой, |
По Руси пошёл стук и гром большой, |
Смешанный хор |
Так живи во век, наш родимый край, |
И гряди ж ты в путь, Православный Царь! |
Все |
Слава солнцу на небе, слава! |
Слава Богу на небе, слава! |
Состав исполнителей
Солисты, хор и симфонический оркестр:
- 3 Flauti
- 2 Oboi
- 2 Clarinetti (A)
- 2 Fagotti
- 4 Corni (F)
- 2 Trombe (D)
- 3 Tromboni
- Tuba
- Timpani
- Arpa
- Солисты
- Меццо-сопрано
- Баритон
- Хор
- Сопрано
- Альты
- Тенора
- Басы
- Violini I
- Violini II
- Viole
- Violoncelli
- Contrabassi
Издания
Партитура:
- Юргенсон. Июнь 1888 года[9]
- Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 27
Клавир:
- Юргенсон. декабрь 1889 года
- Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 33 (1965 год)
Примечания
- ↑ система нумерации произведений, предложенная американским музыковедом А. Познанским и британским библиографом Б. Лэнгстоном
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 159
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 293
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 295
- ↑ П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167
- ↑ О кантате на сайте belcanto.ru
- ↑ Котора – Вражда, распря, раздор:
- ↑ Хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки