Валерий Успенский: Заведующий хоровой лабораторией

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Выпускники кафедры хорового дирижирования 2017 года
Закончился очередной учебный год. Кафедра хорового дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова выпустила в этом году 14 молодых дирижёров. 

Заведующий кафедрой, Народный артист России Валерий Всеволодович Успенский рассказал Хоровому порталу «Корифей» о проблемах в системе обучения студентов.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ХОРОВОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ

— Валерий Всеволодович, Вы 35 лет возглавляете кафедру хорового дирижирования, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами в работе Вы сталкивались на протяжении этого времени?

— Система подготовки хоровых дирижёров имеет богатые традиции. Наша кафедра направлена на развитие тех ценностей, которые были заложены в своё время при создании дирижёрского факультета Ленинградской консерватории в 1925 году. Наши преподаватели — это, конечно, ученики и последователи тех педагогов, которые стояли у истоков создания петербургской школы дирижирования.

В 1982 году, когда я пришёл на кафедру, главной проблемой, на мой взгляд, была организация практики студентов. Для выхода студента-дирижёра непосредственно к хору в учебном плане было заложено минимальное количество часов. Вспоминая свой выпуск, а также время учёбы моих коллег, скажу, что в 60-е годы мы имели в лучшем случае 3-4 часа для подготовки программы. У меня на государственном экзамене было всего 2 сочинения: «Слёзы» Мариана Коваля и «Вечер» Золтана Кодая. Конечно, по такой маленькой, если не сказать куцей, программе трудно оценить качество подготовки дирижёра.

В последние годы нам удалось изменить эту систему. Раньше требования были такие: 1-2 акапельных сочинения и небольшое произведение с сопровождением. Теперь, когда для подготовки дипломной программы у пятикурсника есть 10 часов работы с хором, мы предоставляем студенту возможность в пределах 20 минут самостоятельно выбрать программу, в которой он смог бы с разных сторон раскрыть все свои возможности. В этом году, например, прозвучали фрагменты из «Братского поминовения» Александра Кастальского, «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, «Поэзы Игоря Северянина» Юрия Фалика и многое другое.

— А какие проблемы стоят перед кафедрой сегодня?

— На сегодняшний день возникают проблемы, которые исходят не из самой системы подготовки специалистов, а связаны с влиянием тенденций к образованию в целом. Что я имею ввиду: нас заставляют пересматривать учебные планы с точки зрения, как сейчас модно говорить, оптимизации. Программы хоровых дисциплин давно сложились и на протяжении многих лет показывают свою эффективность, но несмотря на это, сейчас приходится сокращать учебные часы за счёт передачи их на самостоятельную работу студентов. Мы пытаемся решать эти проблемы силами кафедры, учёного совета и руководства ВУЗа.

Приведу пример: в 1991 году министерство культуры, услышав наши просьбы, определило для практики студентов профессиональный коллектив. Также как существует симфонический оркестр, который обеспечивает практику студентам-симфонистам, у нас появился свой коллектив — Камерный хор Санкт-Петербургской консерватории под управлением Станислава Николаевича Легкова. После этого все дирижёры со 2 по 5 курс смогли выходить к хору по 4 раза в год со своими программами. Так выстроилась разумная система практической работы с хором. Но в связи с некоторыми финансовыми проблемами, которые наша страна испытывает в последние годы, сначала хор сократили с 40 человек до 26, а с прошлого года коллектив прекратил свою работу.

В этом году с помощью ректората наша кафедра нашла возможность сохранить практику студентам за счёт нашего Хора оперной студии (руководитель — Юлия Хуторецкая). Но поскольку старое здание, в котором располагается оперный театр консерватории, сейчас находится на ремонте, происходит сокращение тех штатных единиц, которые там размещались. В частности, с будущего учебного года хор сократится с 40 певцов до 22. Студенты продолжат проходить практику на Хоре оперной студии, однако из-за ограниченной численности певцов им будет доступен далеко не весь хоровой репертуар.

Несмотря на это, нам всё же удаётся сохранять качество подготовки специалистов. Показателем этого является участие наших студентов в различных конкурсах хоровых дирижёров, где они становятся лауреатами.

Ещё одной характеристикой качества подготовки наших студентов является активная работа нашего хорового класса — Хора студентов консерватории, который более 15 лет является постоянным участником абонементных и общедоступных концертов Санкт-Петербургской филармонии. Раньше этого не было — хор занимался только учебными делами. Были и крупные работы, но они оставались в стенах консерватории. Сейчас хор обеспечивает не только учебную подготовку дипломных программ, но и ведёт активную работу в качестве концертного коллектива. Ежегодно мы принимаем участие в 3–4-х концертных программах филармонии, что даёт нашим студентам богатейший опыт практического участия в интересных проектах и общения с известными с музыкантами, дирижёрами. В прошлом месяце под руководством Юрия Темирканова мы спели «Три русские песни для хора и оркестра» Сергея Рахманинова. Несомненно, что встреча с маэстро, его репетиции и концерт имеют большое значение для воспитания хоровых дирижёров.

— Студент, выпускаясь из консерватории, имеет в своём багаже определённый репертуар. В последнее же время хор консерватории исполняет малоизвестные произведения, которые крайне редко попадают на концертные афиши. Можно вспомнить, к примеру, «Вавилонское столпотворение» Антона Рубинштейна — ораторию, которая исполнялась до этого лишь на премьере. Почему такой выбор? На Ваш взгляд, студенты консерватории уже освоили основные произведения, которые им в дальнейшем пригодятся в работе?

— Ораторию «Вавилонское столпотворение» мы исполнили на Молодёжном фестивале хоровой и симфонической музыки, который был приурочен к 150-летию создания нашей консерватории. Идея принадлежала дирижёру — Александру Титову, он предложил завершить фестиваль этим масштабным сочинением. Сводный хор, который состоял из четырёх консерваторских хоров (из Москвы, Саратова, Казани и Санкт-Петербурга) смог озвучить это непростое и редко исполняемое произведение.

Возвращаясь к Вашему вопросу, могу ответить, что смысл классического образования заключается в том, чтобы студент овладел навыками работы с любым сочинением. И тогда наш выпускник сможет работать с любым коллективом: с оперным, любительским, профессиональным, женским, мужским, детским. В консерватории подготовка дирижёра формируется на основе классического репертуара, главная задача обучения — это не охватить весь репертуар, а освоить принцип работы над произведением.

Могу привести свой собственный пример: на пятом курсе консерватории я получил распределение в оперный театр Улан-Удэ на должность главного хормейстера. Естественно, что в то время я знал репертуар оперного театра не целиком, а только отдельные хоры, которые входят в программу обучения. Но практика, знания и умение работать с музыкальным материалом дала мне возможность войти в этот репертуар и освоить его как главному хормейстеру. Если в запасе у студента есть понимание принципов подхода к произведению, это обеспечивает ему возможность работы с любым коллективом.

— Как Вы относитесь к тому, что некоторые студенты начинают работать уже во время обучения в консерватории, для них это плюс или скорее минус?

— Я бы сказал, что к этому вопросу нельзя относиться однозначно. С одной стороны, конечно, плюс: будучи участником творческого процесса, студент имеет возможность не только накапливать опыт, но и зарабатывать деньги, что тоже немаловажно при сегодняшней стипендии. С другой стороны, это отвлекает от учёбы. Впрочем, работа на старших курсах в меньшей степени сказывается на успеваемости. Все мы в своё время тоже активно работали, участвовали в самодеятельном движении, всё это дало определенный результаты в нашей профессиональной подготовке. Конечно, возникают некоторые проблемы совмещения учебной деятельности с концертной, но мы стараемся находить различные пути решения.

— Вы могли бы сравнить успехи выпускников, которые во время обучения работали, получая дополнительный опыт, со студентами, которые только учились. Их дальнейшая карьера складывалась по-разному?

— Я думаю, что это не главный показатель. Главную роль играет всё-таки талант, а задача педагогов — помочь этому таланту раскрыться в полной степени. Работает студент во время обучения или нет — в какой-то степени влияет, но не серьёзно.

— Короткий вопрос: что, на Ваш взгляд, важнее — хоровой класс или специальность?

— Я считаю, что хоровой класс важнее. Это лаборатория, где формируется будущий музыкант. Студент, находящийся на хоровой репетиции, является не только исполнителем, но и критиком. Он видит перед собой разных дирижёров, имеет возможность учиться новым методам работы с хором, в то же время замечая и недостатки.

Дирижирование в классе под рояль — это подспорье, которое даёт возможность технически объяснить необходимость того или иного действия будущего дирижёра. Итог этих занятий заключается в том, чтобы студент, овладев мануальной техникой, сумел всё это показать в реальном звучании перед хором. Поэтому я считаю, что при подготовке хоровых дирижёров основной дисциплиной является хоровой класс, а дирижирование в классе — это репетиционный процесс перед выходом к хору.

— Какие выступления предстоят Хору студентов консерватории в будущем сезоне?

— Первое выступление нашего хора в Большом зале филармонии запланировано на 20 сентября: в концерте, посвященном юбилею Александра Скрябина, мы исполним фантазию для хора и оркестра «Предварительное действо». Затем в ноябре прозвучит 9-я симфония Л. Бетховена, а в апреле — кантата Сергея Прокофьева «Семеро их» и «Патетическая оратория» Георгия Свиридова. С большим удовольствием приглашаю всех слушателей на наши концерты.

— Планируются ли какие-то мероприятия, связанные с Вашим 35-летним управлением Хором студентов и дирижерско-хоровой кафедрой?

— Ну, конечно, нет: это не юбилей. Главное, что я хотел бы сказать, что за эти 35 лет у нас сложился профессиональный и дружный коллектив. Безусловно, у каждого преподавателя есть своё мнение, но когда все движутся в одном направлении, многие спорные моменты можно преодолеть. Главная моя радость в том, что трудностей в работе с коллегами у меня никогда не возникало.

4 июля 2017 года

КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»