Томпсон Рэндалл
|
Рэндалл Томпсон (англ. Randall Thompson) — американский композитор, наиболее известный своими хоровыми сочинениями.
Творческий путь
Учился в школе Лоуренсвилля, где его отец был учителем английского языка. Затем — закончил Гарвардский университет и стал преподавать музыку и дирижировать хором в колледже Уэлсли. Он получил докторскую степень в области музыки в Истменской школе музыки (Рочестерский университет). Он продолжил преподавать в Кёртисовском институте музыки (в 1941/42 годах занимал должность директора), в Университете Виргинии и Гарвардском университете. Особенно известны его хоровые произведения.
Томпсон написал три симфонии и многочисленные вокальные сочинения: «Американа», «Завет свободы», «Фростиана» и «Мирное королевство», вдохновленное живописью Эдварда Хикса. Самое популярное и узнаваемое хоровое сочинение Р. Томпсона — гимн «Аллилуйя», заказанный Сергеем Куссевицким для открытия Беркширского музыкального центра в Тэнглвуде. Он также написал оперу «Соломон и Балкида» и музыкальную драму «Рождество по св. Луке».
Песенный цикл «Американа» написан в музыкальном стиле «News Items» (новостные статьи) — композиции, которые пародируют газетную форму и содержание или тексты которых взяты из средств массовой информации. Тексты этого произведения заимствованы из раздела «Американа» в журнале «American Mercury», где перепечатывались цитаты и истории из других американских СМИ.
Одним из студентов Томпсона в Гарварде и Кёртисе был Леонард Бернстайн. Также Томпсон был учителем Сэмюэля Адлера, Лео Крафта, Хуана Оррего-Саласа и других музыкальных деятелей Америки.
В знак признания огромного влияния Томпсона на хоровую музыку для мужского состава, 2 мая 1964 года он стал первым лауреатом престижной премии хора Пенсильванского университета. Учреждённая в 1964 году, эта награда ставит целью выразить признательность человеку, который внёс значительный вклад в мир музыки и помог создать атмосферу, в которой талант может найти достойное выражение. Он также был лауреатом Сэнфордской медали Йельского университета.
Сочинения[1]
Хоровые произведения
- 1922 — «Последний призыв» (The Last Invocation)
- 1924 — «Оды Горация» (Odes of Horace)
- 1928 — «Pueri Hebraeorum»
- 1932 — «Американа»
- 1936 — «Мирное королевство» (The Peaceable Kingdom) — на текстах пророка Исаии
- 1937 — «Тарантелла» — на текст Хилэра Беллока
- 1940 — «Аллилуйя»
- 1943 — «Завет свободы» (The Testament of Freedom) — на тексты Томаса Джефферсона
- 1949 — «Последние слова Давида» (The Last Words of David)
- 1955 — «Месса Святого Духа» (Mass of the Holy Spirit)
- 1956 — «Ода Виргинской экспедиции» (Ode to the Virginian Voyage)
- 1958 — «Реквием» драматический диалог
- 1958 — «Слава в Вышних Богу» (Glory to God in the Highest)
- 1959 — «Фростиана» — семь песен на стихи Роберта Фроста
- 1963 — «Лучшая из комнат» (The Best of Rooms) на текст Роберта Геррика
- 1963 — «Праздник прославления» (A Feast of Praise) на библейские тексты
- 1967 — «Псалом благодарения» (A Psalm of Thanksgiving)
- 1968 — «Место для блаженных» (Place of the Blest) на тексты Роберта Геррика и Ричарда Уилбера
- 1970 — «Сладкая горечь» (Bitter-Sweet)
- 1975 — кантата «Конкорд» (A Concord Cantata) светская кантат на тексты Эдварда Хейла, Аллена Френча и Роберта Фроста
- 1983 — «Двенадцать песен» (The Twelve Canticles) — последнее сочинение Томпсона, посвящено концертному хору колледжа Эмори и Генри. На тексты одиннадцати любимых отрывков Томпсона из Библии.
- «Страсти по св. Луке», заказанные к 150-летию Общества Генделя и Гайдна.
- «Рождество по св. Луке»
- «Бархатные туфли» (Velvet Shoes)
Оперы
«Соломон и Балкида»
Симфонии
- 1931 — Симфония №1
- 1931 — Симфония №2
- 1947–49 — Симфония №3
Струнные квартеты
- 1941 — Квартет № 1 ре-минор
- 1967 — Квартет № 2 соль-мажор