Инесса Бодяко: Гастроли хора студентов белорусской академии в Санкт-Петербурге

Материал из Хоровая википедии
Версия от 09:38, 14 июня 2021; Гербера (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Bodiako.jpg
23 ноября 2016 года в Минске отметят 95-летие со дня рождения белорусского хорового дирижёра Виктора Владимировича Ровдо (1921 – 2007), который долгие годы возглавлял Студенческий хор Белорусской академии музыки. Хоровой портал «Корифей», подходя к этой дате, предлагает вашему вниманию интервью с Инессой Бодяко – художественным руководителем и дирижёром Студенческого хора Белорусской государственной академии музыки, заведующей кафедрой хорового дирижирования, ученицей Виктора Владимировича.

Гастроли хора студентов белорусской академии в Санкт-Петербурге[править]

– Инесса Михайловна, расскажите, пожалуйста, о Вашем коллективе. Вы приехали в Петербург на фестиваль «Международная неделя консерваторий» в составе 40 человек – это полный состав хора? И как Вам удаётся в условиях учебного коллектива так сбалансировать исполнителей, чтобы количество мужских и женских голосов было одинаковым?

– Хор состоит из студентов кафедры хорового дирижирования. Лет 5 назад у нас обучалось более 90 человек, но сейчас, в связи с уменьшением набора, наш общий состав – 75 человек, некоторое количество из которых – китайские студенты. Последние 2 года мы работаем в таком режиме: 40 человек – это смешанный коллектив, остальные девушки участвуют только в женском хоре. Это позволяет микшировать составы, например, в прошлом году к нам приезжал латышский дирижёр Романс Ванагс (Romāns Vanags), и для той программы мы делали большой женский хор. В этом году составы не пересекаются.

Хор БГАМ1.jpg

– Первый курс принимает участие в этой поездке?

– Только мальчики, поскольку мужских голосов не хватает, к сожалению.

– В Петербург вы привезли концертную программу, которая состояла из произведений различных жанров: от духовной музыки до мюзикла. Это фрагменты из разных уже готовых программ?

– Нет, это мой принципиальный подход к контрастной драматургии в построении концертных программ в этом году. Впрочем, все номера объединены по форме определённым нарастанием к финалу. Выступление было построено таким образом, чтобы показать весь спектр возможностей коллектива, которые к этому моменту уже сформировались.

– Действительно, ваше выступления было ярким, хор продемонстрировал владение различными стилями, в том числе народным, джазовым. Я бы даже сказал, что передо мною, в рамках одного хора, выступило несколько разных коллективов, которые сменяли друг друга, добавляя, в зависимости от репертуара, всё новые и новые исполнительские краски. Одной из важных составляющих выступления является театральное представление. Как вы добиваетесь от студентов именно этого?

Хор БГАМ2.jpg

– С одной стороны, долго и порой мучительно, а с другой – легко, потому что они молодые люди, и им это интересно. Моя задача как педагога – научить студентов не только классике, что мы и делаем, но и познакомить их со всеми главными направлениями в мире музыки. Не хочу сказать, что студент должен быть всеяден, но он обязан знать лучшее, чтобы потом использовать это в своей творческой и профессиональной жизни. К нам в академию приходят 18-летние молодые люди, и абсолютно неизвестно, кем они станут в 25-30. Возможно, кто-то будет заниматься классической музыкой, а кого-то внутренняя душевная потребность приведёт в эстраду. Выпускник должен иметь хороший вкус и к этому.

– Если возвращаться к вопросу о театральной стороне выступления, как технически у Вас устроена эта работа? Мы с вами находимся в хоровом классе Санкт-Петербургской консерватории: здесь 60 стульев, 2 рояля и совсем нет места, чтобы проводить какие-то мизансценные репетиции. Я думаю, это довольно проблематично. Как Вы с этим справляетесь?

– Мы убираем стулья, отодвигаем их, и я начинаю делать хореографическую постановку. Попурри из мюзикла Бернстайна невозможно же просто петь, эта музыка основана на действии, которое и выражается у нас в различных сценках.

– Я часто спрашиваю руководителей хоров о том, куда развивается хоровой жанр. И одно из направлений развития хорового искусства – это именно хоровой театр. Вы согласны с этим?

– Да, но это отнюдь не новая тенденция. В Саратове, например, уже много лет существует Губернский хоровой театр Людмилы Лицовой или в Перми хор «Млада». Впрочем, разные люди по-разному трактуют понятие «хоровой театр». Хоровой театр может начинаться со звука и быть в звуке. Хороший пример хорового театра в звуке – Камерный хор Владимира Николаевича Минина.

– На Вашем концерте в Яани кирик было много номеров, в которых хористы пели сольно. Отличается ли сольное пение от хорового, ансамблевого, и как это сочетается в Вашем коллективе?

– Возможности каждого певца хора должны быть такими, чтобы он мог петь сольно. И это важно. Часто бывает так, что на первом курсе приходят ребята в хор, и я сразу говорю: “Давай-ка, спой соло”. И так вырастают солисты, которые вначале, может быть, ещё имеют не очень крупные голоса. Моя задача – постепенно направлять их, воспитывать, показывать стилистику, продолжая их развитие.

Но если на эстраде иногда допустимо «бездыханное» пение в микрофон, то в хоре я стремлюсь к тому, чтобы все пели вокальным звуком, порой независимо от стиля. Например, возьмём «Words» из репертуара “The Real Group”. Исполнить хором в 40 человек материал, который 5 человек поют в микрофон, – большой эксперимент. Это было сложно, но, мне кажется, на концерте у нас всё получилось.

Хор БГАМ3.jpg

– Мой последний вопрос касается конкурса хоровых дирижеров им. В. В. Ровдо, который будет проходить в Минске с 26 по 28 ноября. В чем его особенность в этом году?

– Конкурс – это моя гордость. Он проходит в 4-й раз и посвящён памяти моего учителя Виктора Владимировича Ровдо. В этом году конкурс вызвал огромный интерес: мы получили более 40 заявок, в то время как в прошлые годы их было 20-25. К сожалению, количество участников ограничено – это связано с тем, что все 3 тура проходят в работе с хором, а это только один коллектив – наш студенческий хор, и ребята хорошо справляются с этой задачей.

Особенность этого года в том, что у нас весьма представительное и почётное жюри: это ректор нашей Alma mater профессор Екатерина Дулова, декан Московской консерватории Алексей Рудневский (Россия), профессор Казахского университета искусств Гульмира Куттыбадамова (Казахстан), заведующий кафедрой дирижирования Музыкальной академии имени Ф. Листа Чаба Кутнянский (Венгрия). Второй момент – повысился призовой фонд, что тоже немаловажно для участников конкурса.

Все партитуры дирижёр может выучить заранее, и хор тоже будет их знать. Основная идея состоит в том, чтобы конкурсант раскрыл в работе своё индивидуальное интерпретаторское начало, а не показывал хормейстерскую методику разучивания материала.

– То есть, хор хорошо знает материал, и конкурсные произведения уже звучали в концертах?

– Некоторые сочинения, которые заявлены в программе, мы исполняли на концертах, и хор имеет чёткое представление о моей интерпретации. Но это не значит, что конкурсанты не смогут сделать что-то другое. С хором часто работают разные дирижёры, в том числе и зарубежные, что позволяет видеть разные руки, понимать любые идеи.

В первом туре у каждого участника будет по 10 минут для работы как с женским, так и со смешанным хором по одному произведению. Таким образом, получается около 4 часов работы одного коллектива в непрерывном внимании. И это не обыкновенная репетиция, когда дирижёр может рассказать анекдот, с кем-нибудь поговорить, дать попеть c закрытым ртом или просто поразбирать ноты. Здесь нужно каждому ответить и каждому помочь, это ежеминутная работа коллектива с максимальной отдачей. Это очень сложно, но мы постараемся с этим справиться.

14 ноября 2016 года

КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»