Поющая площадь

Материал из Хоровая википедии
Версия от 20:43, 28 августа 2012; Anton (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Миусская площадь в 1913 году

Миусская (Поющая) площадь расположена между улицей Александра Невского и Миусским проездом в Москве.

В конце XIX — начале XX века на далекой малолюдной Московской окраине у Тверской заставы, на месте бывших лесных складов и свинарников, возник новый культурно-образовательный центр города — Миусская площадь. В 1898-1915 годах на ней было построено несколько учебных заведений, что превратило ее в один из крупнейших центров московского образования:

  • Московское промышленное училище имени Александра II (1898-1903 годы; ныне — РХТУ им. Д. И. Менделеева);
  • Ремесленное училище имени П. Г. Шелапутина (1903 год; ныне в составе зданий РХТУ им. Д. И. Менделеева);
  • Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского (1911—1912 годы; ныне — РГГУ)
  • Московский археологический институт 1912—1913; ныне в составе зданий РГГУ).
Вид на Миусскую площадь с переулка Александра Невского

Строительство было увенчано двадцатиодноглавым собором святого Александра Невского, по замыслу архитектора А. Н. Померанцева способного вместить до 6000 молящихся.

Столь тесная концентрация учебных заведений на относительно небольшой территории не могла не повлиять на социально-культурный облик площади. Во многом этому способствовало появление в новых учебных заведениях певческих коллективов — по негласному требованию того времени, обязательному атрибуту любого образовательного учреждения.

Первым «собранием поющих» на Миусской площади принято считать Хор студентов и преподавателей Московского промышленного училища имени Александра II, организованный в 1905 году выпускником Московской Консерватории Михаилом Ильичем Николаевским. Хор быстро завоевал популярность среди московских меломанов и получил дружеское наименование «Хор на Миуссах».

Следом, внимая удачному примеру, возник хор Ремесленного училища имени П. Г. Шелапутина, который возглавил друг и сокурсник Николаевского Константин Иванович Думчев. В хоре пели, в основном, воспитанники училища — современники отмечали его специфическое звучание, обусловленное молодыми, еще неокрепшими голосами участников.

Чуть позднее, в ноябре 1912 года, был организован Хор Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского (под управлением выпускника Московской консерватории Юлиан Брандта, большого друга дома Шанявских), а в 1915 году — Мужской хоровой ансамбль Московского археологического института, которым руководил Андрей Байковский (археолог, не имевший специального музыкального образования).

Тогда же, в 1915 году был освящен первый придел Собора Св. Александра Невского во имя св. Тихона Воронежского. Как и храм, придел тоже оказался внушительным по размерам – в нем могли находиться до 400 молящихся, что потребовало организации полноценного церковного хора. Данных о его руководителе (регенте) и о количестве певчих не сохранилось, однако известно, что в праздничные богослужения в него вливались представители всех «миусских» хоров. С этим сводным церковным составом приезжали поработать такие корифеи хорового искусства, как Павел Чесноков и Николай Данилин. Современники характеризовали звучание этого коллектива как непревзойденное.

Вплоть до Октябрьской революции Миусская площадь носила неофициальный, но гордый титул «Поющая». Обосновавшиеся на ней хоры часто устраивали совместные концерты — прообразы современных хоровых фестивалей. В теплое время года, часто на Пасху, хоры выходили на Миусскую площадь и на лестнице у западной стены собора Св. Александра Невского объединялись в большой сводный хор, которым по очереди управляли разные дирижеры (прообразы современных «певческих полей» и «опен эйров»). Совместно исполнялись духовные и светские сочинения, обработки народных песен. Существуют воспоминания современников о совместном исполнении сводным хором на открытом воздухе кантаты П.И. Чайковского «Москва» в сопровождении симфонического оркестра (сведений об оркестре и дирижёре не сохранилось).

«Миусские хоры» несколько раз приглашались в постановки частных московских оперных театров, включая знаменитую Оперу Саввы Мамонтова (ныне в этом здании располагается театр «Московская оперетта») для участия в массовых сценах таких спектаклей, как «Иван Сусанин» М. Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского. По приглашению С. Дягилева хоры Народного университета и Промышленного училища принимали участие «Русских сезонах» в Париже.

Некоторая стагнация в хоровом деле на Миусской площади наблюдалась в предреволюционные годы.

Хор археологов просуществовал до 1916 года (причины его распада не известны).

Хор воспитанников Ремесленного училища в том же году объединился с коллективом Московского промышленного училища (благо корпуса находились рядом) и фактически прекратил существование.

Хор Московского промышленного училища к 1917 году объективно уменьшил свою численность, выступления его носили эпизодический характер. Точная дата полного прекращения репетиций и концертов не известна.

Хор народного университета А. Шанявского просуществовал до 1920 года — он был ликвидирован вместе с Народным университетом, преобразованным в Коммунистическую академию имени Свердлова.

Собор Св. Александра Невского

Собор Св. Александра Невского был закрыт для богослужений в 1921 году, хор ликвидирован. Храм был снесен в 1952 году, на его фундаменте в 1960-х годах выстроен Дворец пионеров.

Однако певческий посев «Поющей площади» уже в первые революционные годы начал давать новые всходы. В Химическом техникуме, приемнике Московского промышленного училища, и в Коммунистической академии практически сразу были созданы «Певческие кружки» (музыкальные коллективы, к сожалению, одинаково скверные как по звучанию, так и по репертуару). В Коммунистической академии подобные спевки к тому же носили обязательный характер. Промышленное училище впоследствии было преобразовано в Московский химико-технологический институт, Коммунистическая академия — в Высшую партийную школу.

Тем не менее, сейчас уже можно говорить о том, что певческие традиции Миусской площади практически не прерывались, но трансформировались, согласно меняющимся законам эпохи ХХ столетия.

В химическом вузе в разные годы они выражались сначала в Певческом, чуть позже в Хоровом кружках. Затем по очереди возникали и распадались Хор химиков, Хор кафедры неорганической химии, Хор МХТИ, Вокальный ансамбль, Академический хор МХТИ (РХТУ), Академический большой хор РХТУ им. Д.И. Менделеева, существовавший по май 2010 года.

В Высшей партийной школе хоровое пение присутствовало, но практически всегда носило формальный характер. В настоящее время это здание занимает Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), имеющий небольшой учебный хоровой класс одной из искусствоведческих кафедр, любительский женский вокальный ансамбль и Академический большой хор РГГУ, продолжающий традиции хора института Шанявского.

Во Дворце пионеров (ныне — Дворец детского творчества), находящемся на месте снесенного собора Св. Александра Невского функционируют различные детские музыкальные коллективы, в том числе хоровой направленности.

С мая по октябрь, проходя вечером по близлежащим улицам, часто можно услышать красивое стройное пение – чудом сохранившиеся «хоры на миуссах» любят отмечать в сквере дни рождения, свадьбы и другие праздники не пьяными криками, а радуя слух москвичей. Не имея прежних певческих масштабов, вопреки всем реалиям прошлого и нынешнего столетия, Миусская площадь не утратила статуса Поющей.


Источники

Печатные издания

  • Б. Баранов, Курс хороведения. М. МГУКИ, 1992
  • М. Голубков, «Миусская площадь» (роман-триптих), М. «Центрполиграф», 2007
  • Журнал «Хоровое и регентское дело» за 1912-1917 гг.

Сетевые материалы