Соковнин Александр Львович

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В Википедии есть статьи о других людях с этой фамилией, см. Соковнин (значения)

Александр Львович Соковнин
пианист, педагог
Коллектив: Кишинёвская консерватория
Коллектив: кафедра специального фортепиано Кишинёвской консерватории
Дата рождения: 18 (31) октября 1912
Место рождения: Кривой Рог, Херсонская губерния, Российская империя
Дата смерти: 29 апреля 1993
Место смерти: Кишинёв, Молдова
Образование: Ленинградская консерватория
Титулы и регалии: Профессор. Заслуженный деятель искусств Молдавии
Награды: орден «Знак Почета», медаль «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

Соковнин Александр Львович (рум. Alexandru Sokovnin) — советский и молдавский пианист, педагог, музыкальный общественный деятель. Профессор. Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР.

Биография

Родился в городе Кривой Рог в семье адвоката Льва Александровича Соковнина и домохозяйки Берты Еремеевны Соковниной. С детства проявились музыкальные способности. Учился игре на фортепиано у частного педагога. Окончил среднюю трудовую школу.

В 1927 году переехал из Кривого Рога в Днепропетровск, где поступил в Днепропетровское музыкальное училище в класс Евгении Юльевны Гейман. В 1929 году Евгения Гейман уехала в Ленинград, где устроилась на работу в Ленинградское музыкальное училище. Александр отправился продолжать обучение вслед за преподавателем.

Затем обучался в Ленинградском музыкальном техникуме у Павла Алексеевича Серебрякова.

В 1932 – 1937 годах студент ленинградской консерватории по классу игры на фортепиано у профессора Леонида Владимировича Николаева.

С 1937 по 1938 год преподавать фортепиано в музыкальном училище г. Ижевска, где заведовал учебной частью.

В 1938–1939 был пианистом Концертного бюро Ленинградской государственной филармонии.

Преподавал в Ленинградской консерватории: доцент (1944), ассистент в классе специального фортепиано профессора А.Д. Каменского; осуществлял функции помощника декана фортепианного ф-та (1945).

Во время эвакуации Ленинградской консерватории в Ташкент, преподавал специальное фортепиано в Ташкентской консерватории, в Музыкальном училище при Консерватории и Музыкальной школе-десятилетке при Консерватории. Одновременно работал в Узбекской филармонии и Радиокомитете, выступая с сольными концертами и в симфонических программах.

В 1944 году был начальником Музыкального отдела Управления по делам искусств Узбекской ССР.

Педагогическую деятельность совмещал с исполнительством. Являясь одним из ярких представителей «николаевской школы» пианизма, обладал прекрасным техническим аппаратом, отточенным чувством формы, гибкостью агогики и мастерством колорирования звучания. Его исполнение отличалось стилистической точностью, разнообразием репертуара и безупречностью вкуса. Среди наиболее любимых артистом авторов — Ф. Шуман, Ф. Шопен, Й. Брамс, С.В. Рахманинов, П. И. Чайковский и, особенно, А. Н. Скрябин.

В 1947 – 1949 годах заместитель ректора Каунасской консерватории.

В 1949 году назначен ректором Кишинёвской консерватории.

С 1951 по 1993 годы заведующий кафедрой специального фортепиано.

Вел концертную деятельность в пределах Молдавской республики.

Умер 29 апреля 1993, Кишинёв, похоронен на кладбище «Святого Лазаря» (быв. «Дойна»)

Ученики

Среди многочисленных учеников — прекрасные пианисты Л.Э. Оксинойт, Е.Н. Решетниченко (Тарутина), Ц.З. Розенталь, В.М. Говоров, А. З. Бондурянский, С. С. Коваленко, А. М. Аксёнов, И. З. Столяр, и другие, а также известные хоровые дирижёры, композиторы, музыковеды, музыкальные деятели.


« Всегда с особой гордостью причисляю себя к плеяде учеников незабвенного Александра Львовича Соковнина. Чем далее уходит время его земной жизни, тем яснее осознание величия его личности — музыканта, артиста, педагога, тем значительнее представляется его роль в создании фортепианного искусства и педагогики Молдовы, ее музыкальной культуры... »
Народный артист России, профессор кафедры камерного ансамбля Московской консерватории Александр Бондурянский


« Мне трудно указать какие-то музыкальные пристрастия Александра Львовича – Скрябин, Лист, Шопен…? Кажется, в этом смысле он был всеядным. В классе звучали и редко исполняемые сочинения Антона Рубинштейна, Николая Черепнина, 2-ая соната Лобковского, прелюдии Гольца, конечно, молдавские авторы...

В Александре Львовиче было эталонное сочетание высокого академизма и подлинных романтических традиций. Очень важно, что у него я начинал УЧИТЬСЯ, до этого меня УЧИЛИ... Александр Львович был Личностью, оказывающей огромное влияние, и своей эрудицией, и мышлением, и творческой устремленностью, и даже элегантностью. Он жил музыкой и литературой...

»
Доцент кафедры специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных Артур Аксёнов


« Превосходный исполнительский класс А. Соковнина… Они свободно владели инструментом, обладали гибкой разносторонней техникой, изумительной педализацией, им был доступен практически оркестровый звуковой диапазон. Но, самое главное, их всех связывал ряд общих, только им присущих качеств пианизма – особая манера звукоизвлечения (звуковое «колорирование»), тончайшее ощущение клавиатуры, сдержанное использование выразительных средств, чувство меры, не позволяющее доводить силу звучания инструмента до утрированной громкости; «…в смысле приемов – крайне сдержанные и экономные, но абсолютно непринужденные и свободные движения... »
Кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой общего фортепиано АМТИИ Тамара Мельник

Семья

  • Жена - Корнелия Арведовна Соковнина (урождённая Скульте) - переводчик
  • Дочь - Наталья Александровна Соковнина биолог, заведующая лабораторией одной из больниц г. Кишинёва.

Награды

  • Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР.
  • медаль «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»
  • орден «Знак Почета» (1948).

Ссылки