Москва (Чайковский)

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Москва»
фото
Пётр Ильич Чайковский
Дата создания: 5 апреля 1883 года
Посвящение: по случаю коронации Его Императорского Величества
Жанр: Кантата
Слова: Аполлона Николаевича Майкова
Перевод: переработан А. И. Машистовым
Состав: солисты, хор и оркестр

Кантата «Москва» (TH 69[1]) для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 года, по заказу, по случаю коронации Александра III. Первое исполнение кантаты состоялось в Москве 15 мая 1883 года, в Грановитой палате. Солисты Е. А. Лавровская и И. А. Мельников, хор и оркестр под управлением Э. Ф. Направника.

История создания

8 марта 1883 года Чайковский получил официальное письмо от председателя коронационной комиссии П. А. Рихтера с предложением написать кантату на текст А. Н. Майкова и представить партитуру к 17 апреля. Одновременно с кантатой, Чайковский по заказу города Москвы, писал для коронации Торжественный марш. Такой короткий срок для написания кантаты объясняется тем, что коронационная комиссия обратилась первоначально с предложением написать кантату к А. Г. Рубинштейну.

В письме к Н. Ф. фон Мекк от 9 (21) марта 1883 года Чайковский пишет[2]:

« Президент комиссии так и говорит письме своем, что я один могу выручить их из затруднения, ибо Антон Рубинштейн отказался ввиду краткости срока и указал на меня. Кантата эта должна быть исполнена в Грановитой палате, когда по обычаю, государь обедает один, в виду всех участников церемоний. Я уже сегодня начал писать и то и другое. »

В письме от 20 марта (1 апреля) 1883 года к той же корреспондентке Чайковский сообщает[3]:

« Я окончил сочинение кантаты и марша и принялся за оркестровку. »

23 марта (4 апреля) 1883 года в письме к П. И. Юргенсону Чайковский пишет[4]:

« Кантату я тоже кончаю и вышлю вместе с маршем. Я очень доволен ею и хочу, чтобы её в будущем сезона спели в Музыкальном обществе. Буду в своё время просить об этом. А тебе издавать её не советую, хотя не препятствую. Клавираусцуг сделан в партитуре. И это я написал ценой страшного усилия и бессонных ночей – даром. »

24 марта (5 апреля) 1883 года, согласно записи на автографе, партитура кантаты была закончена. 25 марта (6 апреля) 1883 года Чайковский извещает П. И. Юргенсана[5]:

« Ценою значительного усилия мне удалось, однако же, для самого себя непостижимо скоро окончить марш и кантату, которые я высылаю завтра к Осипу Ивановичу [Юргенсону] с просьбой доставить кантату в коронационную комиссию. »

На следующий день, 26 марта (7 апреля) 1883 года, Чайковский пишет Н. Ф. фон Мекк[6]:

« …работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них совсем буду свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова. »

I. Хор

Советский вариант (переработанный А. И. Машистовым) Оригинальный текст (Аполлона Николаевича Майкова)
Смешанный хор

С мала ключика студеная потекла река,
с невелика зачиналась каменна Москва.
Наезжали тут князья тешиться,
по темным лесам кабана травить,
в тихих заводях лебедей стрелять…

Мужской хор

Гой, не туча в синем небе расстилается —
орды вражьи вал за валом по Руси валят;
не видать в дыму красна солнышка,
стоном стон стоит по лицу земли;
где не бьют людей – гонят в полоны…

Женский хор

Полоняночки идут, друг друга спрашивают:
"Из которой веси, из какого города?"
— "Я из Киева".
— "Я из Чернигова".
— "Я из Суздаля".
— "Из Переяслава"…
Ты прости прощай, мил родимый край!"

Смешанный хор

Неужель Руси погибать смертью лютою,
ни пощады ей не будет, ни спасенья?
В людях рознь идёт, меж князей вражда;
нде ни глянь, кругом тёмна ночь лежит, непроглядная!

II. Ариозо

Меццо-сопрано (То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме…) — Moderato con moto — Più tranquillo

III. Хор

(Час ударил жданный, радостный…) – Allegro

IV. Монолог и хор

баритон (Уж как из лесу, лесу тёмного…)

V. Ариозо

Меццо-сопрано (Мне ли долг велит стяг борьбы поднять…) — Andante molto sostenuto

VI. Финал

(По Руси пошёл стук и гром большой…) — Moderato con moto

Состав исполнителей

Солисты, хор и симфонический оркестр:

  • 3 Flauti
  • 2 Oboi
  • 2 Clarinetti (A)
  • 2 Fagotti
  • 4 Corni (F)
  • 2 Trombe (D)
  • 3 Tromboni
  • Tuba
  • Timpani
  • Arpa
  • Солисты
    • Меццо-сопрано
    • Баритон
  • Хор
    • Сопрано
    • Альты
    • Тенора
    • Басы
  • Violini I
  • Violini II
  • Viole
  • Violoncelli
  • Contrabassi

Издания

Партитура:

  • Юргенсон. Июнь 1888 года[7]
  • Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 27

Клавир:

  • Юргенсон. декабрь 1885 года
  • Чайковский П. И. "Полное собрание сочинений", М., "Музыка", Том 33 (1965 год)

Примечания

  1. система нумерации произведений, предложенная американским музыковедом А. Познанским и британским библиографом Б. Лэнгстоном
  2. П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 159
  3. П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166
  4. П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 293
  5. П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. I, М, 1938, стр. 295
  6. П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. III, Academia, 1936, стр. 166-167
  7. Хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки