Агогика
Агогика (от др.-греч. ἀγωγή — увод, унесение) — одно из средств выразительности музыкального исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма, при условии их сохранении в целом[1]
Термин введён Хуго Риманом в 1884 году[2]
Агогика связана со всеми компонентами музыкальной формы: структурой, динамикой, мелодикой, гармонией и др., зависит от жанра и характера произведения, стиля композитора, индивидуальности исполнителя. Некоторые жанры отличаются устойчивостью темпов (марш, отдельные танцевальные пьесы, токката, пьесы в характере «вечное движение»). Произведения старых мастеров (Баха и др.), особенно полифонические, требуют более строгого темпа, тогда как, например, произведения романтиков исполняются свободнее. Применяя агогические оттенки, дирижёр должен обладать чувством меры, а хор быть гибким, податливым на жесты дирижёра.
Правила агогики:[править]
Агогика имеет свои закономерности. Так, например, устремление к кульминации может сопровождаться ускорением (главным образом в небольших музыкальных построениях) или, наоборот, расширением темпа (что наблюдается также в завершающих кадансах). Ускорение должно, как правило, уравновешиваться последующим замедлением. Наиболее значительные звуки, важные по смыслу слова (из ударные слоги) могут подчёркиваться некоторым «оттягиванием» (агогический акцент), а так называемые слабые окончания за этот счёт сокращаться.
Термины агогики:[править]
Иногда агогика регулируется специальными указаниями:
- a piacere — свободно
- ad libitum — по желанию
- tempo rubato — в свободном темпе
- capriccioso — капризно
Порой к области агогики относят весь комплекс метроритмических отклонений:
- фермата — остановка
- stretto — сжимая
- accelerando — ускоряя
- allargando — расширяя
Примечания[править]
- ↑ Н. В. Романовский: Хоровой словарь (издание второе, дополненное). Издательство «Музыка», Ленинградское отделение, 1972.
- ↑ Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann (18 июля 1849 — 10 июля 1919) — немецкий музыковед и лексикограф, педагог, создатель функциональной теории лада. Риман оказал огромное влияние на западную теорию музыки, особенно в конце XIX и первой половине XX веков.