Агогика

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Словарь
Эта статья является частью Хорового словаря.
Пожалуйста, придерживайтесь энциклопедического стиля повествования.
Обсуждение статьи

Агогика (от др.-греч. ἀγωγή — увод, унесение) — одно из средств выразительности музыкального исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма, при условии их сохранении в целом[1]

Термин введён Хуго Риманом в 1884 году[2]

Агогика связана со всеми компонентами музыкальной формы: структурой, динамикой, мелодикой, гармонией и др., зависит от жанра и характера произведения, стиля композитора, индивидуальности исполнителя. Некоторые жанры отличаются устойчивостью темпов (марш, отдельные танцевальные пьесы, токката, пьесы в характере «вечное движение»). Произведения старых мастеров (Баха и др.), особенно полифонические, требуют более строгого темпа, тогда как, например, произведения романтиков исполняются свободнее. Применяя агогические оттенки, дирижёр должен обладать чувством меры, а хор быть гибким, податливым на жесты дирижёра.

Правила агогики:[править]

Агогика имеет свои закономерности. Так, например, устремление к кульминации может сопровождаться ускорением (главным образом в небольших музыкальных построениях) или, наоборот, расширением темпа (что наблюдается также в завершающих кадансах). Ускорение должно, как правило, уравновешиваться последующим замедлением. Наиболее значительные звуки, важные по смыслу слова (из ударные слоги) могут подчёркиваться некоторым «оттягиванием» (агогический акцент), а так называемые слабые окончания за этот счёт сокращаться.

Термины агогики:[править]

Иногда агогика регулируется специальными указаниями:

  • a piacere — свободно
  • ad libitum — по желанию
  • tempo rubato — в свободном темпе
  • capriccioso — капризно

Порой к области агогики относят весь комплекс метроритмических отклонений:

  • фермата — остановка
  • stretto — сжимая
  • accelerando — ускоряя
  • allargando — расширяя

Примечания[править]

  1. Н. В. Романовский: Хоровой словарь (издание второе, дополненное). Издательство «Музыка», Ленинградское отделение, 1972.
  2. Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann (18 июля 184910 июля 1919) — немецкий музыковед и лексикограф, педагог, создатель функциональной теории лада. Риман оказал огромное влияние на западную теорию музыки, особенно в конце XIX и первой половине XX веков.