Александра Решетникова: Рецепты успеха от Молодёжного хора СЗГМУ имени И. И. Мечникова

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Хор Мечникова.jpg
Хор Северо-Западного государственного медицинского университета недавно отметил 10-летний юбилей. Своим опытом работы с молодёжным студенческим коллективом поделилась художественный руководитель и дирижёр хора Александра Решетникова.

Рецепты успеха от Молодёжного хора СЗГМУ им. И. И. Мечникова

– Александра Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили связать свою творческую деятельность с медицинским ВУЗом?

– В 2007 году наш университет (тогда он был еще академией) готовился отметить свой 100-летний юбилей. У руководства появилась идея создать на базе вуза любительский коллектив, чтобы студенты смогли выступить на праздничном мероприятии с музыкальным номером. В то время я ещё училась в консерватории на 3-м курсе дирижёрско-хорового факультета в классе профессора Владимира Александровича Максимкова, и, конечно, мне было интересно попробовать свои силы. Времени было совсем немного: за неполных 2 месяца я провела прослушивание в хор, и мы разучили программу. На нашем первом концерте на сцену вышло всего 11 человек. Это было очень волнительно и ответственно, потому что к коллективу проявляли большой интерес.

Сейчас в хоре поёт около 30 человек – в основном это студенты; есть несколько ординаторов и один врач. Несмотря на то, что обучение у врачей длится 6 лет – дольше, чем на других специальностях – состав хора часто обновляется. Это связано с тем, что большинство студентов – приезжие из других городов, и после окончания многие уезжают работать домой.

– Есть ли какая-то особенность работы с будущими врачами? Когда я был студентом консерватории, то на методике мы разбирали строение голосового аппарата. Сегодня могу лишь вспомнить, что в гортани где-то находится черпаловидный хрящ. Честно говоря, на практике мне эти знания не очень-то пригодились.

– Это очень интересная тема. Я учу своих хористов петь, опираясь на ощущения – то есть так, как учат в консерватории вокалистов. Конечно, профессиональные певцы порой используют термины, близкие к медицине, заменяя “ощущение зевка” на “поднятие мягкого нёба”. Ещё, говоря о дыхании, музыканты используют понятие “диафрагма”. Но студентам, изучающим медицину, этого бывает недостаточно – они знают строение голосового аппарата лучше музыкантов и хотят понимать все механизмы вокальных процессов, переводя ощущения на язык медицинских терминов. Например, использовать "головные резонаторы" – значит направить звук в придаточные пазухи носа (лобные, решётчатые, верхнечелюстные и клиновидные пазухи).

– Я слышал выступление Вашего хора в ноябре на XI Фестивале студенческих хоровых коллективов ВУЗов Санкт-Петербурга в Академической капелле, где Вы использовали элементы хорового театра. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Мы ежегодно принимаем участие в этом фестивале, с того момента как нам исполнилось три года. В последнее время нам помогает режиссёр, который работает в музыкально-артистическом клубе университета. Нельзя назвать это полноценным хоровым театром, хотя мы двигаемся по сцене, танцуем и используем реквизит. Скорее всего, это можно назвать театрализацией выступления, чтобы оживить концертный номер.

Молодёжь охотно откликается на всевозможные эксперименты, но далеко не все хоры используют сценические движения. К примеру, на том фестивале из девяти хоров лишь несколько коллективов представили номера с элементами хорового театра. Движения придают пению некую раскованность, так как статика в любительских хорах может привести к ненужной зажатости исполнителя. В то же время, возникают и дополнительные сложности: если хор поёт без дирижера, то всегда есть опасность где-то ускорить темп. Мы над этим постоянно работаем.

– На том концерте хор исполнил несколько русских народных песен. Можно ли сказать, что они являются основой Вашего репертуара?

– В общем, да. Иногда мы поём классику. Например, у нас в репертуаре «Озеро» Парцхаладзе. Но дело в том, что многие ребята приходят в наш коллектив, уже имея опыт пения в эстрадной или в народной манере. В хоре у меня нет цели поставить всем академический вокал; молодёжный студенческий хор – это немного другое. Основная задача – петь всем одинаково, близким, полётным звуком, но с опорой на дыхании. Поэтому и репертуар я подбираю, исходя из возможностей коллектива. Часто мы исполняем современные произведения.

– Ближайшее выступление Молодёжного хора СЗГМУ им. И. И. Мечникова состоится 30 апреля?

– Да, это финальный этап Хорового чемпионата России. Осенью 2016 года мы участвовали в региональном отборочном туре и стали победителями. В концерте будут участвовать 13 хоров со всей России в разных категориях. Наша категория – Смешанный молодежный хор. Думаю, что основным нашим соперником станет хор из Казани. Надеюсь, у нас всё получится, и мы покажем себя достойно.

Я хотела бы пригласить всех участников хорового портала «Корифей» на чемпионат России, который пройдёт 30 марта в Большом парадном зале Музея связи имени А.С. Попова по адресу: Почтамтский пер., д. 4. Приходите поддержать нас. Вход свободный.

29 марта 2017 года

КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»