Березовский Максим

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Смотрите также: Список хоровых сочинений Максима Березовского

Максим Созонтович Березовский
Композитор
Дата рождения: 27 октября 1745
Дата смерти: 2 апреля 1777
Образование: Киевская Духовная Академия
Титулы и регалии: Академик Болонской филармонической академии

Макси́м Созо́нтович Березо́вский — композитор XVIII века, один из основоположников русской хоровой классики. Особую известность имеет его хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».

Биография[править]

Максим Березовский родился в Глухове — тогдашнем музыкальном центре Украины. Высшее образование получил в Киевской Духовной Академии, где начал писать собственные произведения. В 1758 году, за исключительные вокальные данные послан в Петербург, солистом Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича. Выступал как певец (итальянская опера, Ораниенбаум).

В 1765-1774 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, выдержал экзамен Болонской филармонической академии на звание академика-композитора (в тот же день экзаменовали юного Моцарта, который тоже стал академиком, Березовский получил высший бал, чем Вольфганг Амадей). По возвращении в Россию в 1771 году Максим Березовский был зачислен на скромную должность.

Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский 22 марта (2 апреля по новому стилю) 1777 года покончил жизнь самоубийством. По другим данным — заболел горячкой и умер.

Романтическая легенда[править]

В Италии Березовский увлекся княжной Таракановой, в салоне которой он играл, и посвятил ей гениальную музыку. Граф Орлов по приказу Екатерины должен был увезти самозванку в Россию. Для этого он разыграл влюбленность в княжну, и сказал ей, что это его чувство вдохновило музыканта. Тараканова чувствовала неладное и не хотела садиться на корабль. Тогда Орлов приказал Березовскому: "Играй!" — и она пошла — это была такая музыка, что не устоять. Дальше была шутовская свадьба, после которой княжну Тараканову посадили в каюте под арест. Потом она попала на каторгу, а царица Екатерина заплатила Березовскому, но сказала: "Музыку эту уничтожь. Я не смогу ее слушать, потому что она посвящена моей сопернице". Березовский запил и покончил с собой.

«Не отвержи мене во время старости»[править]

Концерт «Не отвержи мене во время старости» (ок.1760) на стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70 написан в итальянском стиле, но в понимании русского православного композитора, и больше похож на лирическую исповедь, чем на итальянский концерт в привычном понимании. Хоровой строй концерта отличается удивительной чистотой и прозрачностью. Проникновенностью мелодии концерт напоминает украинские народные песни, столь близкие композитору, а серьезностью и строгостью мысли эта музыка была бы достойна пера знаменитого современника Березовского, венского классика Глюка. Концерт написан раньше, чем "Реквием" Моцарта, и во многом предвосхитил его.

Одной из выдающихся интерпретаций концерта является исполнение Республиканской академической русской хоровой капеллы под руководством А. Юрлова, сделанное впервые при советской власти (1969).

Отзывы[править]

« Произведения Березовского носят на себе меньше следов зависимости от итальянской музыки и во многих отношениях самостоятельны и самобытны, являя собою заметный поворот в развитии первоначального духовно-музыкального творчества в духе и направлении более национальном. Свобода и самостоятельность голосоведения в стиле контрапунктическом, художественность целого предпочтительно пред внешним блеском мелодического движения отдельных голосов, осмысленность в расположении текста с музыкою, сила художественного творчества в целом и замечательная техника в разработке деталей — таковы отличительные особенности духовно-музыкальных произведений Березовского »
В. Металлов

Ссылки[править]