Вера Сласная: Новая практика для птицы Гамаюн

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

11 марта 2021 года в концертном зале «Яани Кирик» впервые выступил новый коллектив — консорт «Gamajun». Для дебютной программы они выбрали сочинения американских авторов: Аарона Копленда, Чарльза Айвза и Стива Райха. О том, какие ещё песни споёт “сладкоголосая птица”, расскажет Вера Сласная — художественный руководитель консорта.

Вера Сласная в 2015 году закончила Петербургскую консерваторию по специальности «Дирижирование академическим хором» (класс профессора Немкиной Т. И.). В 2019 году — магистратуру Факультета свободных искусств и наук СПбГУ по специальности «Музыкальная критика».
В 2008 году основала Молодежный камерный хор «Art sonus», которым руководила до 2018 года. С 2011 года преподаёт хор и музыкальные дисциплины в Музыкальной школе для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова.

GAMAJUN

Вера Сласная

К названию я шла долго. Сначала мне помогал муж. Он занимается современным искусством, поэтому для него важно, чтобы была концепция. Он предлагал такие варианты, в которых отражалась бы идея коллектива. Например, было слово «инкаунтер» — это такое слово из психологии, антропологии: встреча с новым, встреча с Богом. Хорошее, содержательное название, но своим звучанием оно у меня ассоциируется с чем-то бухгалтерским.

Как возможное название мне нравилось слово «Сирин». Оно натолкнуло меня на поиски в мифологическом словаре, там мне попалось имя райской птицы «Алконост». Музыкально оно звучало ещё хуже, чем все предыдущие варианты, и мне пришлось отложить эту книгу.

Иногда название возникает после вдумчивых размышлений, но у меня это было скорее озарение. Мне давно нравилось слово «гамаюн», оно как бы окутано облаком таинственности. Как известно, это райская птица, которая общается с богами. Её ошибочно считают элементом русского фольклора, но на самом деле корни у неё восточные. Я подумала, что было бы неплохо записать это слово латиницей. Мой друг посоветовал немного изменить буквы, так вместо Gamayun получилось Gamajun. Для меня это слово из разряда чудесных слов.

Что же касается коллектива, то его идея пришла ко мне где-то в 2019 году. То был период в моей жизни, когда я сидела дома и слушала много разной музыки (не фоново, это было активное занятие). Я хотела создать новый коллектив с необычными, классными программами выступлений, которые не ограничивались бы только хоровым составом.

Я придумала такое описание: «Мы коллектив-трансформер, хотим открывать новые имена и бороться со стереотипами в отношении старых имен». Амбициозная заявка, но если делать концерты не часто, аккуратно и долго прорабатывать программу, то можно оправдать эту цель, я надеюсь.

Так появилась первая программа американской музыки «This Is America» с участием хора, органа, тромбонов, трубы, ударных и синтезатора. Мне потребовалось много времени, чтобы её реализовать: например, многие знают, что купить ноты современной музыки бывает непросто.

Я планировала концерт на лето 2020 года, но потом начался локдаун, и к репетициям мы приступили только в октябре. В декабре у меня возникли проблемы с помещением для репетиций, и срочно нужно было найти новое место. Хорошо бы, чтобы это ещё была не просто какая-то арендованная аудитория для занятий, я представляла себе особое пространство, которое стало бы неким магнитом для музыкантов.

Я обратилась со своей проблемой к Григорию Варшавскому, органисту церкви Святой Екатерины на Васильевском острове. 30 лет назад он создал там органную школу, но своего постоянного вокального коллектива там не было. Поскольку мы с ним вместе работаем в музыкальной школе для взрослых и иногда общаемся, я спросила, не хотел бы он, чтобы в церкви появился свой хоровой коллектив. Рассказала о программе, которую мы готовили. Конечно, она была далека от канонического репертуара лютеранской церкви. Но Григорий Владимирович сразу же поддержал эту идею. С настоятелем храма мы обсудили расписание репетиций и наше участие в церковных службах. И вот с декабря мы занимаемся там. Параллельно с репетициями американской музыки мы иногда участвуем в службах.

11 марта 2021 года в зале «Яани Кирик» состоялся наш первый концерт «This Is America». Я рада, что мне удалось собрать вместе замечательных людей с разным бэкграундом. Преимущественно это студенты и выпускники музыкального училища и консерватории, но не только хоровики. Мне это нравится, потому что в более однородных коллективах часто наблюдается однобокий подход к материалу. Мы же стремимся к тому, чтобы каждый участник вносил в общее звучание хора что-то свое, особенное.

PRATTICA NOVA

Выступление 15 мая в Москве

Когда мы стали хором храма Святой Екатерины, я, конечно, предложила название «Gamajun». Но мне сказали, что оно не подходит, и я сначала сильно расстроилась. Первое время мы участвовали в службах просто как хор храма: спели в рождественском концерте, потом в апреле исполнили сочинения Шютца и Баха на службе в Страстную пятницу.

Новое название для нас придумал Григорий Варшавский. После того, как мы частично повторили американскую программу в соборе святой Екатерины, он подбежал ко мне весь сияющий и сказал, что нам подошло бы название «Prattica nova». Оно связано со стилями полифонии: контрапункт строгого письма назывался prima prattica, сменившая его полифония свободного стиля — seconda prattica. Я вижу в этом определенный смысл: с опорой на традиции мы создаем новое искусство.

Так у консорта «Gamajun» появилось альтер эго — хор «Prattica nova». Мне сложно разделить эти коллективы, но в то же время репертуарные различия очевидны. Григорий Владимирович, конечно, ратует за старинную музыку. Именно он подсказал идею первого большого концерта хора «Prattica nova», который состоится 20 июня в храме Святой Екатерины. Программа будет целиком состоять из произведений нидерландского композитора Яна Свелинка, 400-летие со дня смерти которого отмечается в этом году. Кроме псалмов и мотетов на латинском и французских языках, в концерте также прозвучат его органные сочинения в исполнении Андрея Коломийцева.

Неожиданно для самой себя я погрузилась в ренессансно-барочную лексику этой музыки, хотя у меня никогда не было к ней острого интереса, который присущ старинщикам-аутентистам. Но я уверена, что этот опыт поможет нам нарастить необходимые “мышцы”, которые мы будем использовать и в новой музыке в рамках консорта «Gamajun».

Как я уже говорила, наш хор — это коллектив-трансформер. Я сознательно стараюсь не фиксировать состав исполнителей, он как живой организм. Для меня это принципиальный фактор, мне важна свежесть и гибкость. Уже во второй программе состав значительно изменился. Конечно, отчасти так получилось просто потому, что не все смогли поучаствовать. Но и в принципе в моей голове есть идея, чтобы состав хора постоянно обновлялся.

Я не люблю рутину и считаю анахронизмом идею академического хора с устоявшимся репертуаром. Ещё несколько лет назад я думала, что только поездки на хоровые конкурсы могут держать коллектив в тонусе. Недавно я изменила своё мнение, потому что даже на конкурсах часто коллективы из года в год поют одни и те же вещи. Конечно, я хорошо понимаю ценность фирмы, когда одни и те же люди долгие годы поют вместе сложившийся репертуар. Но всё же мне это кажется скучным. Гораздо интересней работать над новой музыкой, создавать новые концертные программы. Сложная музыка — лучший стимул для развития.

14 июня 2021 года
Автор текста: Павел Паластров
Редактор: Денис Паришков
КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»