Гайдн Йозеф/Сочинения для хора

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Франц Йозеф Гайдн (31 марта 173231 мая 1809)


Хоровая музыка занимает значительное место в творческом наследии Йозефа Гайдна. Его оратории «Возвращение Товия», «Семь слов», «Сотворение мира», «Времена года», многочисленные мессы и кантаты, грандиозный хор «Буря» по своей неувядаемой красоте и поразительному совершенству не уступают его инструментальным произведениям.

Мессы:[править]

К жанру мессы Гайдн обращался постоянно. Перу его принадлежат 14 месс. Одним из первых сочинений композитора была «Короткая месса Фа мажор», созданная около 1750 года, когда ему не было ещё и двадцати лет. Последнее законченное крупное сочинение Гайдна — «Harmoniemesse», возникшая в 1802 году. В мессах, как и в других культовых сочинениях, Гайдн близок великим художникам Возрождения: основные черты его трактовки духовной тематики — искренности, гуманизм, возвышенная простота.

« Так как Господь даровал мне весёлое сердце, то он простит мне, что я служу ему в веселии. »

Так шутливо отвечал композитор на упрёки в чересчур «земном» характере многих страниц его духовной музыки, гто то и дело мелькает типичная для Гайдна оживлённая танцевальная мелодия.

1750 «Короткая месса Фа мажор» ("Missa brevis in F major"), Hob. XXII:1  для двух сопрано, смешанного хора и струнного оркестра
I. «Kyrie»
II. «Gloria»
III. «Credo»
IV. «Sanctus»
V. «Benedictus»
VI. «Agnus Dei»
1798 «Месса Ре минор» ("Nelsonmesse"), Hob. XXII:11  для солистов, смешанного хора и оркестра
I. «Kyrie»
II. «Gloria»
III. «Credo»
IV. «Sanctus»
V. «Benedictus»
VI. «Agnus Dei»
VII. «Dona nobis»
1802 «Месса Си-бемоль мажор» ("Harmoniemesse"), Hob. XXII:14  для солистов, смешанного хора и оркестра (с полным составом духовых инструментов[1])
1. «Kyrie»
2. «Gloria»
3. «Credo»
4. «Sanctus»
5. «Benedictus»
6. «Agnus Dei»

Примечания[править]

  1. Словом "Harmonie" в немецком языке называют ансамбль духовых инструментов.