Двенадцать хоров (Танеев)

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Двенадцать хоров»
Сергей Танеев (18561915, 58 лет)
Дата создания: 1909
Посвящение: хору Московских Пречистенских курсов для рабочих
Часть цикла: ор.27 (в III тетрадях)
Язык: русский
Слова: Якова Полонского
Состав: для смешанных голосов
Сопровождение: a cappella

Хоровой цикл «Двенадцать хоров, ор.27» С. Танеева несколько дидактически сгруппирован в три тетради для разных смешанных составов: четырех-, пяти- и шести-восьмиголосных. Внешне он представляет собой ряд самостоятельных миниатюр. Каждая из них являет собой сложно организованное, полифоничное, динамично развивающееся произведение. По словам композитора Сергея Слонимского, «Танеев, в сущности, первый придал форме хоров симфоническое, аллегорическое значение – то есть для него каждый крупный хор a cappella равноценен симфонической поэме».

  1. «На могиле» (I)
  2. «Вечер» (I)
  3. «Развалину башни» (I)
  4. «Посмотри, какая мгла» (I)
  5. «На корабле» (II)
  6. «Молитва» (II)
  7. «Из вечности музыка вдруг раздалась» (II)
  8. «Прометей» (II)
  9. «Увидал из-за тучи утёс» (III)
  10. «Звёзды» (III)
  11. «По горам две хмурых тучи» (III)
  12. «В дни, когда над сонным морем» (III)


Весь цикл также стоит воспринимать как большую многочастную симфоническую поэму – с образно-смысловой кульминацией в середине и многослойным развитием нескольких тем: созерцание природы, драматичные сцены и религиозно-философские размышления.

Поразительно, но сложный, полифонически насыщенный, весьма требовательный к исполнителям цикл был написан для хора Московских Пречистенских курсов для рабочих – любительского коллектива, который был собран в 1906 году из учеников бесплатной вечерней школы для взрослых. Композитор преподавал теорию музыки и сольфеджио ученикам и ученицам, многие из которых не окончили и начальной школы.

В результате, хор Пречистенских курсов дал первые публичные концерты в 1909 году, в 1911-м принимал участие в первом исполнении в России Мессы си минор Баха и оратории «Времена года» Гайдна, а самые способные ученики Танеева участвовали в концертах Московской симфонической капеллы.