Елена Касьянова: Хор ЛЭТИ – бренд с 60-летней историей

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
ЛЭТИ4.jpg
Хор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) проводит свой юбилейный 60-й отчётный концерт. Эту традицию, завершать сезон отчётным концертом, заложил Александр Иванович Крылов. Накануне праздничного вечера художественный руководитель и дирижёр Елена Касьянова дала интервью для хорового портала «Корифей».

Хор ЛЭТИ – бренд с 60-летней историей

– Елена Леонидовна, расскажите, пожалуйста, как будет проходить юбилейный концерт Вашего коллектива?

– Концерт состоится в субботу 22 апреля в Актовом зале 3-го корпуса электротехнического университета (ЛЭТИ). Я приглашаю участников хорового портала «Корифей» и всех любителей хоровой музыки на наш юбилей. Начало в 15:00. Концерт будет состоять из двух отделений. В первом отделении выступит молодёжный состав хора ЛЭТИ. Сводный хор разных поколений откроет второе отделение: на сцену поднимутся хористы, которые принимали участие в первом отчётном концерте в 1958 году. А затем мы перейдем в нашу столовую, где участников хора будет ждать традиционный капустник с сюрпризами и поздравлениями.

Ожидается большое количество гостей. Например, Хор Технологического института имени А. Н. Крылова – наши старшие “братья по разуму”, как мы их называем. У нас один дирижёр-основатель, но хор Техноложки появился на 5 лет раньше. Надеюсь, что придёт Камерный хор Технологического института; будет Хор «Возрождение», руководитель которого Александр Чернов работал хормейстером в нашем коллективе. Апрель – это жаркая пора фестивалей и конкурсов, поэтому некоторые наши друзья уедут на гастроли, но мы уже сейчас получаем от них поздравления.

– Хору в этом году 60 лет, 18 из которых Вы являетесь его руководителем. Как Вы попали в коллектив и почему выбрали именно хор ЛЭТИ?

– Это очень интересная история, о которой можно написать отдельную увлекательную книгу. С 4-го курса студенты Санкт-Петербургского института культуры и искусств, который я закончила, проходят практику работы с любительским хором. По совету моего педагога Ольги Петровны Кеериг с сентября я должна была начать работать с хором Технологического института. Но в июне до этого я попала на государственный экзамен по практике старших курсов, который проходил в форме открытого концерта. У меня до сих пор сохранился блокнотик: в нём я записывала все хоровые коллективы, их программы, что мне понравилось, а что нет. Так вот, напротив хора ЛЭТИ был поставлен большой восклицательный знак! Меня впечатлила тембровая окраска хора: такого яркого и насыщенного звучания я не услышала ни у одного коллектива. И тогда я поняла, что хочу проходить практику только с этим хором, и мне даже пришлось настоять на своем решении перед кафедрой.

– На какой программе Вы защищались?

– Мы пели разную программу, на моём экзамене было три произведения: обработка Шостаковича народной песни «Как меня младу-младешеньку», спиричуэл и «Свыше пророцы» Балакирева. Я получила пятерку на государственном экзамене, а на следующий год, будучи студенткой 5-го курса, ещё не защитив диплом, стала руководителем хора. Александр Николаевич Горев, который на тот момент руководил хором, решил оставить коллектив.

– По какой причине, как Вам кажется?

– Это были 90-е годы – очень сложные во всех смыслах. И в финансовом отношении: руководителям хоров не платили и довольно продолжительное время. Также, непонятная ситуация складывалась с концертными площадками, было мало выступлений, например, мог быть только один концерт в год. Много причин…

В первое время, когда я начала работать с хором, людей ходило мало, часть хора, как это бывает, ушла вместе с руководителем. Это был переломный период и в жизни нашего коллектива. Помню, когда в апреле в 2000 года мы пели в консерватории на концерте памяти Александра Ивановича, на тот момент наш хор был довольно малочисленным. Нас было примерно 22-23 человека, и перед самым выступлением ко мне подошли хористы, которые пели в хоре ещё до меня, и спросили, можно ли им спеть вместе с нами, чтобы отдать дань памяти. Я сказала: “Конечно!”. Естественно, они хорошо знали нашу хоровую программу.

– Как Вам удалось собрать разные поколения коллектива в одном концерте?

– Дело в том, что связь не прерывалась, хористы разных лет всё время зримо или незримо, так или иначе идут вместе с нами, не теряя связи. Мы живём единым организмом до сих пор, это наша большая хоровая семья, которая ходит на концерты, поддерживает нас, участвует в юбилеях. В субботу сводный хор всех поколений исполнит “золотой репертуар” хора ЛЭТИ. В него войдут такие произведения как: Парцхаладзе «Озеро», Архангельский «Помышляю день страшный», Донато «Курочка», русская народная песня в обр. А. Новикова «Вниз по матушке по Волге» и др.

ЛЭТИ1.jpg

– Это непростой репертуар…

– Абсолютно! Это серьёзная программа, которую мы готовили в течении всего года. С октября у нас проходили репетиции сводного хора раз, а то и два раза в месяц. Все относятся к этому очень ответственно.

– К сводным хорам у меня сложилось скорее негативное отношение. Когда проходит какой-то большой фестиваль, на который собираются разные коллективы и поют сводным хором, то не всегда исполнение получается, скажем так, по-настоящему выразительным и музыкальным.

– В нашем хоре так не происходит, потому что мы – один коллектив. То, о чём говорите Вы, это совсем другое. Конечно, всё зависит от дирижёра, как он настроит хор. Любую идею, мысль, любое произведение можно преподнести так, что хор будет петь, слушая друг друга, с открытым ртом и глазами. Для этого дирижёр должен верить в то, что он делает. Его главная задача – увлечь, повести за собой.

– Возможно, основная проблема в репертуаре?

– Дело в том, что уровень хоров разный. Сложно так подобрать репертуар, чтобы он подходил всем коллективам. Недаром часто поют “Из страны, страны далёкой” и “Проведёмте, друзья”.

– А как Вы относитесь к этому репертуару?

– По-разному. Если собирается то сообщество, для которого это ценно и важно, то и поётся с большим вдохновением, без пафосной патетики. Например, в Петрозаводске, когда эти песни дирижировал ещё сам маэстро Георгий Ервандович Терацуянц, люди понимали, что мы все вместе действительно собрались в единое хоровое братство. Это приподнимает людей от той повседневности, в которой мы, по сути, живём.

ЛЭТИ3.jpg

– Как часто может выступать любительской хор, работая в нормальном режиме? Сколько концертов в год или в месяц?

– Точного числа я Вам не скажу. Я считаю, что в сентябре концерты нежелательны, потому что приходят новые хористы, готовится новая программа, а коллектив должен спеться.

Оптимальное время для первого концерта – конец октября или начало ноября. В это время мы открываем концертный сезон, обычно участвуем в Форуме хоровых собраний, который проходит у нас в Белом зале Политехнического университета и в Невских хоровых ассамблеях в капелле. Основное время для выступлений – это ноябрь и декабрь. В январе студенческий коллектив сдаёт сессию, и даже в начале февраля стараемся не ставить концертов. Март, апрель, май – это жаркое время: фестивали, конкурсы, поездки.

Всегда по-разному. Например, в этом апреле у нас 6 концертов. И это много для любительского коллектива, потому что ребята работают, учатся и не всегда могут присутствовать на всех репетициях. Даже не на всех концертах полный состав.

Но главное, когда концерты идут один за другим, это тяжело, потому что мы не успеваем восстанавливаться эмоционально. Необходимо время сосредоточится, наполниться, чтобы вновь выступать на подъеме. Я считаю, 1-2 концерта в месяц достаточно. Но если выступления небольшие, с 3-4 произведениями, то концертов может быть и больше.

– Какие Ваши ближайшие планы? – Мы рано заканчиваем концертный сезон в этом году, но продолжим заниматься до середины июня. За это время планируем записать второй диск и начнем готовить новую программу на будущий сезон.

20 апреля 2017 года.

КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»