Николай Романов: Хоровая мастерская Николая Романова

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Фото: Даниил Рабовский

Интервью с Николаем Романовым – преподавателем, руководителем Смешанного хора музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, композитором.

В театральной среде существуют различные формы обучения профессии: школы, студии, мастерские. Применительно же к дирижерско-хоровой практике слово “мастерская” используется впервые. Хоровой портал «Корифей» узнал, что же такое Хоровая мастерская. 

ХОРОВАЯ МАСТЕРСКАЯ НИКОЛАЯ РОМАНОВА

— Николай Львович, в мае Вы проводите Хоровую мастерскую. Это мастер-класс, который продлится с 12 по 30 мая. Расскажите, в чём его особенность?

— В этом году Хоровая мастерская проводится впервые. Её активными участниками станут 6 человек. Как Вы верно заметили, по сути – это мастер-класс, но его отличие в том, что он несколько растянут во времени, поскольку вписан в академическую нагрузку училища.

12 и 13 мая пройдут занятия под рояль, затем начнётся работа со смешанным хором музыкального училища. У каждого дирижёра будет 4 выхода к хору по полчаса. Завершится Хоровая мастерская 30 мая дневным концертом в Большом зале училища. Вход на репетиции с хором и концерт будет свободным.

— Кто станет активным участником Мастерской?

— Для участия мы приглашали студентов и выпускников музыкальных колледжей, хоровых училищ, институтов культуры и консерваторий. Было подано много заявок, из которых отобрали 6 – это студенты из Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Саратова и Санкт-Петербурга. Мы решили не брать учащихся нашего музыкального училища, поскольку у каждого из них будет возможность поработать со смешанным хором в часы учебной практики.

Участники мастер-класса находятся внутри профессии, у некоторых из них уже есть свои коллективы. Но одно дело, когда работаешь со своим хором, к которому привык, и совсем другое – незнакомый коллектив. Это новый опыт, возможность поработать с новой музыкой. В таких условиях, как правило, можно реально оценить свои профессиональные возможности и определить, над чем ещё стоит поработать.

— Если я понимаю правильно, то участники Мастерской не являются потенциальными абитуриентами музыкального училища?

— Нет, но это хорошая возможность для поступающих на хоровой отдел прийти в качестве слушателей и узнать, чем мы занимаемся, познакомиться с хоровым коллективом.

Не секрет, что в последние годы на многие отделы вступительный конкурс для абитуриентов несколько снизился. Однако на струнном отделе такой проблемы уже нет: восьмой год они проводят открытый городской конкурс для выпускников ДМШ и ДШИ «Юный солист». На хоровом отделе мы не стали повторять этот опыт, поскольку в 9-м классе уже можно прилично играть на скрипке, но не дирижировать. Надеюсь, что Хоровая мастерская в какой-то мере сможет познакомить абитуриентов с нашим отделом.

Фото: Даниил Рабовский

— Расскажите, какие произведения хор приготовил для работы?

— У нас достаточно разнообразная программа: русская духовная музыка, немецкий романтизм, современные сочинения. Всего 6 блоков, состоящих из двух-трёх акапельных произведений. Каждому участнику достанется один блок, примерно по 5-7 минут музыки. Мы взяли сочинения, которые исполнялись нашим хором за прошедший год и добавили несколько новых. Это сделано для того, чтобы участники не отвлекались на разучивание нот, хотя и это очень важное умение. Всё же главной задачей при работе с хором будет раскрыть музыкальную составляющую, которая, к сожалению, порой остаётся за бортом. Думаю, многим знакома такая ситуация, когда из-за жесткого концертного графика и ограниченного количества репетиций не хватает времени, чтобы должное внимание уделить внутреннему содержанию самой музыки.

— Вы планируете работать над руками?

— Дирижёр мало что может сделать только одними руками, даже если он владеет ими достаточно хорошо. Главное в том, как он слышит музыку, и отражают ли руки его слышание. В классе по дирижированию мануальной техникой я занимаюсь первые полгода. Ясная сетка, чёткий ауфтакт – это необходимый минимум, который, несомненно, должен быть в полном порядке. Но одна только техника не может гарантировать успеха, потому что в этом случае мы подойдём к такому моменту, когда студент уже может всё показать руками, но ничего не будет получаться.

— Другими словами, можно выделить минимум два подхода в работе над музыкой?

— Подход к музыке может быть только один – это сама музыка, всё остальное вторично. Какими средствами идти к цели – опять же, зависит от самой музыки. Кто-то во главу угла ставит рассудочность и интеллект, кто-то – чувственное, эмоциональное начало. Конечно же, крен в любую из этих сторон будет проигрышем. Именно поэтому излишне рациональный человек не сможет по-настоящему исполнить музыку Смирнова или Брамса, а излишне эмоциональный не сможет организовать, скажем, партитуру Монтеверди.

На мой взгляд, если пойти за музыкой, то многие технические вопросы решаются сами собой. Согласен, что руки как организующий элемент важны. Но, отвечая на Ваш предыдущий вопрос, на Мастерской большее внимание я буду уделять умению слышать и передавать через руки своё слышание, а не мануальной организации процесса.

Кроме того, я постараюсь поделиться своим отношением к музыке, заразить той творческой атмосферой, которая создается во время репетиций со смешанным хором училища. Надеюсь, для многих студентов это будет полезно.

10 мая 2018 года.

КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»