Павел Хоина: Участники мастер-класса Бориса Абальяна 2016

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Paweł Choina.jpg
Павел Хоина (Варшава, Польша) — хоровой дирижёр, пианист, автор аранжировок для хора и активный участник мастер-класса Бориса Георгиевича Абальяна. 

— Павел, Вы являетесь хормейстером хора Варшавского университета естественных наук (SGGW), художественным руководителем мужского хора «Harfa» и театральной группы «Ad hoc». Где Вы учились?

— В 2014 году я закончил Музыкальный университет имени Фредерика Шопена в Варшаве. Сейчас я работаю ассистентом дирижёра и пианистом в классе профессора Славека Адама Врублевского (Sławek Adam Wróblewski). Также я пишу диссертацию на тему: «Аранжировки польской народной музыки в период с 1945 по 1956 годы».

— Насколько польская народная музыка близка русской музыке?

— Это сложный вопрос, потому что я не так хорошо знаю русскую фольклорную музыку, как польскую. Но могу предположить, что близка, потому что наши культуры в чем-то похожи.

— На мастер-классе Вы работаете с произведениями «Which Was the Son of…» Арво Пярта, «В огромном городе моем – ночь…» Дмитрия Смирнова (из цикла «Бессонница» на ст. М. Цветаевой) и Блаженна 5 гласа «Разбойник на кресте» для смешанного хора в расшифровке Екатерины Архимандритовой. Эта музыка близка Вам по содержанию?

— Да, определенно. Вчера Борис Георгиевич сказал, что за всю жизнь никогда не дирижировал те сочинения, которых не хотел. И я подумал: интересно, по внутреннему содержанию они такие же “его” как и “мои”? Например, для меня сочинение Пярта – это действительно что-то вроде медитации, которая исходит изнутри, и она должна быть исполнена именно так, как молитва, как монастырская молитва.

— Хору удаётся достичь этого звучания?

— После первых минут работы с хором я отметил для себя, что нужно быть более внимательным к себе и к тому, что я показываю руками, потому что хор реагирует на каждый мой жест, и я незамедлительно получаю ответ на свои просьбы.

— Это не первый мастер-класс, в котором Вы участвуете. Чем он отличается от других?

— Я думаю, самое главное отличие в том, что активных участников совсем немного: всего шесть человек. Во-первых, это даёт возможность детально поработать с хором над программой, поделиться своими идеями и образами, выстроить исполнительскую трактовку произведения. Во-вторых, есть возможность раскрыть себя как дирижёра, не просто отработать техническую часть, а что-то изменить в жесте, найти новые приёмы. Если сравнивать с другими мастер-классами, на которых я был, то активных участников на них могло доходить до 50 человек, и каждый имел возможность поработать с хором только 15 минут. А ещё это замечательная возможность узнать русскую культуру.

— Русскую музыку часто исполняют в Польше?

— Да, конечно, русская музыка звучит в Польше, но не могу сказать, что часто. В основном, это Чайковский и Рахманинов. Что касается современной академической русской музыки, в частности, хоровой, то она совсем неизвестна. На мой взгляд, такая же ситуация обстоит и в России: популярна музыка Шопена, а творчество таких композиторов как Станислав Вехович (Stanisław Wiechowicz), Кароль Шимановский (Karol Szymanowski), Павел Лукашевский (Paweł Łukaszewski), Милош Бембинов (Miłosz Bembinow) и других известна лишь узкому кругу специалистов. Но после мастер-класса я собираюсь сходить в нотный магазин и купить хоровые партитуры русских композиторов, чтобы открыть слушателям в Польше эту музыку.

26 августа 2016 года

КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»