Пасхалова Алевтина

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В Википедии есть статьи о других людях с этой фамилией, см. Пасхалова (значения)

Алевтина Михайловна Пасхалова
Дата рождения: 27 мая (8 июня) 1875
Место рождения: село Сокур, Саратовская губерния, Россия)
Дата смерти: 1 апреля 1953
Место смерти: Саратов, Саратовская область, Россия

Алевтина Михайловна Пасхалова (в замужестве Аносова) — русская и советская оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано), профессор и музыкальный деятель; Заслуженная артистка РСФСР (1934).

Биография[править]

Происходила из музыкальной семьи. Отец — надворный советник Михаил Никандрович Пасхалов. После его смерти мать вторично вышла замуж, а семилетнюю Алевтину отправила к бабушке в Саратов. Бабушка Алевтины Михайловны — Анна Никаноровна Пасхалова-Мордовцева (1823–1885) была собирательницей русских народных песен, одаренной поэтессой, другом Н.Г. Чернышевского и членом его литературного кружка. Дядя, Виктор Никандрович Пасхалов (1841–1885) — композитор, автор популярных романсов. Двоюродный брат Алевтины Михайловны, Вячеслав Викторович Пасхалов (1873–1951) — советский музыковед и этнограф, доктор искусствоведения.

Алевтина Михайловна окончила Московскую консерваторию в 1898 году по классу замечательной певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, высоко ценившей вокальное дарование своей ученицы и ее преданность искусству. Живя в доме у Лавровской, она познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и часто исполняла оперные арии и романсы в их сопровождении. Ещё будучи ученицей консерватории, в 1898 году она принимала участие в гастрольных спектаклях Московской частной русской оперы Мамонтова в Петербурге. Выпускным спектаклем Пасхаловой была опера Вебера «Волшебный стрелок» на сцене Большого театра, дирижировал В.И. Сафонов. Пасхалова пела партию Анхен, над сценическим образом которой она работала с прославленной артисткой Малого театра Гликерией Николаевной Федотовой.

Спектакль имел успех, и окончившая консерваторию с малой серебряной медалью Алевтина Михайловна была приглашена в труппу С. И. Мамонтова, где пели тогда Ф.И. Шаляпин, А.В. Секар-Рожанский, Н.И. Забела-Врубель... Первой большой партией Пасхаловой стала Джульетта в опере Гуно «Ромео и Джульетта», потом она пела Ксению в «Борисе Годунове» Мусоргского с Шаляпиным в заглавной роли, Лакме в одноименной опере Делиба.

Когда опера Мамонтова перестала существовать, Пасхалова несколько лет работала в провинции (Казань, Саратов, Кишинев, Житомир, Каменец-Подольский, Пермь) и очень полюбилась слушателям, затем в театре «Аквариум» в Москве. В 1905 году певица дебютировала в партии Лакме на сцене Мариинского театра и была принята в труппу. Снегурочка в опере Римского-Корсакова, Марфа в его же «Царской невесте», Фатима в «Кавказском пленнике» Кюи, Тамара в «Демоне» Рубинштейна, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Джильда в «Риголетто» Верди, Маргарита в «Гугенотах» Мейербера, вагнеровские образы — Фрейя в «Золоте Рейна», Птичка в «Зигфриде» — вот ее репертуар.

« Г-жа Пасхалова очень симпатична. В ее исполнении есть много привлекательного, много грации, задушевности. Она имеет полное право на симпатии публики »
русский композитор и музыкальный критик Ц. А. Кюи
« не слышал г-жи Пасхаловой после ее дебюта и, признаюсь, был прямо поражен неожиданным приятным сюрпризом. Да ведь это, оказывается, настоящий живой талант, и какой тонкий, деликатный, поэтичный. А этот милый, очаровательный голос. В его хрустальном, чистом тембре есть что-то трогательное, сердечное, детское. Запетая партия вдруг показалась мне обаятельно свежей, со сцены точно пахнуло весной... »
музыкальный критик В.П. Коломийцев об Алевтине Михайловне Пасхаловой — Маргарите в «Фаусте» Гуно, который шел в начале сезона 1905/06 года в Мариинском театре

Последней партией была Волхова в «Садко» Римского-Корсакова; последней, потому что Пасхаловой пришлось покинуть императорскую сцену, несмотря на успех у публики и признание критики: ее вольнолюбивый характер пришелся не ко двору.

В 1912 году певица совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у А. Броджи и А. Бетинелли.

Репертуар певицы включал свыше 60 партий.

С первых дней Великой Октябрьской революции А.М. Пасхалова активно включилась в культурно-просветительную работу, выступая с концертами перед рабоче-крестьянской аудиторией, исполняя классический и новый, советский репертуар. Певица с 1915 года постоянно жила в Саратове и многое сделала для организации там первой советской оперы.

За большие заслуги в области советского искусства в 1934 году ей было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.

Отличное музыкальное образование, глубокая вокальная и жизненная школы помогали ей в педагогической работе: в 1940 году Алевтина Михайловна стала профессором Саратовской консерватории и за тридцать два года воспитала целую плеяду певцов.

Умерла 1 апреля 1953 года в Саратове.

Её дочь, Нина, обучалась пению у матери и тоже стала певицей.

Ссылки[править]

  • П. П., Белецкий И. В. Пасхаловы: Страницы музыкального прошлого. Л.: Музыка, 1970. 88 с.
  • Тимохин В. Династия Пасхаловых // Музыкальная жизнь. М., 1979. № 1. С. 17-18.
  • Ганский В. М. Дорогие мои саратовцы. Саратов, 2013.
  • http://elsso.ru/cont/ppl/84.html