Соколов Владислав

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Владислав Геннадьевич Соколов
фото
Дирижёр
Коллектив: Детский хор Института художественного воспитания Академии педагогических наук
Дата рождения: 28 декабря 1908 года
Дата смерти: 25 июня 1993 года (84 года)
Образование: Московская консерватория
Титулы и регалии: народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки, лауреат премии Ленинского комсомола, профессор

В Википедии есть статьи о других людях с этой фамилией, см. Соколов (значения)

Владисла́в Генна́диевич Соколо́в (1908—1993) — русский советский хоровой дирижёр.

Родился в г. Рыбинске в семье священника Покровской церкви и одновременно регента церковного хора Геннадия Яковлевича Соколова. В семье было пятеро детей.

« Мое воспитание с малых лет шло буквально в стенах Церкви. Отец — Геннадий Яковлевич Соколов — отец Геннадий, священник Покровской церкви, был еще и регентом. На рубеже веков ему посчастливилось год учиться в качестве вольнослушателя в Синодальном училище.

Все священнослужители конца прошлого века и нынешнего (XX) в большинстве случаев дети именно священников. Семейный священник — это скромный труженик. И у него всегда было много детей. И дети семейных священников с восьми лет направлялись в губернский город, в духовное училище, а потом в духовную семинарию.

»

Мать Надежда Алексеевна вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Уже в шесть лет Владислав начал петь в церковном хоре, а в семь уже знал, что станет церковным дирижером. В 1925 г. он закончил среднюю школу и поступил в музыкальную, в фортепьянный класс Е.М. Тимашевой. За один год был пройден полный курс музыкальной школы. В 1926 г. В.Г. Соколов поступил в Московский техникум им. Скрябина в класс пианиста Г.И.Романовского. В 1932 году он стал студентом дирижерско-хорового факультета Московской консерватории.

Одновременно Соколов начал самостоятельную работу в детских хорах. В первых же дней Владислав Геннадьевич проявил себя как выдающийся педагогический талант. Он считал своей задачей не просто обучение детей музыкальной грамоте, но прежде всего воспитание чувства глубокого уважения и любви к музыке. Результаты такой работы не замедлили сказаться. Красота звучания, артистичность, художественность исполнения, интересный репертуар – хор института художественного воспитания стал настоящей "творческой лабораторией", в которой исследовались аспекты работы с детскими коллективами. Параллельно В.Г. Соколов работал и со взрослыми хоровыми коллективами, со студенческими хорами. Профессор Соколов – автор книги "Работа с хором", которая выдержала четыре издания. Его перу принадлежат множество статей, где он щедро делится своими знаниями и опытом.

В родном городе Владислава Геннадьевича его имя с честью носит хоровое творческое объединение "Соколята".

Жизнь в хоровом искусстве[править]

Обложка книги «Жизнь в хоровом искусстве»

«Владислав Соколов. Жизнь в хоровом искусстве», 2012. 500 страниц, более 70 исторических фотографий. Составители И.Ю. Мякишев, Д.Д. Семеновский.

Книга включает в себя три основных раздела, предисловие и приложения.

В первом разделе представлены подробные биографические очерки. Особого внимания заслуживают увлекательные страницы, описывающие детские и юношеские годы молодого Соколова, которые прошли в доме его отца — протоиерея г. Рыбинска (Ярославской губернии) о. Геннадия (Соколова).

Во втором разделе собраны статьи В.Г. Соколова, который, получив блестящее образование на теоретико-композиторском отделении музыкального училища при Московской консерватории, на протяжении всей жизни выступал в периодической печати со статьями, посвященными проблемам профессионального и любительского хорового искусства, воспитания и образования. Среди опубликованных — воспоминания о «хранителях традиций русской хоровой школы» Н.М. Данилине, А.В. Александрове, А.В. Свешникове, Г.А. Дмитревском, творческие портреты хоровых дирижеров Г.Г. Эрнесакса, Б.А. Александрова, А.А. Юрлова, публицистические выступления на темы истории и современности хорового дела в России.

Содержание третьего раздела составляют воспоминания современников, учеников маэстро, непосредственных свидетелей его творчества. Среди авторов: хоровые дирижеры, хормейстеры, композиторы, музыковеды, артисты хора. [1]

Отзывы коллег[править]

« ...в репетиционной работе с хором студентов Московской консерватории Владислав Геннадьевич Соколов не прибегал к длительным объяснениям, вероятно, полагаясь на понятливость певцов. Обладая удивительно мягкими и точными дирижерскими руками, пластичностью, выражающими самое сокровенное и необходимое в музыкальной фразировке и в чувствовании эмоциональной логики, Владислав Геннадьевич заставлял творчески подчиняться своему видению музыкального образа и слышанию хоровой партитуры. Но главным в контакте Соколова с хором была необыкновенная сила, идущая от дирижера, которая не только не подавляла певцов, а напротив, духовно их раскрепощала; дирижерская воля вызывала у хористов преданность и желание подчиняться. Дополнительное воздействие на певцов оказывали удивительно глубокие и строгие глаза Владислава Геннадьевича, которые, будто проникали в души и сердца поющих. Многие из тех, кто пели под управлением В. Г. Соколова, говорили о том, что взгляд дирижера был обращен всегда к каждому отдельному певцу. Своими выразительными глазами В. Г. Соколов мог «приструнить» отвлекшегося или невнимательного певца, поощрить удачное исполнение фразы, предупредить о трудном мелодическом рисунке или тесситурно неудобном эпизоде, а также помочь его хорошо исполнить. Это всегда был взгляд, полный притягательности, властности, уверенной силы...

»
« Для нас, молодёжи 50-х годов, он был личностью легендарной, хоровым кумиром. Его репетиции я вспоминаю с радостным светлым чувством. На репетициях он учил пониманию музыки, разной по стилю; его рука магически воздействовала на певцов, делала звук контрастным по окраске. Надо было видеть, с какой жадностью мы впитывали каждое его замечание, с каким вниманием относились к его слову, взгляду. Он был чуток, внимателен, тактичен; как дирижёр отличался страстным, нетерпеливым характером, сердился, если не выполнялось малейшее его замечание. Во время репетиций нами руководило одно желание – хорошо выполнять его задания. На хоровых певцов всегда оказывало влияние повелительная сила его жестов. Ясно ощущалось, что хор для него источник радости. »

Ссылки[править]

Примечания[править]