Спиричуэл

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Словарь
Эта статья является частью Хорового словаря.
Пожалуйста, придерживайтесь энциклопедического стиля повествования.
Обсуждение статьи

Спи́ричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — наиболее известная форма афро-американской духовной музыки.

История жанра[править]

Как жанр спиричуэл оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольничих песен негров американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»). Источником негритянских спиричуэлов являются духовные гимны, завезенные в Америку белыми переселенцами.

Наиболее известная форма спиричуэлов — религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете. Хотя негры не получали образования в Америке до отмены рабства, христианство им проповедовали; для малообразованных негров концепция Ветхого Завета оказалась более доступной и понятной, чем более сложная философия Нового Завета. Библейские сюжеты приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке. Эти замечательные, трогательные религиозные напевы сохранились только в южных городах Соединенных Штатов. То, что сейчас многие известные исполнители выдают за это направление, является очень облагороженной версией спиричуэлов.

Интересно, что более позднее образование — «госпелз», основанное на текстах Нового Завета (Gospel — Евангелие) сохранились в более первозданном виде, и их можно услышать на имеющихся теперь записях.

Спиричуэлы сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе. Исполнение спиричуэлов сопровождается раскачиванием и иными движениями исполнителей; наряду со сдержанными спиричуэлами распространены и яркоэмоциональные, включающие экстатические юбиляции, выкрики. Часто спиричуэлы имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами.

Спиричуэлы значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций. Американские композиторы 19-20 вв. использовали в произведениях мелодии и общий склад спиричуэлов. В их числе - Дж. Гершвин (сцена похоронного причитания и молитва во время грозы в опере «Порги и Бесс»), Р. Гольдмарк («Негритянская рапсодия» для оркестра), Дж. Пауэлл («Негритянская рапсодия» для ф-но и оркестра). А. Дворжак в 9-й симфонии («Из Нового Света», 1893) воспользовался напевами спиричуэлов для воссоздания американского колорита.

Ноты[править]

См. также[править]