Хрестоматия по чтению хоровых партитур/Хоровая музыка эпохи Возрождения

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Хрестоматия по чтению хоровых партитур
Б. Г. Тевлин
Подзаголовок: Хоровая музыка эпохи Возрождения
Год издания: 1983
Жанр: Хрестоматия
Издательство: «Музыка»
Количество страниц: 157
Тираж: 5 000 экз.

От составителя

В данную хрестоматию включены полифонические сочинения, предназначенные для учебной работы студентов дирижёрско-хоровых отделений высших музыкальных учебных заведений. Задача пособия состоит в том, чтобы помочь развитию навыков быстрой ориентировки в содержании партитуры, чтения её за фортепиано, выявления интонационно-мелодической полноценности и выразительности всех голосов, составляющих многоголосное целое.

В настоящем сборнике представлены сочинения композиторов Нидерландов, Италии, Англии, Франции, Германии, Испании, Польши, Чехии. Среди них Гийом Дюфаи и Орландо Лассо — выдающиеся мастера «строгого стиля», разработанного нидерландской школой; Джованни Палестрина — крупнейший представитель итальянского Возрождения, чьи произведения являются вершиной хоровой музыки a cappella; Уильям Бёрд — по словам современников, «наиболее прославленный музыкант и органист английской нации», и многие другие. Их сочинения объединяют светлое гуманистическое начало, античная красота формы, высокая техника полифонического письма. Они свидетельствуют о жанровом богатстве «золотого века» европейской музыки: здесь отрывки из месс, мотеты, прекрасные образцы светских песенных жанров, близких народному творчеству, — итальянские и английские мадригалы, французские песни (шансон) и др.

Содержание:[править]

1. Г. Дюфаи[1]: Gloria из мессы «Caput» . . . . .  . . . . . . . стр. 3-9
2. Г. Дюфаи: мотет «Ave regina» . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 10-13
3. Й. Окегем: Sanctus из мессы «Cujusvis toni» . . . . . . . . .стр. 14-17
4. Й. Окегем: Kyrie из мессы «L'homme armé» . . . . . . . . . . стр. 18-21
5. Я. Обрехт: мотет «Ave regina» . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 22-23
6. Ж. Депре: Qui tollis из мессы «Pange lingua» . . . . . . . . стр. 24-26
7. А. Вилларт: мадригал «Радость любви» . . . . . . . . . . . . стр. 27-30
8. Ф. Вердело: мадригал «Ах, я о вас вздыхаю» . . . . . . . . . стр. 31-33
9. Я. Аркадельт: мадригал «Лебедь в минуту смерти». . . . . . . стр. 34-36
10. О. Лассо: Kyrie из мессы №52. . . . . . . . . . . . . . . . стр. 37-40
11. О. Лассо: Gloria из мессы №52 . . . . . . . . . . . . . . . стр. 41-45
12. О. Лассо: Crucifixus из мессы «In te Domine speravi». . . . стр. 46-47
13. О. Лассо: мотет «Ave regina» . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 48-50
14. О. Лассо: «Навек со мной любовь моя» . . . . . . . . . . . .стр. 51-53
15. О. Лассо: «О, если б знала ты…» . . . . . . . . . . . . . . стр. 54-55
16. Г. Изаак: «Инсбрук, я должен тебя покинуть» . . . . . . . . стр. 56-57
17. А. Габриели: Kyrie из «Missa brevis» . . . . . . . . . . . .стр. 58-59
18. А. Габриели: Sanctus из «Missa brevis» . . . . . . . . . . .стр. 60
19. Дж. Палестрина: мотет «Duo ubera tua» . . . . . . . . . . . .стр. 61-65
20. Дж. Палестрина: мадригал «Нет, ваших рук касанье…» . . . . . стр. 66-69
21. Дж. Палестрина: мадригал «Там, где Тибр катит воды». . . . . стр. 70-72
22. Дж. Палестрина: мадригал «За все мученья ада…» . . . . . . . стр. 73-75
23. Ф. Сориано: канцона «Взор твой огнём пылает» . . . . . . . .стр. 76
24. О. Векки: канцонетта «Бедный Нарцисс» . . . . . . . . . . . стр. 77-78
25. Л. Маренцио: мадригал «С вами разлука…» . . . . . . . . . . стр. 79
26. Л. Маренцио: мадригал «Пылал зенит» . . . . . . . . . . . . стр. 80-84
27. К. Джезуальдо: мотет «Sancti Spiritus» . . . . . . . . . . .стр. 85-86
28. К. Джезуальдо: мотет «Mater gratiae» . . . . . . . . . . . .стр. 87-89
29. К. Джезуальдо: «Ах, без тебя страдаю» . . . . . . . . . . . стр. 90-92
30. К. Джезуальдо: «Боже, смерть моя рядом!» . . . . . . . . . .стр. 93-94
31. К. Монтеверди: мадригал «Что за день!» . . . . . . . . . . .стр. 95
32. К. Монтеверди: «Знай, если завтра…» . . . . . . . . . . . . стр. 96-99
33. К. Монтеверди: мадригал «Злая, меня ты губишь» . . . . . . .стр. 100-104
34. К. Монтеверди: мадригал «Жестокие слова» . . . . . . . . . .стр. 105-108
35. У. Бёрд: мадригал «Я ранен в грудь» . . . . . . . . . . . . стр. 109-111
36. Т. Морли: мадригал «Нежность горит в лице твоем…» . . . . . стр. 112-114
37. П. Филипс: «In splendenti nube» . . . . . . . . . . . . . . стр. 115-118
38. Дж. Дауленд: «Сердце ты отнял силой» . . . . . . . . . . . . стр. 119-121
39. О. Гиббонс: антем «Дай, вера, силы мне!» . . . . . . . . . .стр. 122-123
40. П. Сертон: «Всё, что судьба…» . . . . . . . . . . . . . . . стр. 124
41. К. Жанекен: «Юная нежная фея…» . . . . . . . . . . . . . . .стр. 125-127
42. К. Жанекен: «Кто нежных не знавал цепей…» . . . . . . . . . стр. 128-130
43. Х. Л. Хаслер: мадригал «Я расстаюсь, страдая…» . . . . . . .стр. 131-137
44. Т. Л. Виктория: мотет «Vere languores» . . . . . . . . . . .стр. 138-141
45. Х. Энсина: «Ку-ку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 142-143
46. Ф. Герреро: «Красотка Каталина» (Hermosa Catalina). . . . . стр. 144-145
47. М. Зеленьский: «Domus mea» из «Communiones totius anni» . . стр. 146-149
48. Б. Пенкель: Sanctus из «Missa pulcherrima» . . . . . . . . .стр. 150-153
49. Я. Хандль: мотет «Mirabile» . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 154-157

Примечания[править]

  1. Ранее авторство мессы приписывалось Гийому Дюфаи, однако недавние исследования показали, что она возникла в Англии в 1440-х годах, её автор неизвестен