Пасхалова Алевтина: различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 7 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Алевтина Михайловна Пасхалова''' (в замужестве Аносова) (27 мая (8 июня) 1875, село Сокур Саратовской Губернии — 1 апреля 1953, город Саратов) — русская и советская оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано), также педагог и музыкальный деятель; Заслуженная артистка РСФСР (1934).  
{{Фамилия|Пасхалова (значения)}}{{Музыкальный деятель
 
|имя              =Алевтина Михайловна Пасхалова
|фото            =
|вид деятельности =
|коллектив        =
|голос            =
|д.р.            =27 мая ([[8 июня]]) {{b|1875|*}}
|место р.        =[[село Сокур]], Саратовская губерния, Россия)
|д.см.            =[[1 апреля]] {{d|1953|*}}
|место см.        =[[Саратов]], Саратовская область, Россия
|образование      =
|регалии          =
|награды          =
|сайт            =
}}'''Алевтина Михайловна Пасхалова''' (в замужестве Аносова) — русская и советская оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано), профессор и музыкальный деятель; Заслуженная артистка РСФСР (1934).  
==Биография==
==Биография==
 
Происходила из музыкальной семьи. Отец надворный советник Михаил Никандрович Пасхалов. После его смерти мать вторично вышла замуж, а семилетнюю Алевтину отправила к бабушке в Саратов. [[Бабушка]] Алевтины Михайловны — Анна Никаноровна Пасхалова-Мордовцева (1823–1885) была собирательницей русских народных песен, одаренной поэтессой, другом Н.Г. Чернышевского и членом его литературного кружка. Дядя, Виктор Никандрович Пасхалов (1841–1885) — композитор, автор популярных романсов. Двоюродный брат Алевтины Михайловны, Вячеслав Викторович Пасхалов (1873–1951) — советский музыковед и этнограф, доктор искусствоведения.
Происходила из музыкальной семьи. Отец - надворный советник Михаил Никандрович Пасхалов. После смерти отца мать вторично вышла замуж, а семилетнюю Алевтину отправила к бабушке в Саратов. Бабушка Алевтины Михайловны — Анна Никаноровна Пасхалова-Мордовцева (1823—1885) была собирательницей русских народных песен, одаренной поэтессой, другом Н.Г. Чернышевского и членом его литературного кружка. Дядя, Виктор Никандрович Пасхалов (1841 - 1885) — композитор, автор популярных романсов. Двоюродный брат Алевтины Михайловны, Вячеслав Викторович Пасхалов (1873 — 1951) — советский музыковед и этнограф, доктор искусствоведения...


Алевтина Михайловна окончила Московскую консерваторию в 1898 году по классу замечательной певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, высоко ценившей вокальное дарование своей ученицы и ее преданность искусству. Живя в доме у Лавровской, она познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и часто исполняла оперные арии и романсы в их сопровождении. Ещё будучи ученицей консерватории, в 1898 году она принимала участие в гастрольных спектаклях Московской частной русской оперы Мамонтова в Петербурге. Выпускным спектаклем Пасхаловой была опера Вебера «Волшебный стрелок» на сцене Большого театра, дирижировал В.И. Сафонов. Пасхалова пела партию Анхен, над сценическим образом которой она работала с прославленной артисткой Малого театра Гликерией Николаевной Федотовой.
Алевтина Михайловна окончила Московскую консерваторию в 1898 году по классу замечательной певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, высоко ценившей вокальное дарование своей ученицы и ее преданность искусству. Живя в доме у Лавровской, она познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и часто исполняла оперные арии и романсы в их сопровождении. Ещё будучи ученицей консерватории, в 1898 году она принимала участие в гастрольных спектаклях Московской частной русской оперы Мамонтова в Петербурге. Выпускным спектаклем Пасхаловой была опера Вебера «Волшебный стрелок» на сцене Большого театра, дирижировал В.И. Сафонов. Пасхалова пела партию Анхен, над сценическим образом которой она работала с прославленной артисткой Малого театра Гликерией Николаевной Федотовой.
Строка 11: Строка 23:
Когда опера Мамонтова перестала существовать, Пасхалова несколько лет работала в провинции (Казань, Саратов, Кишинев, Житомир, Каменец-Подольский, Пермь) и очень полюбилась слушателям, затем в театре «Аквариум» в Москве. В 1905 году певица дебютировала в партии Лакме на сцене Мариинского театра и была принята в труппу. Снегурочка в опере Римского-Корсакова, Марфа в его же «Царской невесте», Фатима в «Кавказском пленнике» Кюи, Тамара в «Демоне» Рубинштейна, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Джильда в «Риголетто» Верди, Маргарита в «Гугенотах» Мейербера, вагнеровские образы — Фрейя в «Золоте Рейна», Птичка в «Зигфриде» — вот ее репертуар.  
Когда опера Мамонтова перестала существовать, Пасхалова несколько лет работала в провинции (Казань, Саратов, Кишинев, Житомир, Каменец-Подольский, Пермь) и очень полюбилась слушателям, затем в театре «Аквариум» в Москве. В 1905 году певица дебютировала в партии Лакме на сцене Мариинского театра и была принята в труппу. Снегурочка в опере Римского-Корсакова, Марфа в его же «Царской невесте», Фатима в «Кавказском пленнике» Кюи, Тамара в «Демоне» Рубинштейна, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Джильда в «Риголетто» Верди, Маргарита в «Гугенотах» Мейербера, вагнеровские образы — Фрейя в «Золоте Рейна», Птичка в «Зигфриде» — вот ее репертуар.  


«Г-жа Пасхалова очень симпатична. В ее исполнении есть много привлекательного, много грации, задушевности. Она имеет полное право на симпатии публики», — писал Цезарь Кюи.
{{Цитата|автор=русский композитор и музыкальный критик Ц. А. Кюи|Г-жа Пасхалова очень симпатична. В ее исполнении есть много привлекательного, много грации, задушевности. Она имеет полное право на симпатии публики}}


«Я не слышал г-жи Пасхаловой после ее дебюта и, признаюсь, был прямо поражен неожиданным приятным сюрпризом. Да ведь это, оказывается, настоящий живой талант, и какой тонкий, деликатный, поэтичный. А этот милый, очаровательный голос. В его хрустальном, чистом тембре есть что-то трогательное, сердечное, детское. Запетая партия вдруг показалась мне обаятельно свежей, со сцены точно пахнуло весной...» — так писал музыкальный критик В.П. Коломийцев об Алевтине Михайловне Пасхаловой — Маргарите в «Фаусте» Гуно, который шел в начале сезона 1905/06 года в Мариинском театре...
{{Цитата|автор=музыкальный критик В.П. Коломийцев об Алевтине Михайловне Пасхаловой — Маргарите в «Фаусте» Гуно, который шел в начале сезона 1905/06 года в Мариинском театре|не слышал г-жи Пасхаловой после ее дебюта и, признаюсь, был прямо поражен неожиданным приятным сюрпризом. Да ведь это, оказывается, настоящий живой талант, и какой тонкий, деликатный, поэтичный. А этот милый, очаровательный голос. В его хрустальном, чистом тембре есть что-то трогательное, сердечное, детское. Запетая партия вдруг показалась мне обаятельно свежей, со сцены точно пахнуло весной...}}


Последней партией была Волхова в «Садко» Римского-Корсакова; последней, потому что Пасхаловой пришлось покинуть императорскую сцену, несмотря на успех у публики и признание критики: ее вольнолюбивый характер пришелся не ко двору.
Последней партией была Волхова в «Садко» Римского-Корсакова; последней, потому что Пасхаловой пришлось покинуть императорскую сцену, несмотря на успех у публики и признание критики: ее вольнолюбивый характер пришелся не ко двору.
Строка 21: Строка 33:
Репертуар певицы включал свыше 60 партий.
Репертуар певицы включал свыше 60 партий.
   
   
С первых дней Великой Октябрьской революции А.М. Пасхалова активно включилась в культурно-просветительную работу, выступая с концертами перед рабоче-крестьянской аудиторией, исполняя классический и новый, советский репертуар. Певица с 1915 года постоянно жила в Саратове и многое сделала для организации там первой советской оперы. Отличное музыкальное образование, глубокая вокальная и жизненная школы помогали ей в педагогической работе: в 1918 году Алевтина Михайловна стала профессором Саратовской консерватории и за тридцать два года воспитала целую плеяду певцов. За большие заслуги в области советского искусства в 1934 году ей было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.
С первых дней Великой Октябрьской революции А.М. Пасхалова активно включилась в культурно-просветительную работу, выступая с концертами перед рабоче-крестьянской аудиторией, исполняя классический и новый, советский репертуар. Певица с 1915 года постоянно жила в Саратове и многое сделала для организации там первой советской оперы.
 
За большие заслуги в области советского искусства в 1934 году ей было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.
 
Отличное музыкальное образование, глубокая вокальная и жизненная школы помогали ей в педагогической работе: в 1940 году Алевтина Михайловна стала профессором Саратовской консерватории и за тридцать два года воспитала целую плеяду певцов.  


Умерла 1 апреля 1953 года в Саратове.
Умерла 1 апреля 1953 года в Саратове.
Строка 28: Строка 44:


==Ссылки==
==Ссылки==
 
*П. П., Белецкий И. В. Пасхаловы: Страницы музыкального прошлого. Л.: Музыка, 1970. 88 с.
Назаревский П. П., Белецкий И. В. Пасхаловы: Страницы музыкального прошлого. Л.: Музыка, 1970. 88 с.
*Тимохин В. Династия Пасхаловых // Музыкальная жизнь. М., 1979. № 1. С. 17-18.
 
*Ганский В. М. Дорогие мои саратовцы. Саратов, 2013.
Тимохин В. Династия Пасхаловых // Музыкальная жизнь. М., 1979. № 1. С. 17-18.
*http://elsso.ru/cont/ppl/84.html
 
Ганский В. М. Дорогие мои саратовцы. Саратов, 2013.
 
http://elsso.ru/cont/ppl/84.html

Текущая версия от 15:38, 1 июня 2023

В Википедии есть статьи о других людях с этой фамилией, см. Пасхалова (значения)

Алевтина Михайловна Пасхалова
Дата рождения: 27 мая (8 июня) 1875
Место рождения: село Сокур, Саратовская губерния, Россия)
Дата смерти: 1 апреля 1953
Место смерти: Саратов, Саратовская область, Россия

Алевтина Михайловна Пасхалова (в замужестве Аносова) — русская и советская оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано), профессор и музыкальный деятель; Заслуженная артистка РСФСР (1934).

Биография[править]

Происходила из музыкальной семьи. Отец — надворный советник Михаил Никандрович Пасхалов. После его смерти мать вторично вышла замуж, а семилетнюю Алевтину отправила к бабушке в Саратов. Бабушка Алевтины Михайловны — Анна Никаноровна Пасхалова-Мордовцева (1823–1885) была собирательницей русских народных песен, одаренной поэтессой, другом Н.Г. Чернышевского и членом его литературного кружка. Дядя, Виктор Никандрович Пасхалов (1841–1885) — композитор, автор популярных романсов. Двоюродный брат Алевтины Михайловны, Вячеслав Викторович Пасхалов (1873–1951) — советский музыковед и этнограф, доктор искусствоведения.

Алевтина Михайловна окончила Московскую консерваторию в 1898 году по классу замечательной певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, высоко ценившей вокальное дарование своей ученицы и ее преданность искусству. Живя в доме у Лавровской, она познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и часто исполняла оперные арии и романсы в их сопровождении. Ещё будучи ученицей консерватории, в 1898 году она принимала участие в гастрольных спектаклях Московской частной русской оперы Мамонтова в Петербурге. Выпускным спектаклем Пасхаловой была опера Вебера «Волшебный стрелок» на сцене Большого театра, дирижировал В.И. Сафонов. Пасхалова пела партию Анхен, над сценическим образом которой она работала с прославленной артисткой Малого театра Гликерией Николаевной Федотовой.

Спектакль имел успех, и окончившая консерваторию с малой серебряной медалью Алевтина Михайловна была приглашена в труппу С. И. Мамонтова, где пели тогда Ф.И. Шаляпин, А.В. Секар-Рожанский, Н.И. Забела-Врубель... Первой большой партией Пасхаловой стала Джульетта в опере Гуно «Ромео и Джульетта», потом она пела Ксению в «Борисе Годунове» Мусоргского с Шаляпиным в заглавной роли, Лакме в одноименной опере Делиба.

Когда опера Мамонтова перестала существовать, Пасхалова несколько лет работала в провинции (Казань, Саратов, Кишинев, Житомир, Каменец-Подольский, Пермь) и очень полюбилась слушателям, затем в театре «Аквариум» в Москве. В 1905 году певица дебютировала в партии Лакме на сцене Мариинского театра и была принята в труппу. Снегурочка в опере Римского-Корсакова, Марфа в его же «Царской невесте», Фатима в «Кавказском пленнике» Кюи, Тамара в «Демоне» Рубинштейна, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Джильда в «Риголетто» Верди, Маргарита в «Гугенотах» Мейербера, вагнеровские образы — Фрейя в «Золоте Рейна», Птичка в «Зигфриде» — вот ее репертуар.

« Г-жа Пасхалова очень симпатична. В ее исполнении есть много привлекательного, много грации, задушевности. Она имеет полное право на симпатии публики »
русский композитор и музыкальный критик Ц. А. Кюи
« не слышал г-жи Пасхаловой после ее дебюта и, признаюсь, был прямо поражен неожиданным приятным сюрпризом. Да ведь это, оказывается, настоящий живой талант, и какой тонкий, деликатный, поэтичный. А этот милый, очаровательный голос. В его хрустальном, чистом тембре есть что-то трогательное, сердечное, детское. Запетая партия вдруг показалась мне обаятельно свежей, со сцены точно пахнуло весной... »
музыкальный критик В.П. Коломийцев об Алевтине Михайловне Пасхаловой — Маргарите в «Фаусте» Гуно, который шел в начале сезона 1905/06 года в Мариинском театре

Последней партией была Волхова в «Садко» Римского-Корсакова; последней, потому что Пасхаловой пришлось покинуть императорскую сцену, несмотря на успех у публики и признание критики: ее вольнолюбивый характер пришелся не ко двору.

В 1912 году певица совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у А. Броджи и А. Бетинелли.

Репертуар певицы включал свыше 60 партий.

С первых дней Великой Октябрьской революции А.М. Пасхалова активно включилась в культурно-просветительную работу, выступая с концертами перед рабоче-крестьянской аудиторией, исполняя классический и новый, советский репертуар. Певица с 1915 года постоянно жила в Саратове и многое сделала для организации там первой советской оперы.

За большие заслуги в области советского искусства в 1934 году ей было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.

Отличное музыкальное образование, глубокая вокальная и жизненная школы помогали ей в педагогической работе: в 1940 году Алевтина Михайловна стала профессором Саратовской консерватории и за тридцать два года воспитала целую плеяду певцов.

Умерла 1 апреля 1953 года в Саратове.

Её дочь, Нина, обучалась пению у матери и тоже стала певицей.

Ссылки[править]

  • П. П., Белецкий И. В. Пасхаловы: Страницы музыкального прошлого. Л.: Музыка, 1970. 88 с.
  • Тимохин В. Династия Пасхаловых // Музыкальная жизнь. М., 1979. № 1. С. 17-18.
  • Ганский В. М. Дорогие мои саратовцы. Саратов, 2013.
  • http://elsso.ru/cont/ppl/84.html