Гайдн Йозеф/Сочинения для хора: различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
<big>Франц Йозеф Гайдн ([[31 марта]] [[1732 год|1732]] — [[31 мая]] [[1809 год|1809]])</big>
<big>Франц Йозеф Гайдн ([[31 марта]] {{b|1732|*}} — [[31 мая]] {{d|1809|*}})</big>
----
----
Хоровая музыка занимает значительное место в творческом наследии Йозефа Гайдна. Его оратории «Возвращение Товия», «Семь слов», «Сотворение мира», «Времена года», многочисленные мессы и кантаты, грандиозный хор «Буря» по своей неувядаемой красоте и поразительному совершенству не уступают его инструментальным произведениям.
Хоровая музыка занимает значительное место в творческом наследии Йозефа Гайдна. Его оратории «Возвращение Товия», «Семь слов», «Сотворение мира», «Времена года», многочисленные мессы и кантаты, грандиозный хор «Буря» по своей неувядаемой красоте и поразительному совершенству не уступают его инструментальным произведениям.
Строка 8: Строка 8:


{{Цитата|Так как Господь даровал мне весёлое сердце, то он простит мне, что я служу ему в веселии.}} Так шутливо отвечал композитор на упрёки в чересчур «земном» характере многих страниц его духовной музыки, гто то и дело мелькает типичная для Гайдна оживлённая танцевальная мелодия.
{{Цитата|Так как Господь даровал мне весёлое сердце, то он простит мне, что я служу ему в веселии.}} Так шутливо отвечал композитор на упрёки в чересчур «земном» характере многих страниц его духовной музыки, гто то и дело мелькает типичная для Гайдна оживлённая танцевальная мелодия.
{| class="wikitable" style="width:100%;"
{{Шапка}}
|-
{{Цикл|1750|Missa brevis (Гайдн)|«Короткая месса Фа мажор»|("Missa brevis in F major"), Hob. XXII:1|для двух сопрано, смешанного хора и струнного оркестра
|colspan="4" style="padding:0em 0em 0em 0em;"|
|I.|Kyrie||
{| class="wikitable mw-collapsible" style="border:hidden; margin:0; width:100%;"
|II.|Gloria||
|- class="shadow"
|III.|Credo||
|style="width:10%;"|[[1750 год|1750]], Hob. XXII:1||style="width:25%;"|'''[[Missa brevis (Гайдн)|«Короткая месса Фа мажор»]]''' ("Missa brevis in F major")||style="width:25%;"|в 6 частях||style="width:40%;"|для двух сопрано, смешанного хора и струнного оркестра
|IV.|Sanctus||
|-
|V.|Benedictus||
|I.||[[Missa brevis (Гайдн) Kyrie|«Kyrie»]]|| ||
|VI.|Agnus Dei||
|-
}}
|II.||[[Missa brevis (Гайдн) Gloria|«Gloria»]]|| ||
{{Цикл|1798|Nelsonmesse (Гайдн)|«Месса Ре минор»|("Nelsonmesse"), Hob. XXII:11|для солистов, смешанного хора и оркестра
|-
|I.|Kyrie||
|III.||[[Missa brevis (Гайдн) Credo|«Credo»]]|| ||
|II.|Gloria||
|-
|III.|Credo||
|IV.||[[Missa brevis (Гайдн) Sanctus|«Sanctus»]]|| ||
|IV.|Sanctus||
|-
|V.|Benedictus||
|V.||[[Missa brevis (Гайдн) Benedictus|«Benedictus»]]|| ||
|VI.|Agnus Dei||
|-
|VII.|Dona nobis||
|VI.||[[Missa brevis (Гайдн) Agnus Dei|«Agnus Dei»]]|| ||
}}
|}
{{Цикл|1802|Harmoniemesse (Гайдн)|«Месса Си-бемоль мажор»|("Harmoniemesse"), Hob. XXII:14|для солистов, смешанного хора и оркестра (с полным составом духовых инструментов<ref>Словом "Harmonie" в немецком языке называют ансамбль духовых инструментов.</ref>)
|-
|1.|Kyrie||
|colspan="4" style="padding:0em 0em 0em 0em;"|
|2.|Gloria||
{| class="wikitable mw-collapsible" style="border:hidden; margin:0; width:100%;"
|3.|Credo||
|- class="shadow"
|4.|Sanctus||
|style="width:10%;"|[[1798 год|1798]], Hob. XXII:11||style="width:25%;"|'''[[Nelsonmesse (Гайдн)|«Месса Ре минор»]]''' ("Nelsonmesse")||style="width:25%;"|в 7 частях||style="width:40%;"|для солистов, смешанного хора и оркестра
|5.|Benedictus||
|-
|6.|Agnus Dei||
|I.||[[Nelsonmesse (Гайдн) Kyrie|«Kyrie»]]|| ||
}}
|-
|II.||[[Nelsonmesse (Гайдн) Gloria|«Gloria»]]|| ||
|-
|III.||[[Nelsonmesse (Гайдн) Credo|«Credo»]]|| ||
|-
|IV.||[[Nelsonmesse (Гайдн) Sanctus|«Sanctus»]]|| ||
|-
|V.||[[Nelsonmesse (Гайдн) Benedictus|«Benedictus»]]|| ||
|-
|VI.||[[Nelsonmesse (Гайдн) Agnus Dei|«Agnus Dei»]]|| ||
|-
|VII.||[[Nelsonmesse (Гайдн) Dona nobis|«Dona nobis»]]|| ||
|}
|-
|colspan="4" style="padding:0em 0em 0em 0em;"|
{| class="wikitable mw-collapsible" style="border:hidden; margin:0; width:100%;"
|- class="shadow"
|style="width:10%;"|[[1802 год|1802]], Hob. XXII:14||style="width:25%;"|'''[[Harmoniemesse (Гайдн)|«Месса Си-бемоль мажор»]]''' ("Harmoniemesse")||style="width:25%;"|в 6 частях||style="width:40%;"|для солистов, смешанного хора и оркестра (с полным составом духовых инструментов<ref>Словом "Harmonie" в немецком языке называют ансамбль духовых инструментов.</ref>)
|-
|1.||[[Harmoniemesse (Гайдн) Kyrie|«Kyrie»]]|| ||
|-
|2.||[[Harmoniemesse (Гайдн) Gloria|«Gloria»]]|| ||
|-
|3.||[[Harmoniemesse (Гайдн) Credo|«Credo»]]|| ||
|-
|4.||[[Harmoniemesse (Гайдн) Sanctus|«Sanctus»]]|| ||
|-
|5.||[[Harmoniemesse (Гайдн) Benedictus|«Benedictus»]]|| ||
|-
|6.||[[Harmoniemesse (Гайдн) Agnus Dei|«Agnus Dei»]]|| ||
|}
|}
|}



Текущая версия от 12:11, 16 марта 2023

Франц Йозеф Гайдн (31 марта 173231 мая 1809)


Хоровая музыка занимает значительное место в творческом наследии Йозефа Гайдна. Его оратории «Возвращение Товия», «Семь слов», «Сотворение мира», «Времена года», многочисленные мессы и кантаты, грандиозный хор «Буря» по своей неувядаемой красоте и поразительному совершенству не уступают его инструментальным произведениям.

Мессы:[править]

К жанру мессы Гайдн обращался постоянно. Перу его принадлежат 14 месс. Одним из первых сочинений композитора была «Короткая месса Фа мажор», созданная около 1750 года, когда ему не было ещё и двадцати лет. Последнее законченное крупное сочинение Гайдна — «Harmoniemesse», возникшая в 1802 году. В мессах, как и в других культовых сочинениях, Гайдн близок великим художникам Возрождения: основные черты его трактовки духовной тематики — искренности, гуманизм, возвышенная простота.

« Так как Господь даровал мне весёлое сердце, то он простит мне, что я служу ему в веселии. »

Так шутливо отвечал композитор на упрёки в чересчур «земном» характере многих страниц его духовной музыки, гто то и дело мелькает типичная для Гайдна оживлённая танцевальная мелодия.

1750 «Короткая месса Фа мажор» ("Missa brevis in F major"), Hob. XXII:1  для двух сопрано, смешанного хора и струнного оркестра
I. «Kyrie»
II. «Gloria»
III. «Credo»
IV. «Sanctus»
V. «Benedictus»
VI. «Agnus Dei»
1798 «Месса Ре минор» ("Nelsonmesse"), Hob. XXII:11  для солистов, смешанного хора и оркестра
I. «Kyrie»
II. «Gloria»
III. «Credo»
IV. «Sanctus»
V. «Benedictus»
VI. «Agnus Dei»
VII. «Dona nobis»
1802 «Месса Си-бемоль мажор» ("Harmoniemesse"), Hob. XXII:14  для солистов, смешанного хора и оркестра (с полным составом духовых инструментов[1])
1. «Kyrie»
2. «Gloria»
3. «Credo»
4. «Sanctus»
5. «Benedictus»
6. «Agnus Dei»

Примечания[править]

  1. Словом "Harmonie" в немецком языке называют ансамбль духовых инструментов.