Хрестоматия по чтению хоровых партитур/Хоровая музыка эпохи Возрождения: различия между версиями
Horovik (обсуждение | вклад) (Новая страница: «<includeonly>Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Хоровая музыка эпохи Возрождения. Составитель Тевлин Б. Г.. Издательство «Музыка», М., 1983 {{#if: {{{1|}}}|(стр. {{{1}}})}}</includeonl...») |
Horovik (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 12: | Строка 12: | ||
|тираж =5 000 экз. | |тираж =5 000 экз. | ||
|ISBN = | |ISBN = | ||
}}<big>От составителя</big> | }} | ||
<big>От составителя</big> | |||
В данную хрестоматию включены полифонические сочинения, предназначенные для учебной работы студентов дирижёрско-хоровых отделений высших музыкальных учебных заведений. Задача пособия состоит в том, чтобы помочь развитию навыков быстрой ориентировки в содержании партитуры, чтения её за фортепиано, выявления интонационно-мелодической полноценности и выразительности всех голосов, составляющих многоголосное целое. | В данную хрестоматию включены полифонические сочинения, предназначенные для учебной работы студентов дирижёрско-хоровых отделений высших музыкальных учебных заведений. Задача пособия состоит в том, чтобы помочь развитию навыков быстрой ориентировки в содержании партитуры, чтения её за фортепиано, выявления интонационно-мелодической полноценности и выразительности всех голосов, составляющих многоголосное целое. | ||
Строка 18: | Строка 19: | ||
В настоящем сборнике представлены сочинения композиторов Нидерландов, Италии, Англии, Франции, Германии, Испании, Польши, Чехии. Среди них {{k|Дюфаи|Гийом}} и {{k|Лассо|Орландо}} — выдающиеся мастера «строгого стиля», разработанного нидерландской школой; {{k|Палестрина|Джованни}} — крупнейший представитель итальянского Возрождения, чьи произведения являются вершиной хоровой музыки a cappella; {{k|Бёрд|Уильям}} — по словам современников, «наиболее прославленный музыкант и органист английской нации», и многие другие. Их сочинения объединяют светлое гуманистическое начало, античная красота формы, высокая техника полифонического письма. Они свидетельствуют о жанровом богатстве «золотого века» европейской музыки: здесь отрывки из месс, мотеты, прекрасные образцы светских песенных жанров, близких народному творчеству, — итальянские и английские мадригалы, французские песни (шансон) и др. | В настоящем сборнике представлены сочинения композиторов Нидерландов, Италии, Англии, Франции, Германии, Испании, Польши, Чехии. Среди них {{k|Дюфаи|Гийом}} и {{k|Лассо|Орландо}} — выдающиеся мастера «строгого стиля», разработанного нидерландской школой; {{k|Палестрина|Джованни}} — крупнейший представитель итальянского Возрождения, чьи произведения являются вершиной хоровой музыки a cappella; {{k|Бёрд|Уильям}} — по словам современников, «наиболее прославленный музыкант и органист английской нации», и многие другие. Их сочинения объединяют светлое гуманистическое начало, античная красота формы, высокая техника полифонического письма. Они свидетельствуют о жанровом богатстве «золотого века» европейской музыки: здесь отрывки из месс, мотеты, прекрасные образцы светских песенных жанров, близких народному творчеству, — итальянские и английские мадригалы, французские песни (шансон) и др. | ||
==Содержание:== | ==Содержание:== | ||
1. {{k|Дюфаи|Гийом||*}}: [[Caput ( | 1. {{k|Дюфаи|Гийом||*}}<ref>Ранее авторство мессы приписывалось Гийому Дюфаи, однако недавние исследования показали, что она возникла в Англии в 1440-х годах, её автор неизвестен</ref>: [[Missa Caput (Anonymous)/Gloria|Gloria]] из мессы [[Missa Caput (Anonymous)|«Caput»]] . . . . . . . . . . . . стр. 3-9 | ||
2. {{k|Дюфаи|Гийом||*}}: мотет [[Ave regina (Дюфаи)|«Ave regina»]] . . . стр. 10-13 | 2. {{k|Дюфаи|Гийом||*}}: мотет [[Ave regina (Дюфаи)|«Ave regina»]] . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 10-13 | ||
3. {{k|Окегем|Йоханнес||*}}: [[Cujusvis toni (Окегем)/Sanctus|Sanctus]] из мессы [[Cujusvis toni (Окегем)|«Cujusvis toni»]] . . . стр. 14-17 | 3. {{k|Окегем|Йоханнес||*}}: [[Cujusvis toni (Окегем)/Sanctus|Sanctus]] из мессы [[Cujusvis toni (Окегем)|«Cujusvis toni»]] . . . . . . . . .стр. 14-17 | ||
4. {{k|Окегем|Йоханнес||*}}: [[L'homme armé (Окегем)/Kyrie|Kyrie]] из мессы [[L'homme armé (Окегем)|«L'homme armé»]] . . . . 18-21 | 4. {{k|Окегем|Йоханнес||*}}: [[L'homme armé (Окегем)/Kyrie|Kyrie]] из мессы [[L'homme armé (Окегем)|«L'homme armé»]] . . . . . . . . . . стр. 18-21 | ||
5. {{k|Обрехт|Якоб||*}}: мотет [[Ave regina (Обрехт)|«Ave regina»]] . . . стр. 22-23 | 5. {{k|Обрехт|Якоб||*}}: мотет [[Ave regina (Обрехт)|«Ave regina»]] . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 22-23 | ||
6. {{k|Депре|Жоскен||*}}: [[Pange lingua (Депре)/Qui tollis|Qui tollis]] из мессы [[Pange lingua (Депре)|«Pange lingua»]] . . . стр. 24-26 | 6. {{k|Депре|Жоскен||*}}: [[Pange lingua (Депре)/Qui tollis|Qui tollis]] из мессы [[Pange lingua (Депре)|«Pange lingua»]] . . . . . . . . стр. 24-26 | ||
7. {{k|Вилларт|Адриан||*}}: мадригал «Радость любви» . . . . . . . . . . . . стр. 27-30 | |||
8. {{k|Вердело|Филипп||*}}: мадригал «Ах, я о вас вздыхаю» . . . . . . . . . стр. 31-33 | |||
9. {{k|Аркадельт|Якоб||*}}: мадригал «Лебедь в минуту смерти». . . . . . . стр. 34-36 | |||
10. {{k|Лассо|Орландо||*}}: Kyrie из мессы №52. . . . . . . . . . . . . . . . стр. 37-40 | |||
11. {{k|Лассо|Орландо||*}}: Gloria из мессы №52 . . . . . . . . . . . . . . . стр. 41-45 | |||
12. {{k|Лассо|Орландо||*}}: [[In te Domine speravi (Лассо)/Crucifixus|Crucifixus]] из мессы [[In te Domine speravi (Лассо)|«In te Domine speravi»]]. . . . стр. 46-47 | |||
13. {{k|Лассо|Орландо||*}}: мотет [[Ave regina (Лассо)|«Ave regina»]] . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 48-50 | |||
14. {{k|Лассо|Орландо||*}}: «Навек со мной любовь моя» . . . . . . . . . . . .стр. 51-53 | |||
15. {{k|Лассо|Орландо||*}}: «О, если б знала ты…» . . . . . . . . . . . . . . стр. 54-55 | |||
16. {{k|Изаак|Генрих||*}}: «Инсбрук, я должен тебя покинуть» . . . . . . . . стр. 56-57 | |||
17. {{k|Габриели|Андреа||*}}: Kyrie из «Missa brevis» . . . . . . . . . . . .стр. 58-59 | |||
18. {{k|Габриели|Андреа||*}}: Sanctus из «Missa brevis» . . . . . . . . . . .стр. 60 | |||
19. [[Палестрина Джованни/Сочинения для хора|Дж. Палестрина]]: мотет «Duo ubera tua» . . . . . . . . . . . .стр. 61-65 | |||
20. [[Палестрина Джованни/Сочинения для хора|Дж. Палестрина]]: мадригал «Нет, ваших рук касанье…» . . . . . стр. 66-69 | |||
21. [[Палестрина Джованни/Сочинения для хора|Дж. Палестрина]]: мадригал «Там, где Тибр катит воды». . . . . стр. 70-72 | |||
22. [[Палестрина Джованни/Сочинения для хора|Дж. Палестрина]]: мадригал «За все мученья ада…» . . . . . . . стр. 73-75 | |||
23. {{k|Сориано|Франческо||*}}: канцона «Взор твой огнём пылает» . . . . . . . .стр. 76 | |||
24. {{k|Векки|Орацио||*}}: канцонетта «Бедный Нарцисс» . . . . . . . . . . . стр. 77-78 | |||
25. {{k|Маренцио|Лука||*}}: мадригал «С вами разлука…» . . . . . . . . . . стр. 79 | |||
26. {{k|Маренцио|Лука||*}}: мадригал «Пылал зенит» . . . . . . . . . . . . стр. 80-84 | |||
27. {{k|Джезуальдо|Карло||*}}: мотет «Sancti Spiritus» . . . . . . . . . . .стр. 85-86 | |||
28. {{k|Джезуальдо|Карло||*}}: мотет «Mater gratiae» . . . . . . . . . . . .стр. 87-89 | |||
29. {{k|Джезуальдо|Карло||*}}: «Ах, без тебя страдаю» . . . . . . . . . . . стр. 90-92 | |||
30. {{k|Джезуальдо|Карло||*}}: «Боже, смерть моя рядом!» . . . . . . . . . .стр. 93-94 | |||
31. {{k|Монтеверди|Клаудио||*}}: мадригал «Что за день!» . . . . . . . . . . .стр. 95 | |||
32. {{k|Монтеверди|Клаудио||*}}: «Знай, если завтра…» . . . . . . . . . . . . стр. 96-99 | |||
33. {{k|Монтеверди|Клаудио||*}}: мадригал «Злая, меня ты губишь» . . . . . . .стр. 100-104 | |||
34. {{k|Монтеверди|Клаудио||*}}: мадригал «Жестокие слова» . . . . . . . . . .стр. 105-108 | |||
35. {{k|Бёрд|Уильям||*}}: мадригал «Я ранен в грудь» . . . . . . . . . . . . стр. 109-111 | |||
36. {{k|Морли|Томас||*}}: мадригал «Нежность горит в лице твоем…» . . . . . стр. 112-114 | |||
37. {{k|Филипс|Питер||*}}: «In splendenti nube» . . . . . . . . . . . . . . стр. 115-118 | |||
38. [[Дауленд Джон/Сочинения для хора|Дж. Дауленд]]: «Сердце ты отнял силой» . . . . . . . . . . . . стр. 119-121 | |||
39. {{k|Гиббонс|Орландо||*}}: антем «Дай, вера, силы мне!» . . . . . . . . . .стр. 122-123 | |||
40. {{k|Сертон|Пьер||*}}: «Всё, что судьба…» . . . . . . . . . . . . . . . стр. 124 | |||
41. {{k|Жанекен|Клеман||*}}: «Юная нежная фея…» . . . . . . . . . . . . . . .стр. 125-127 | |||
42. {{k|Жанекен|Клеман||*}}: «Кто нежных не знавал цепей…» . . . . . . . . . стр. 128-130 | |||
43. {{k|Хаслер|Ханс|Лео|*}}: мадригал «Я расстаюсь, страдая…» . . . . . . .стр. 131-137 | |||
44. {{k|Виктория|Томас|Луис де|*}}: мотет «Vere languores» . . . . . . . . . . .стр. 138-141 | |||
45. {{k|Энсина|Хуан дель||*}}: «Ку-ку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 142-143 | |||
46. {{k|Герреро|Франсиско||*}}: [[Hermosa Catalina (Герреро)|«Красотка Каталина»]] (''Hermosa Catalina''). . . . . стр. 144-145 | |||
47. {{k|Зеленьский|Миколай||*}}: [[Communiones totius anni (Зеленьский)/Domus mea|«Domus mea»]] из [[Communiones totius anni (Зеленьский)|«Communiones totius anni»]] . . стр. 146-149 | |||
48. {{k|Пенкель|Бартломей||*}}: [[Missa pulcherrima (Пенкель)/Sanctus|Sanctus]] из [[Missa pulcherrima (Пенкель)|«Missa pulcherrima»]] . . . . . . . . .стр. 150-153 | |||
49. {{k|Хандль|Яков||*}}: мотет «Mirabile» . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 154-157 | |||
== Примечания == | |||
<references /> | |||
[[Категория:Хрестоматии по ЧХП]] | [[Категория:Хрестоматии по ЧХП]] | ||
</noinclude> | </noinclude> |
Текущая версия от 16:16, 4 октября 2023
|
От составителя
В данную хрестоматию включены полифонические сочинения, предназначенные для учебной работы студентов дирижёрско-хоровых отделений высших музыкальных учебных заведений. Задача пособия состоит в том, чтобы помочь развитию навыков быстрой ориентировки в содержании партитуры, чтения её за фортепиано, выявления интонационно-мелодической полноценности и выразительности всех голосов, составляющих многоголосное целое.
В настоящем сборнике представлены сочинения композиторов Нидерландов, Италии, Англии, Франции, Германии, Испании, Польши, Чехии. Среди них Гийом Дюфаи и Орландо Лассо — выдающиеся мастера «строгого стиля», разработанного нидерландской школой; Джованни Палестрина — крупнейший представитель итальянского Возрождения, чьи произведения являются вершиной хоровой музыки a cappella; Уильям Бёрд — по словам современников, «наиболее прославленный музыкант и органист английской нации», и многие другие. Их сочинения объединяют светлое гуманистическое начало, античная красота формы, высокая техника полифонического письма. Они свидетельствуют о жанровом богатстве «золотого века» европейской музыки: здесь отрывки из месс, мотеты, прекрасные образцы светских песенных жанров, близких народному творчеству, — итальянские и английские мадригалы, французские песни (шансон) и др.
Содержание:[править]
1. Г. Дюфаи[1]: Gloria из мессы «Caput» . . . . . . . . . . . . стр. 3-9 2. Г. Дюфаи: мотет «Ave regina» . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 10-13 3. Й. Окегем: Sanctus из мессы «Cujusvis toni» . . . . . . . . .стр. 14-17 4. Й. Окегем: Kyrie из мессы «L'homme armé» . . . . . . . . . . стр. 18-21 5. Я. Обрехт: мотет «Ave regina» . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 22-23 6. Ж. Депре: Qui tollis из мессы «Pange lingua» . . . . . . . . стр. 24-26 7. А. Вилларт: мадригал «Радость любви» . . . . . . . . . . . . стр. 27-30 8. Ф. Вердело: мадригал «Ах, я о вас вздыхаю» . . . . . . . . . стр. 31-33 9. Я. Аркадельт: мадригал «Лебедь в минуту смерти». . . . . . . стр. 34-36 10. О. Лассо: Kyrie из мессы №52. . . . . . . . . . . . . . . . стр. 37-40 11. О. Лассо: Gloria из мессы №52 . . . . . . . . . . . . . . . стр. 41-45 12. О. Лассо: Crucifixus из мессы «In te Domine speravi». . . . стр. 46-47 13. О. Лассо: мотет «Ave regina» . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 48-50 14. О. Лассо: «Навек со мной любовь моя» . . . . . . . . . . . .стр. 51-53 15. О. Лассо: «О, если б знала ты…» . . . . . . . . . . . . . . стр. 54-55 16. Г. Изаак: «Инсбрук, я должен тебя покинуть» . . . . . . . . стр. 56-57 17. А. Габриели: Kyrie из «Missa brevis» . . . . . . . . . . . .стр. 58-59 18. А. Габриели: Sanctus из «Missa brevis» . . . . . . . . . . .стр. 60 19. Дж. Палестрина: мотет «Duo ubera tua» . . . . . . . . . . . .стр. 61-65 20. Дж. Палестрина: мадригал «Нет, ваших рук касанье…» . . . . . стр. 66-69 21. Дж. Палестрина: мадригал «Там, где Тибр катит воды». . . . . стр. 70-72 22. Дж. Палестрина: мадригал «За все мученья ада…» . . . . . . . стр. 73-75 23. Ф. Сориано: канцона «Взор твой огнём пылает» . . . . . . . .стр. 76 24. О. Векки: канцонетта «Бедный Нарцисс» . . . . . . . . . . . стр. 77-78 25. Л. Маренцио: мадригал «С вами разлука…» . . . . . . . . . . стр. 79 26. Л. Маренцио: мадригал «Пылал зенит» . . . . . . . . . . . . стр. 80-84 27. К. Джезуальдо: мотет «Sancti Spiritus» . . . . . . . . . . .стр. 85-86 28. К. Джезуальдо: мотет «Mater gratiae» . . . . . . . . . . . .стр. 87-89 29. К. Джезуальдо: «Ах, без тебя страдаю» . . . . . . . . . . . стр. 90-92 30. К. Джезуальдо: «Боже, смерть моя рядом!» . . . . . . . . . .стр. 93-94 31. К. Монтеверди: мадригал «Что за день!» . . . . . . . . . . .стр. 95 32. К. Монтеверди: «Знай, если завтра…» . . . . . . . . . . . . стр. 96-99 33. К. Монтеверди: мадригал «Злая, меня ты губишь» . . . . . . .стр. 100-104 34. К. Монтеверди: мадригал «Жестокие слова» . . . . . . . . . .стр. 105-108 35. У. Бёрд: мадригал «Я ранен в грудь» . . . . . . . . . . . . стр. 109-111 36. Т. Морли: мадригал «Нежность горит в лице твоем…» . . . . . стр. 112-114 37. П. Филипс: «In splendenti nube» . . . . . . . . . . . . . . стр. 115-118 38. Дж. Дауленд: «Сердце ты отнял силой» . . . . . . . . . . . . стр. 119-121 39. О. Гиббонс: антем «Дай, вера, силы мне!» . . . . . . . . . .стр. 122-123 40. П. Сертон: «Всё, что судьба…» . . . . . . . . . . . . . . . стр. 124 41. К. Жанекен: «Юная нежная фея…» . . . . . . . . . . . . . . .стр. 125-127 42. К. Жанекен: «Кто нежных не знавал цепей…» . . . . . . . . . стр. 128-130 43. Х. Л. Хаслер: мадригал «Я расстаюсь, страдая…» . . . . . . .стр. 131-137 44. Т. Л. Виктория: мотет «Vere languores» . . . . . . . . . . .стр. 138-141 45. Х. Энсина: «Ку-ку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 142-143 46. Ф. Герреро: «Красотка Каталина» (Hermosa Catalina). . . . . стр. 144-145 47. М. Зеленьский: «Domus mea» из «Communiones totius anni» . . стр. 146-149 48. Б. Пенкель: Sanctus из «Missa pulcherrima» . . . . . . . . .стр. 150-153 49. Я. Хандль: мотет «Mirabile» . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 154-157
Примечания[править]
- ↑ Ранее авторство мессы приписывалось Гийому Дюфаи, однако недавние исследования показали, что она возникла в Англии в 1440-х годах, её автор неизвестен