Березовский Максим: различия между версиями
Horovik (обсуждение | вклад) |
|||
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Музыкальный деятель | {{Хоры|Максима Березовского}}{{Музыкальный деятель | ||
|имя = Максим Созонтович Березовский | |имя = Максим Созонтович Березовский | ||
|вид деятельности = Композитор | |вид деятельности = Композитор | ||
Строка 5: | Строка 5: | ||
|коллектив = <!-- Обязательно для руководителя хора --> | |коллектив = <!-- Обязательно для руководителя хора --> | ||
|голос = <!-- Обязательно для вокалиста --> | |голос = <!-- Обязательно для вокалиста --> | ||
|д.р. = 27 октября 1745 | |д.р. =[[27 октября]] [[1745 год|1745]] | ||
|д.см. = 2 апреля 1777 | |д.см. =[[2 апреля]] [[1777 год|1777]] | ||
|образование = Киевская Духовная Академия | |образование = Киевская Духовная Академия | ||
|регалии = Академик Болонской филармонической академии | |регалии = Академик Болонской филармонической академии | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
* http://www.peoples.ru/art/music/composer/berezovsky/ | * http://www.peoples.ru/art/music/composer/berezovsky/ | ||
[[Категория:Композитор]] | [[Категория:Композитор]][[Категория:Рождённые в 1745 году]][[Категория:Умершие в 1777 году]] |
Текущая версия от 14:27, 31 мая 2023
Смотрите также: Список хоровых сочинений Максима Березовского
|
Макси́м Созо́нтович Березо́вский — композитор XVIII века, один из основоположников русской хоровой классики. Особую известность имеет его хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
Биография[править]
Максим Березовский родился в Глухове — тогдашнем музыкальном центре Украины. Высшее образование получил в Киевской Духовной Академии, где начал писать собственные произведения. В 1758 году, за исключительные вокальные данные послан в Петербург, солистом Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича. Выступал как певец (итальянская опера, Ораниенбаум).
В 1765-1774 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, выдержал экзамен Болонской филармонической академии на звание академика-композитора (в тот же день экзаменовали юного Моцарта, который тоже стал академиком, Березовский получил высший бал, чем Вольфганг Амадей). По возвращении в Россию в 1771 году Максим Березовский был зачислен на скромную должность.
Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский 22 марта (2 апреля по новому стилю) 1777 года покончил жизнь самоубийством. По другим данным — заболел горячкой и умер.
Романтическая легенда[править]
В Италии Березовский увлекся княжной Таракановой, в салоне которой он играл, и посвятил ей гениальную музыку. Граф Орлов по приказу Екатерины должен был увезти самозванку в Россию. Для этого он разыграл влюбленность в княжну, и сказал ей, что это его чувство вдохновило музыканта. Тараканова чувствовала неладное и не хотела садиться на корабль. Тогда Орлов приказал Березовскому: "Играй!" — и она пошла — это была такая музыка, что не устоять. Дальше была шутовская свадьба, после которой княжну Тараканову посадили в каюте под арест. Потом она попала на каторгу, а царица Екатерина заплатила Березовскому, но сказала: "Музыку эту уничтожь. Я не смогу ее слушать, потому что она посвящена моей сопернице". Березовский запил и покончил с собой.
«Не отвержи мене во время старости»[править]
Концерт «Не отвержи мене во время старости» (ок.1760) на стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70 написан в итальянском стиле, но в понимании русского православного композитора, и больше похож на лирическую исповедь, чем на итальянский концерт в привычном понимании. Хоровой строй концерта отличается удивительной чистотой и прозрачностью. Проникновенностью мелодии концерт напоминает украинские народные песни, столь близкие композитору, а серьезностью и строгостью мысли эта музыка была бы достойна пера знаменитого современника Березовского, венского классика Глюка. Концерт написан раньше, чем "Реквием" Моцарта, и во многом предвосхитил его.
Одной из выдающихся интерпретаций концерта является исполнение Республиканской академической русской хоровой капеллы под руководством А. Юрлова, сделанное впервые при советской власти (1969).
Отзывы[править]
Произведения Березовского носят на себе меньше следов зависимости от итальянской музыки и во многих отношениях самостоятельны и самобытны, являя собою заметный поворот в развитии первоначального духовно-музыкального творчества в духе и направлении более национальном. Свобода и самостоятельность голосоведения в стиле контрапунктическом, художественность целого предпочтительно пред внешним блеском мелодического движения отдельных голосов, осмысленность в расположении текста с музыкою, сила художественного творчества в целом и замечательная техника в разработке деталей — таковы отличительные особенности духовно-музыкальных произведений Березовского | | |
В. Металлов
|
Ссылки[править]
- Максим Березовский на сайте православной литературы
- Максим Березовский — о жизни и творчестве
- Нестор Васильевич Кукольник «Максим Созонтович Березовский» Исторический рассказ / Предания веков. В 2-х томах. Русская историческая повесть XIX — начала XX столетия.
- «Слыхали ль вы?.. Максим Березовский» фильм 2008
- Максим Березовский на Российском общеобразовательном портале
- Шесть разных исполнений концерта «Не отвержи мене»
- http://www.hronos.km.ru/biograf/bio_b/berezovski_ms.html
- http://www.peoples.ru/art/music/composer/berezovsky/