Harmoniemesse (Гайдн)/Gloria: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Horovik (обсуждение | вклад) м (Horovik переименовал страницу Harmoniemesse (Гайдн) Gloria в Harmoniemesse (Гайдн)/Gloria без оставления перенаправления) |
Horovik (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Музыкальное произведение | {{#if: {{{1|}}}|{{w|1802}} — }}{{#if: {{{2|}}}|{{K|Гайдн|Йозеф}}: }}{{#if: {{{3|}}}|[[Harmoniemesse (Гайдн)/Gloria|«Gloria»]] }}{{#if: {{{4|}}}|№2 из [[Harmoniemesse (Гайдн)|Мессы Си-бемоль мажор]] ("Harmoniemesse")}}{{#if: {{{5|}}}|, Hob. XXII:14}}<noinclude>{{Музыкальное произведение | ||
|название =[[Гайдн Йозеф/Сочинения для хора|2. «Gloria»]] | |название =[[Гайдн Йозеф/Сочинения для хора|2. «Gloria»]] | ||
|композитор =[[Гайдн Йозеф|Франц Йозеф Гайдн]] | |композитор =[[Гайдн Йозеф|Франц Йозеф Гайдн]] | ||
|фото = | |фото = | ||
|подзаголовок ="Harmoniemesse" | |подзаголовок ="Harmoniemesse" | ||
|написано = | |написано ={{w|1802|*}} | ||
|посвящено = | |посвящено = | ||
|цикл =[[Harmoniemesse (Гайдн)| | |цикл =№2 из [[Harmoniemesse (Гайдн)|Мессы Си-бемоль мажор]], Hob. XXII:14 | ||
|жанр = | |жанр ={{кат|месса||*}} | ||
|стиль = | |стиль = | ||
|язык = | |язык ={{кат|латынь}} | ||
|слова = | |слова = | ||
|перевод = | |перевод = | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
[[Категория:Gloria]] | [[Категория:Gloria]] | ||
</noinclude> |
Версия от 12:16, 16 марта 2023
2. «Gloria» |
---|
Франц Йозеф Гайдн |
Подзаголовок: "Harmoniemesse" |
Дата создания: 1802 |
Часть цикла: №2 из Мессы Си-бемоль мажор, Hob. XXII:14 |
Жанр: месса |
Язык: латынь |
Состав: для солистов, смешанного хора и оркестра |
«Gloria» — вторая часть мессы Гайдна Си-бемоль мажор ("Harmoniemesse"). Она состоит из 3 разделов:
- Gloria (Vivace assai - B major)
- Gratias agimus (Allegretto - E♭ major)
- Quoniam tu solus sanctus (Allegro spiritoso - B major)
Первый раздел основан на теме, подобной светлому и радостному народному напеву, который начинает сопрано-соло и подхватывает хор. Спокойный и безмятежный второй эпизод, порученный солистам, сменяется суровым и драматичным Quoniam, завершается могучей и торжественной двойной фугой In gloria Dei Patris, написанной с подлинно баховским контрапунктическим мастерством.