Смирнов Дмитрий: различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «'''Дмитрий Валентинович Смирнов (1952г. 7 декабря - н.в.)''' Русский композитор, хоровой дириже…»)
 
Строка 1: Строка 1:
'''Дмитрий Валентинович Смирнов (1952г. 7 декабря - н.в.)'''
{{Фамилия|Смирнов (значения)}}{{Музыкальный деятель
|имя              =Дмитрий Валентинович Смирнов
|вид деятельности =Русский композитор, хоровой дирижер, музыкальный педагог
|фото            =
|коллектив        =
|голос            =
|д.р.             =[[7 декабря]] [[1952 год]]а
|образование      =
|регалии          =
|награды          =
|сайт            =
}}
'''Дмитрий Смирнов''' родился в [[Санкт-Петербург|Ленинград]]е в [[1952 год]]у. Вырос в артистичной семье — отец солист-тромбонист филармонического оркестра, мать — художница. С детства атмосфера благоволила творческому развитию личности.


Русский композитор, хоровой дирижер, музыкальный педагог.
Окончил [[Хоровое училище имени М. И. Глинки|Хоровое училище имени М. И. Глинки]] при Ленинградской государственной академической капелле, затем [[Санкт-Петербургская государственная консерватория|Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова]] по классу хорового дирижирования [[Михайлов Авенир|Авенира Михайлова]] и по классу оперно-симфонического дирижирования [[Грикуров Эдуард|Эдуарда Грикурова]].


Родился в Ленинграде в 1952 году. Вырос в артистичной семье — отец солист-тромбонист филармонического оркестра, мать — художница. С детства атмосфера блоговолила творческому развитию личности.
По окончании аспирантуры при Ленинградской консерватории Дмитрий Смирнов преподавал в родном вузе. Включившись в музыкальную жизнь города на Неве, он зарекомендовал себя как талантливый исполнитель-импровизатор, дирижируя спектаклями Оперной студии консерватории, Театра музыкальной комедии; много гастролировал с хоровыми и симфоническими коллективами [[Ульяновск]]а, [[Челябинск]]а, [[Екатеринбург|Свердловска]] и др. Из-за внезапной болезни профессию пришлось практически оставить. Творческая энергия нашла выход в другом: руководил студенческим хоровым ансамблем, делал для него аранжировки. Постоянная практика стимулировала желание сочинять самому.  


Окончил Хоровое училище им. М.И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле. затем Ленинградскую консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова по классу хорового дирижирования Авенира Михайлова и по классу оперно-симфонического дирижирования Эдуарда Грикурова.
Снова вернуться за парту считал невозможным, поэтому он самостоятельно учился строить форму, изучал, практиковался и развивался на партитурах великих; с тесным общением с хором развивался его композиторский стиль. Досконально изучал музыку Прокофьева, Шостаковича, музыку Бартока, Хинтдемита, Стравинского.  
По окончании аспирантуры при Ленинградской консерватории Дмитрий Смирнов преподавал в родном вузе. Включившись в музыкальную жизнь города на Неве, он зарекомендовал себя как талантливый исполнитель-импровизатор, дирижируя спектаклями Оперной студии консерватории, Театра музыкальной комедии; много гастролировал с хоровыми и симфоническими коллективами Ульяновска, Челябинска, Свердловска и др. Из-за внезапной болезни профессию пришлось практически оставить. Творческая энергия нашла выход в другом: руководил студенческим хоровым ансамблем, делал для него аранжировки. Постоянная практика стимулировала желание сочинять самому.  


Снова вернуться за парту считал невозможным, поэтому он самостоятельно учился строить форму, изучал, практиковался и развивался на партитурах великих; с тесным общением с хором развивался его композиторский стиль. Досконально изучал музыку Прокофьева, Шостаковича, музыку Бартока, Хинтдемита, Стравинского.
С годами все больше открывал для себя творчество Свиридова и Гаврилина. Много любопытного принесло изучение не только новой, но и старинной музыки разных эпох – от европейского Возрождения до русского партесного концерта. Поворот к композиторской профессии, новый виток биографии совершался небыстро, но основательно и прочно...  
С годами все больше открывал для себя творчество Свиридова и Гаврилина.  Много любопытного принесло изучение не только новой, но и старинной музыки разных эпох – от европейского Возрождения до русского партесного концерта. Поворот к композиторской профессии, новый виток биографии совершался небыстро, но основательно и прочно...  


Хоровое письмо Смирнова обладает удивительным свойством – особым «храмовым эффектом» музыки, «свечение» чистых, благозвучных аккордов, оставляющих прозрачный обертоновый шлейф. Поначалу это кажется музыкальной иллюзией, причудливым слуховым обманом, заставляя со вниманием вслушиваться в музыкальный текст. Его манера письма, как Как легкая розовая ткань, наброшенная на неприглядную картину повседневности... Быть может, отсюда особая «музыкальная дымка», рождаемая сплетением кратных мотивов, тем-присказок, беглых, ненавязчивых повторов; эффект звукового марева, наполняющего пространство то яркими, насыщенными красками, то акварельными прозрачными тонами – одно из уникальных свойств хорового стиля Дмитрия Смирнова. Выразительность мелкого штриха, изящество «музыкального рукоделия» заметны в зыбких, тонко детализованных фонах. Воздушных хоровых педалях. В своеобразной многоярусности письма: «подрастая» от низких, глубоких басов к виртуозным сопрано, хоровая фактура «распускается» подобно цветку, сотканному из подголосков – Дмитрий Смирнов по природе мелодист, хотя и не пишет протяженных кантилен.  
Хоровое письмо Смирнова обладает удивительным свойством – особым «храмовым эффектом» музыки, «свечение» чистых, благозвучных аккордов, оставляющих прозрачный обертоновый шлейф. Поначалу это кажется музыкальной иллюзией, причудливым слуховым обманом, заставляя со вниманием вслушиваться в музыкальный текст. Его манера письма, как легкая розовая ткань, наброшенная на неприглядную картину повседневности... Быть может, отсюда особая «музыкальная дымка», рождаемая сплетением кратных мотивов, тем-присказок, беглых, ненавязчивых повторов; эффект звукового марева, наполняющего пространство то яркими, насыщенными красками, то акварельными прозрачными тонами – одно из уникальных свойств хорового стиля Дмитрия Смирнова. Выразительность мелкого штриха, изящество «музыкального рукоделия» заметны в зыбких, тонко детализованных фонах. Воздушных хоровых педалях. В своеобразной многоярусности письма: «подрастая» от низких, глубоких басов к виртуозным сопрано, хоровая фактура «распускается» подобно цветку, сотканному из подголосков – Дмитрий Смирнов по природе мелодист, хотя и не пишет протяженных кантилен.  


Дмитрий Смирнов – один из тех современных композиторов (по преимуществу петербургских), кто обращался – с настойчивостью и постоянством – к поэзии Серебряного века, в свое время не нашедшей адекватного и сколько-нибудь полного музыкального прочтения. Им написаны хоры на стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Иннокентия Анненского.  
Дмитрий Смирнов – один из тех современных композиторов (по преимуществу петербургских), кто обращался – с настойчивостью и постоянством – к поэзии Серебряного века, в свое время не нашедшей адекватного и сколько-нибудь полного музыкального прочтения. Им написаны хоры на стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Иннокентия Анненского.  


Не только отечественные поэты привлекают Дмитрия Смирнова, и не только Серебряный век. Среди сочинений композитора – «Маленькая кантата» на стихи немецких поэтов XVI-XVII веков, хоровые песни на слова Аветика Исаакяна, «Сюита на стихи шотландских и английских поэтов» для смешанного хора, тенора и двух фортепиано, хоры на тексты болгарского поэта Пейо Яворова, испанца Федерико Гарсиа Лорки, хоровой концерт на стихи Николая Некрасова.  
Не только отечественные поэты привлекают Дмитрия Смирнова, и не только Серебряный век. Среди сочинений композитора – [[Маленькая кантата (Смирнов)|«Маленькая кантата»]] на стихи немецких поэтов XVI-XVII веков, хоровые песни на слова Аветика Исаакяна, [[Сюита на стихи шотландских и английских поэтов (Смирнов)|«Сюита на стихи шотландских и английских поэтов»]] для смешанного хора, тенора и двух фортепиано, хоры на тексты болгарского поэта Пейо Яворова, испанца Федерико Гарсиа Лорки, [[Хоровой концерт на стихи Н. Некрасова (Смирнов)|хоровой концерт]] на стихи Николая Некрасова. Стоит заметить, что основа музыкальных замыслов – только в поэзии. Без прозы. В прямом и переносном смыслах – утилитарность и трезвая практичность искусству Смирнова не свойственна, даже в тех редких случаях, когда он пишет на заказ.
Стоит заметить, что основа музыкальных замыслов – только в поэзии. Без прозы. В прямом и переносном смыслах – утилитарность и трезвая практичность искусству Смирнова не свойственна, даже в тех редких случаях, когда он пишет на заказ.  
 
Все известные петербургские дирижеры-хоровики – его друзья и постоянные исполнители: [[Хуторецкая Юлия|Юлия Хуторецкая]] (Молодежный камерный хор), [[Абальян Борис|Борис Абальян]] («Lege Artis»), [[Успенский Валерий|Валерий Успенский]] (хор Консерватории), [[Чернышёва Татьяна|Татьяна Чернышёва]] (женский хор Университета культуры и искусств), [[Грибков Станислав|Станислав Грибков]] (Детский хор телевидения и радио). Интересуются музыкой Смирнова Камерный хор Николая Корнева и даже Академическая Капелла, руководимая [[Чернушенко Владислав|Владиславом Чернушенко]].  


Все известные петербургские дирижеры-хоровики – его друзья и постоянные исполнители: Юлия Хуторецкая (Молодежный камерный хор), Борис Абальян («Lege Artis»), Владимир Успенский (хор Консерватории), Татьяна Чернышева (женский хор Университета культуры и искусств), Станислав Грибков (Детский хор телевидения и радио). Интересуются музыкой Смирнова Камерный хор Николая Корнева и даже Академическая Капелла, руководимая Владиславом Чернушенко.
Отдельный пласт образуют духовные сочинения Дмитрия Смирнова, к которым он обратился задолго до всеобщей «моды» на церковную музыку, без надежды на какое-либо исполнение и публикацию. «Литургия Святого Иоанна Златоуста», [[Благовещение (Смирнов)|«Благовещение»]], [[Тебе поем (Смирнов)|«Тебе поем»]] по языку похожи на остальную музыку автора, хотя, быть может, более традиционны и просты по фактуре.
Отдельный пласт образуют духовные сочинения Дмитрия Смирнова, к которым он обратился задолго до всеобщей «моды» на церковную музыку, без надежды на какое-либо исполнение и публикацию. «Литургия Святого Иоанна Златоуста», «Благовещение», «Тебе поем» по языку похожи на остальную музыку автора, хотя, быть может, более традиционны и просты по фактуре.
[[Категория:Санкт-Петербург]][[Категория:Композитор]]

Версия от 14:31, 5 февраля 2021

В Википедии есть статьи о других людях с этой фамилией, см. Смирнов (значения)

Дмитрий Валентинович Смирнов
Русский композитор, хоровой дирижер, музыкальный педагог
Дата рождения: 7 декабря 1952 года

Дмитрий Смирнов родился в Ленинграде в 1952 году. Вырос в артистичной семье — отец солист-тромбонист филармонического оркестра, мать — художница. С детства атмосфера благоволила творческому развитию личности.

Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле, затем Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классу хорового дирижирования Авенира Михайлова и по классу оперно-симфонического дирижирования Эдуарда Грикурова.

По окончании аспирантуры при Ленинградской консерватории Дмитрий Смирнов преподавал в родном вузе. Включившись в музыкальную жизнь города на Неве, он зарекомендовал себя как талантливый исполнитель-импровизатор, дирижируя спектаклями Оперной студии консерватории, Театра музыкальной комедии; много гастролировал с хоровыми и симфоническими коллективами Ульяновска, Челябинска, Свердловска и др. Из-за внезапной болезни профессию пришлось практически оставить. Творческая энергия нашла выход в другом: руководил студенческим хоровым ансамблем, делал для него аранжировки. Постоянная практика стимулировала желание сочинять самому.

Снова вернуться за парту считал невозможным, поэтому он самостоятельно учился строить форму, изучал, практиковался и развивался на партитурах великих; с тесным общением с хором развивался его композиторский стиль. Досконально изучал музыку Прокофьева, Шостаковича, музыку Бартока, Хинтдемита, Стравинского.

С годами все больше открывал для себя творчество Свиридова и Гаврилина. Много любопытного принесло изучение не только новой, но и старинной музыки разных эпох – от европейского Возрождения до русского партесного концерта. Поворот к композиторской профессии, новый виток биографии совершался небыстро, но основательно и прочно...

Хоровое письмо Смирнова обладает удивительным свойством – особым «храмовым эффектом» музыки, «свечение» чистых, благозвучных аккордов, оставляющих прозрачный обертоновый шлейф. Поначалу это кажется музыкальной иллюзией, причудливым слуховым обманом, заставляя со вниманием вслушиваться в музыкальный текст. Его манера письма, как легкая розовая ткань, наброшенная на неприглядную картину повседневности... Быть может, отсюда особая «музыкальная дымка», рождаемая сплетением кратных мотивов, тем-присказок, беглых, ненавязчивых повторов; эффект звукового марева, наполняющего пространство то яркими, насыщенными красками, то акварельными прозрачными тонами – одно из уникальных свойств хорового стиля Дмитрия Смирнова. Выразительность мелкого штриха, изящество «музыкального рукоделия» заметны в зыбких, тонко детализованных фонах. Воздушных хоровых педалях. В своеобразной многоярусности письма: «подрастая» от низких, глубоких басов к виртуозным сопрано, хоровая фактура «распускается» подобно цветку, сотканному из подголосков – Дмитрий Смирнов по природе мелодист, хотя и не пишет протяженных кантилен.

Дмитрий Смирнов – один из тех современных композиторов (по преимуществу петербургских), кто обращался – с настойчивостью и постоянством – к поэзии Серебряного века, в свое время не нашедшей адекватного и сколько-нибудь полного музыкального прочтения. Им написаны хоры на стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Иннокентия Анненского.

Не только отечественные поэты привлекают Дмитрия Смирнова, и не только Серебряный век. Среди сочинений композитора – «Маленькая кантата» на стихи немецких поэтов XVI-XVII веков, хоровые песни на слова Аветика Исаакяна, «Сюита на стихи шотландских и английских поэтов» для смешанного хора, тенора и двух фортепиано, хоры на тексты болгарского поэта Пейо Яворова, испанца Федерико Гарсиа Лорки, хоровой концерт на стихи Николая Некрасова. Стоит заметить, что основа музыкальных замыслов – только в поэзии. Без прозы. В прямом и переносном смыслах – утилитарность и трезвая практичность искусству Смирнова не свойственна, даже в тех редких случаях, когда он пишет на заказ.

Все известные петербургские дирижеры-хоровики – его друзья и постоянные исполнители: Юлия Хуторецкая (Молодежный камерный хор), Борис Абальян («Lege Artis»), Валерий Успенский (хор Консерватории), Татьяна Чернышёва (женский хор Университета культуры и искусств), Станислав Грибков (Детский хор телевидения и радио). Интересуются музыкой Смирнова Камерный хор Николая Корнева и даже Академическая Капелла, руководимая Владиславом Чернушенко.

Отдельный пласт образуют духовные сочинения Дмитрия Смирнова, к которым он обратился задолго до всеобщей «моды» на церковную музыку, без надежды на какое-либо исполнение и публикацию. «Литургия Святого Иоанна Златоуста», «Благовещение», «Тебе поем» по языку похожи на остальную музыку автора, хотя, быть может, более традиционны и просты по фактуре.