Дарья Голоушкина: Третий мастер-класс Бориса Георгиевича Абальяна

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
ДарьяГолоушкина1.jpg
Третий год подряд в конце лета в Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова (или проще — в Рим-Кор) приезжают молодые дирижёры, чтобы поучаствовать в мастер-классе профессора Бориса Георгиевича Абальяна. 

После первых двух дней работы под рояль небольшое интервью хоровому порталу «Корифей» дала участница мастер-класса Дарья Голоушкина (Санкт-Петербург) — художественный руководитель Камерного хора «Cantus»[1], участница проектов ансамбля академии молодых певцов Мариинского театра и спектаклей БДТ, артистка Камерного хора «Festino».

— Даша, расскажи, пожалуйста, как ты готовилась к мастер-классу, когда приняла решение участвовать и когда подала заявку?

— Я подала заявку довольно поздно — в конце июня. Долго откладывала это решение, потому что были сомнения: успею ли хорошо подготовиться, будет ли репертуар мне близок и понятен. Потом подумала: «Почему бы и нет?», подала заявку и уехала на курсы в Италию. Уже будучи вне России, я узнала, что вошла в число участников мастер-класса и стала готовиться. Программа состояла из 20-ти разных по стилю, объёму и сложности произведений, из них 6 сочинений Брамса на немецком языке. Первое впечатление было такое, что нот слишком много и они сложные, но затем оказалось, что часть произведений мне знакома. Например, «Лебёдушку» Салманова я пела в хоре, когда училась в музыкальном училище им. Римского-Корсакова. Плотно погрузиться в репертуар удалось только по возвращении в Санкт-Петербург в середине августа.

— Сочинения, которые тебе достались: 3 хора Дм. Смирнова из концерта «Приявший мир», 24-хголосный концерт «Аллилуйя» В. Титова и хор И. Брамса «O süßer Mai!». Ты рада такой программе?

— Можно сказать, мне повезло с репертуаром. Несмотря на то, что музыка Титова мне была не слишком хорошо знакома, представление о том, как это должно звучать, появилось довольно быстро. А поработать с Дмитрием Валентиновичем над его сочинениями — это всегда особая честь.

— По итогам первых двух дней мне показалось, что ты подготовила программу к работе с хором…

— …но это не значит, что она действительно готова. Есть моменты, в которых я не уверена. Точнее сказать, я понимаю и чувствую музыку, но пока ещё не совсем готова выразить руками или облечь в слова какие-то свои душевные порывы, свои идеи, представления.

— За две репетиции под рояль у тебя уже сложился в голове звуковой идеал, к которому ты будешь стремиться, или с хором только предстоит искать какие-то краски, приёмы?

— В первый день я буду больше слушать и проверять на практике свои представления. Я хорошо понимаю, какие возможности есть у камерного хора «Festino», потому что долгое время пою в этом коллективе. Это очень гибкий, подвижный хор, и даже если я предложу что-то отличное от того, к чему все привыкли, я получу мгновенную реакцию.

— Ты была на двух прошлых мастер-классах как исполнительница, участница хора «Festino», а теперь тебе предстоит выйти к хору в качестве дирижера. Не страшно?

— Я думала, что будет страшно. На самом деле нет. Интересно! Это замечательная возможность саморазвития, тем более, что после окончания консерватории мы практически не занимаемся лично с преподавателем, который уделил бы нам время. Плюс к этому, поработать с профессиональным хором — это тоже роскошь.

По поводу первых двух мастер-классов — это очень интересный опыт: когда находишься в хоре, учишься ничуть не меньше. В каком-то смысле даже больше, потому что не отвлекаешься на то, что у тебя, к примеру, зажата рука или что-то не получается. Со стороны виднее чужие ошибки, а всю музыку ты всё равно пропускаешь через себя.

Как любому хористу, какие-то сочинения мне ближе, какие-то люди понятнее, манера общения, концепция, дирижёрские школы. Всегда интересно, насколько твоё представление коррелирует с представлением выходящего к хору дирижёра. Прошлый мастер-класс выдался, на мой взгляд, особенно удачным. Все участники были разные, у них были свои представления, концепции. И Борис Георгиевич живо контактировал с ребятами, что вызывало столкновения и споры. За всем этим было очень интересно наблюдать из хора.

— Ты уже сложившийся музыкант, делаешь свои концертные программы, ездишь на зарубежные гастроли со своим коллективом. Тебя не беспокоят вопросы, как исполнять то или иное произведение. Почему же здесь такая потребность возникает? Репертуар, над которым ты работаешь, тебе знаком, ты его знаешь с училища, почему есть какие-то вопросы?

— Вопросы возникают всегда, но не всегда есть рядом учитель, которому можно озвучить эти вопросы и вместе поработать над музыкой. Возможно, после мастер-класса мои ответы на эти вопросы будут получаться совершенно другими.

— Чего ты ждешь от мастер-класса?

— Жду, что смогу освежить свои слуховые впечатления, привести в порядок мысли. Хотелось бы научиться быть более внимательной к деталям и более требовательной к себе. Мне хочется посмотреть в каком состоянии моё музыкантское нутро. Потому что есть профессиональный глаз, который может меня адекватно оценить, и есть замечательный хор, который может на уровне ответить жесту. Это лакмусовая бумажка моего профессионального здоровья.

1 сентября 2017 года

Примечания

  1. В настоящее время коллектив называется «Collegium Cantus»
КОРИФЕЙ.jpg Материал хорового портала Санкт-Петербурга «Корифей»