Аксёнова Лидия Валерьяновна: различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 22: Строка 22:
В консерватории она встречает студента-пианиста, плохо говорившего по-русски, польского гражданина, бывшего заключённого ГУЛАГа [[Фишман Макс|Макса Фишмана]] и, несмотря на отговоры подруг и предупреждений доброжелателей, связывает с ним свою жизнь. В 1945 г. Аксёнову и её мужа перевели учиться в Минск, в [[Белорусская государственная академия музыки|Белорусскую консерваторию]]. После рождения первого сына в 1946 году у неё пропал голос, и она перевелась на кафедру симфонического дирижирования, а после её закрытия на кафедру хорового дирижирования.
В консерватории она встречает студента-пианиста, плохо говорившего по-русски, польского гражданина, бывшего заключённого ГУЛАГа [[Фишман Макс|Макса Фишмана]] и, несмотря на отговоры подруг и предупреждений доброжелателей, связывает с ним свою жизнь. В 1945 г. Аксёнову и её мужа перевели учиться в Минск, в [[Белорусская государственная академия музыки|Белорусскую консерваторию]]. После рождения первого сына в 1946 году у неё пропал голос, и она перевелась на кафедру симфонического дирижирования, а после её закрытия на кафедру хорового дирижирования.


Как дирижёр, Аксёнова — ученица известных педагогов: [[Ратнер Самуил|Самуила Львовича Ратнера]] (был главным дирижёром и художественным руководителем Симфонического оркестра Белорусского радио) и [[Маслов Николай|Николая Фёдоровича Маслова]] (был главным хормейстером хора Белорусского радио и хормейстером Национальной оперы и балета Беларуси), наследница лучших русских дирижёрско-симфонических и хоровых традиций. «Родословная» по линии симфонического дирижирования, исходящая от [[Ратнер Самуил|С. Л. Ратнера]], включает в себя имена {{f|Мусин|Илья|Александрович|*}}а, {{f|Малько|Николай|Андреевич|*}}, {{f|Гаук|Александр|Васильевич|*}}а, {{f|Черепнин|Николай|Николаевич|*}}а, {{f|Лядов|Анатолий|Константинович|*}}а, [[Глазунов, Александр Константинович|А.К. Глазунова]] и [[Римский -Корсаков, Николай Андреевич|Н. А. Римского-Корсакова]]. В области хорового дирижирования аксёновская «генеалогия» вновь восходит к Н. А. Римскому-Корсакову — его ученикам [[Ипполитов-Иванов Михаил|М. М. Ипполитову-Иванову]], {{f|Чесноков|Павел|Григорьевич|*}}у и {{f|Маслов|Николай|Фёдорович|*}}у.
Как дирижёр, Аксёнова — ученица известных педагогов: [[Ратнер Самуил|Самуила Львовича Ратнера]] (был главным дирижёром и художественным руководителем Симфонического оркестра Белорусского радио) и [[Маслов Николай|Николая Фёдоровича Маслова]] (был главным хормейстером хора Белорусского радио и хормейстером Национальной оперы и балета Беларуси), наследница лучших русских дирижёрско-симфонических и хоровых традиций. «Родословная» по линии симфонического дирижирования, исходящая от {{f|Ратнер|Самуил|Львовича|*}}а, включает в себя имена {{f|Мусин|Илья|Александрович|*}}а, {{f|Малько|Николай|Андреевич|*}}, {{f|Гаук|Александр|Васильевич|*}}а, {{f|Черепнин|Николай|Николаевич|*}}а, {{f|Лядов|Анатолий|Константинович|*}}а, {{f|Глазунов|Александр|Константинович|*}}а и {{f|Римский-Корсаков|Николай|Андреевич|*}}а. В области хорового дирижирования аксёновская «генеалогия» вновь восходит к Н. А. Римскому-Корсакову — его ученикам [[Ипполитов-Иванов Михаил|М. М. Ипполитову-Иванову]], {{f|Чесноков|Павел|Григорьевич|*}}у и {{f|Маслов|Николай|Фёдорович|*}}у.


В 1952 г. Лидию Аксёнову и Макса Фишмана направляют в Молдавию, в [[Академия музыки, театра и изобразительных искусств|Кишинёвскую консерваторию]] (переименованную затем в Кишинёвский институт искусств имени [[Музическу, Гавриил Вакулович|Г. Музическу]], а затем в Академию музыки, театра и изобразительного искусства).
В 1952 г. Лидию Аксёнову и Макса Фишмана направляют в Молдавию, в [[Академия музыки, театра и изобразительных искусств|Кишинёвскую консерваторию]] (переименованную затем в Кишинёвский институт искусств имени Г. Музическу, а затем в Академию музыки, театра и изобразительного искусства).


{{Цитата|автор=искусствоведы Ольга Беженару и Вероника Каждан|Своим вдохновенным отношением к профессии, энергией, неутомимостью, она была для студентов примером для подражания и с легкостью убеждала и увлекала их предложенным учебным материалом. Глубоко понимая хоровое и вокальное искусство, основательно проникая в авторский замысел, представленный в партитуре, виртуозно владея техникой дирижирования, обладая особой пластикой рук при показе музыкальной интонации, чёткостью и выразительностью, она завораживала студентов и открывала им захватывающие тайны дирижёрского искусства, но при этом предъявляла высокие требования без всяких поблажек. В тоже время, Л.В. Аксёнова была очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Лидия Валерьяновна Аксёнова постоянно привлекала своих студентов к работе с хоровыми коллективами, прививая им профессиональные навыки практической деятельности. А в экзаменационные программы включала, наряду с произведениями a cappella, крупные масштабные формы – части из кантат, ораторий, месс, сцены из опер, что впоследствии стало обязательным в учебном процессе в СССР, и ставила перед своими студентами непростые задачи в преодолении технических и исполнительских трудностей.}}  
{{Цитата|автор=искусствоведы Ольга Беженару и Вероника Каждан|Своим вдохновенным отношением к профессии, энергией, неутомимостью, она была для студентов примером для подражания и с легкостью убеждала и увлекала их предложенным учебным материалом. Глубоко понимая хоровое и вокальное искусство, основательно проникая в авторский замысел, представленный в партитуре, виртуозно владея техникой дирижирования, обладая особой пластикой рук при показе музыкальной интонации, чёткостью и выразительностью, она завораживала студентов и открывала им захватывающие тайны дирижёрского искусства, но при этом предъявляла высокие требования без всяких поблажек. В тоже время, Л.В. Аксёнова была очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Лидия Валерьяновна Аксёнова постоянно привлекала своих студентов к работе с хоровыми коллективами, прививая им профессиональные навыки практической деятельности. А в экзаменационные программы включала, наряду с произведениями a cappella, крупные масштабные формы – части из кантат, ораторий, месс, сцены из опер, что впоследствии стало обязательным в учебном процессе в СССР, и ставила перед своими студентами непростые задачи в преодолении технических и исполнительских трудностей.}}  
Строка 31: Строка 31:


Педагогическая деятельность Аксёновой длилась более 70 лет, и за это время она воспитала более 350 специалистов. Созданная ею школа хорового дирижирования известна далеко за пределами Молдовы, а её система обучения передаётся от одного поколения студентов к другому. Не будет преувеличением утверждение, что в Молдове нет музыкальных заведений, в которых бы не трудились её выпускники. А многие из них успешно работают во многих странах мира – в Румынии, России, Украине, Германии, Израиле, Турции, США, Франции, Австрии, Бельгии, Испании и других странах. И среди них нельзя не отметить выдающихся музыкантов, народных артистов СССР и Республик, бывшего Советского Союза, заслуженных артистов и заслуженных деятелей искусств, лауреатов многочисленных международных фестивалей и конкурсов, профессоров и докторов наук:
Педагогическая деятельность Аксёновой длилась более 70 лет, и за это время она воспитала более 350 специалистов. Созданная ею школа хорового дирижирования известна далеко за пределами Молдовы, а её система обучения передаётся от одного поколения студентов к другому. Не будет преувеличением утверждение, что в Молдове нет музыкальных заведений, в которых бы не трудились её выпускники. А многие из них успешно работают во многих странах мира – в Румынии, России, Украине, Германии, Израиле, Турции, США, Франции, Австрии, Бельгии, Испании и других странах. И среди них нельзя не отметить выдающихся музыкантов, народных артистов СССР и Республик, бывшего Советского Союза, заслуженных артистов и заслуженных деятелей искусств, лауреатов многочисленных международных фестивалей и конкурсов, профессоров и докторов наук:
*[[Згуряну Теодор|Теодор Згуряну]] — народный артист Молдовы, профессор, долгие годы был заведующим кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, дирижёром-хормейстером капеллы [[Дойна (капелла)|Дойна]], художественным руководителем и главным дирижёром Хора «Молдова» Национального радио и телевидения, а также организованной им капеллы «Ренессанс».
{{Выпускники вуза
*[[Ротару, Софья Михайловна|София Ротару]] — народная артистка СССР, Герой Украины, известная певица.
|преподавателя = Лидии Валерьяновны
*[[Маркин Эдуард|Эдуард Маркин]] — народный артист России, профессор, основатель и художественный руководитель Владимирского камерного хора и Детской-юношеской хоровой капеллы.
|в вузе        = [[Академия музыки, театра и изобразительных искусств|Академии музыки, театра и изобразительных искусств]] (Кишинёвской консерватории)
*[[Степан Илона|Илона Степан]] — народная артистка Молдовы, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, художественный руководитель капеллы «Дойна» и Национального камерного хора.
|выпускники    ={{f|Згуряну|Теодор}}, {{f|Ротару|Софья}}, {{f|Маркин|Эдуард}}, {{f|Степан|Илона}}, {{f|Чолак|Николай}}, {{f|Попова|Светлана}}, {{f|Твердохлеб|Татьяна}}, {{f|Вишневая|Лариса}}, {{f|Кондря|Василий}}, {{f|Галеску|Вероника}}, {{f|Магальник|Михаил}}, {{f|Виноградский|Алексей}}, {{f|Балабан|Лариса}}, {{f|Гуцану|Луминица}}, {{f|Чолак|Ирина}}, {{f|Янковская|Екатерина}}, {{f|Константин|Наталья}}, {{f|Силоч|Светлана}}, {{f|Обручков|Вечеслав}}, {{f|Фаньян|Татьяна}}, {{f|Дубенко|Гарри}}, {{f|Рымарев|Михаил}}<!--на этой странице не должны находиться биографии других музыкальных деятелей-->
*[[Чолак Николай|Николай Чолак]] — профессор, долгие годы был заведующим кафедрой Института Искусств им. Г. Музическу, руководителем студенческого хора, дирижёром-хормейстером капеллы «Дойна», Национального театра оперы и балета Республики Молдова, был регентом Измаильского Кафедрального Покровского собора, основатель и руководитель хора Молдавского музыкально-хорового общества.
}}
*[[Попова Светлана|Светлана Попова]] — народная артистка Молдовы, дирижер симфонического оркестра [[Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Бие́шу| Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу]], сотрудничала с симфоническим оркестром [[Национальная филармония имени Сергея Лункевича|Государственной Национальной Филармонии им. С. Лункевича]], камерным национальным оркестром Органного зала г. Кишинёва и с Национальным оркестром Радио Румынии.
*[[Твердохлеб Татьяна|Татьяна Твердохлеб]] — Народная артистка ПМР, профессор, была Ректором [[Приднестровский государственный институт искусств|Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А. Г. Рубинштейна]], художественный руководитель и дирижер Приднепровского государственного хора при государственном культурном центре «Дворец Республики» (г. Тирасполь).
*[[Вишневая Лариса|Лариса Вишневая]] — профессор, долгие годы работала в высших музыкальных заведениях Средней Азии.
*[[Кондря Василий|Василий Кондря]] — заслуженный деятель искусств Молдовы, профессор хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, был главным хормейстером Национального театра оперы и балета Республики Молдова.
*[[Галеску Вероника|Вероника Галеску]] — заслуженная артистка Молдовы, была деканом факультета Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время работает в Германии.
*[[Магальник Михаил|Михаил Магальник]] — заслуженный артист Украины, был главным дирижёром [[Музыкальный театр Республики Крым|Крымского областного украинского музыкально-драматического театра]].
*[[Виноградский Алексей|Алексей Виноградский]] – был главным хормейстером и дирижёром Национального театра оперы и балета Республики Молдова, затем руководителем хоровых коллективов в Ankara State Opera, Izmir State Opera and Ballet, Samsun State Opera and Ballet, Mersin State Opera and Ballet (Турция).
*[[Балабан Лариса|Лариса Балабан]] — доктор искусствоведения, доцент Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы.
*[[Гуцану Луминица|Луминица Гуцану]] — доктор искусствоведения, преподавала в Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время главный дирижер нескольких хоровых коллективов в Румынии.
*[[Чолак Ирина|Ирина Чолак]] — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова, регент православного Храма Вознесения Господня гор. Кишинева.
*[[Янковская Екатерина|Екатерина Янковская]] - заслуженный работник культуры МССР и ПМР, доцент Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна, создатель, художественный руководитель, главный дирижёр и директор детской музыкально-хоровой студии «Фиричел» (г. Тирасполь).
*[[Константин Наталья|Наталья Константин]] (Спринчан) – руководитель группы альтов, дирижер государственного филармонического хора «Transilvania» г. Клуж-Напока (Румыния).
*[[Силоч Светлана|Светлана Силоч]] – профессор «ARS Escuela de Música y Danza» и «AfinArte, escuela de música y baile», руководитель и главный дирижёр хоровых коллективов «Coral Almayrit» и «Galileo» г. Мадрид (Испания).
*[[Обручков Вечеслав|Вячеслав Обручков]] — хормейстер и дирижёр Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу, был руководителем студенческого хора Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь).
*[[Фаньян Татьяна|Татьяна Фаньян]] — доцент Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы.
*[[Дубенко Гарри|Гарри Дубенко]] — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова.
*[[Рымарев Михаил|Михаил Рымарев]] — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова и многие другие, работающие как в Молдове, так и за её пределами.


Нельзя не назвать и студентов хоровой кафедры, которым Лидия Валерьяновна читала в консерватории курсы хоровой литературы и чтения хоровых партитур, среди них была: [[Гарштя, Вера Александровна|Вероника Гарштя]] — в дальнейшем Народная артистка СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр капеллы «Дойна». Буквально повсюду — в капеллах «Дойна» и «Молдова», в Национальном театре оперы и балета, на радио и телевидении, в музыкальных училищах и школах, во главе церковных и любительских коллективов есть питомцы Лидии Валерьяновны Аксёновой.
Нельзя не назвать и студентов хоровой кафедры, которым Лидия Валерьяновна читала в консерватории курсы хоровой литературы и чтения хоровых партитур, среди них была: [[Гарштя, Вера Александровна|Вероника Гарштя]] — в дальнейшем Народная артистка СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр капеллы «Дойна». Буквально повсюду — в капеллах «Дойна» и «Молдова», в Национальном театре оперы и балета, на радио и телевидении, в музыкальных училищах и школах, во главе церковных и любительских коллективов есть питомцы Лидии Валерьяновны Аксёновой.

Версия от 22:48, 19 мая 2023

В Википедии есть статьи о других людях с этой фамилией, см. Аксёнова (значения)

Лидия Валерьяновна Аксёнова
Дата рождения: 19 июля 1923
Место рождения: Покровск (с 1931 года — Энгельс, Саратовская область, Россия)
Дата смерти: 18 сентября 2019
Место смерти: Кишинёв, Молдова

Лидия Валерьяновна Аксёнова — советский и молдавский дирижер, теоретик дирижирования, музыкальный писатель, профессор, Заслуженный деятель искусств Молдавской Советской Социалистической Республики, кавалер орденов Республики Молдова - «Трудовая слава» (Gloria Muncii) и «Почёта» (Ordinul de Onoare)

Биография:

Родилась в семье адвоката Валерьяна Михайловича Аксёнова (1.06.1894—26.01.1980) и учительницы Клавдии Ивановны Аксёновой (в девичестве Живаева) (31.12.1892—14.06.1967). После громких судебных процессов, которые адвокат Аксёнов в 20-х годах выиграл в судах Саратова, Казани, Самары и Москвы, и недовольство этими судебными решениями некоторых представителей ОГПУ, семью вынудили переехать в город Бальцер (с 1942 года – город Красноармейск) Саратовской области.

В 1941 г. окончила школу с золотой медалью и захотела продолжить своё образование в консерватории, но началась война и приказом по Народному комиссариату просвещения её оставили в школе преподавать немецкий язык. Проработав год, она подала заявление о желании поступить в медицинский институт и получила разрешение. Учёба в Саратовском медицинском институте и служба медицинской сестрой в военном госпитале проходили с утра до глубокой ночи, однако мечта петь и заниматься музыкой не ослабевала. Когда дела на фронтах войны стали улучшаться, ей разрешили покинуть медицинский институт и поступить в Саратовскую консерваторию, где работали также эвакуированные педагоги из Московской, Ленинградской и Минской консерваторий и стать студенткой легендарной русской певицы и педагога Алевтины Михайловны Пасхаловой.

В консерватории она встречает студента-пианиста, плохо говорившего по-русски, польского гражданина, бывшего заключённого ГУЛАГа Макса Фишмана и, несмотря на отговоры подруг и предупреждений доброжелателей, связывает с ним свою жизнь. В 1945 г. Аксёнову и её мужа перевели учиться в Минск, в Белорусскую консерваторию. После рождения первого сына в 1946 году у неё пропал голос, и она перевелась на кафедру симфонического дирижирования, а после её закрытия на кафедру хорового дирижирования.

Как дирижёр, Аксёнова — ученица известных педагогов: Самуила Львовича Ратнера (был главным дирижёром и художественным руководителем Симфонического оркестра Белорусского радио) и Николая Фёдоровича Маслова (был главным хормейстером хора Белорусского радио и хормейстером Национальной оперы и балета Беларуси), наследница лучших русских дирижёрско-симфонических и хоровых традиций. «Родословная» по линии симфонического дирижирования, исходящая от С. Л. Ратнера, включает в себя имена И. А. Мусина, Н. А. Малько, А. В. Гаука, Н. Н. Черепнина, А. К. Лядова, А. К. Глазунова и Н. А. Римский-Корсакова. В области хорового дирижирования аксёновская «генеалогия» вновь восходит к Н. А. Римскому-Корсакову — его ученикам М. М. Ипполитову-Иванову, П. Г. Чеснокову и Н. Ф. Маслову.

В 1952 г. Лидию Аксёнову и Макса Фишмана направляют в Молдавию, в Кишинёвскую консерваторию (переименованную затем в Кишинёвский институт искусств имени Г. Музическу, а затем в Академию музыки, театра и изобразительного искусства).

« Своим вдохновенным отношением к профессии, энергией, неутомимостью, она была для студентов примером для подражания и с легкостью убеждала и увлекала их предложенным учебным материалом. Глубоко понимая хоровое и вокальное искусство, основательно проникая в авторский замысел, представленный в партитуре, виртуозно владея техникой дирижирования, обладая особой пластикой рук при показе музыкальной интонации, чёткостью и выразительностью, она завораживала студентов и открывала им захватывающие тайны дирижёрского искусства, но при этом предъявляла высокие требования без всяких поблажек. В тоже время, Л.В. Аксёнова была очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Лидия Валерьяновна Аксёнова постоянно привлекала своих студентов к работе с хоровыми коллективами, прививая им профессиональные навыки практической деятельности. А в экзаменационные программы включала, наряду с произведениями a cappella, крупные масштабные формы – части из кантат, ораторий, месс, сцены из опер, что впоследствии стало обязательным в учебном процессе в СССР, и ставила перед своими студентами непростые задачи в преодолении технических и исполнительских трудностей. »
искусствоведы Ольга Беженару и Вероника Каждан

Помимо известного классического репертуара, в её классе разучивались и впервые исполнялись в Молдавии хоровые произведения советских композиторов, а также, не рекомендованные различными министерствами сочинения, написанные для церкви М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, П. Г. Чеснокого и других. Ей приходилось сталкиваться и с противодействием включению в обучение студентов, с большим усилием проникающие в СССР сочинения И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, К. Орфа, Б. Бриттена и др, авангардной музыки, и даже хора «Va’ pensiero», например, из-за еврейского сюжета оперы Набукко Верди, но все эти препятствия она с трудом, но всё же преодолевала.

Педагогическая деятельность Аксёновой длилась более 70 лет, и за это время она воспитала более 350 специалистов. Созданная ею школа хорового дирижирования известна далеко за пределами Молдовы, а её система обучения передаётся от одного поколения студентов к другому. Не будет преувеличением утверждение, что в Молдове нет музыкальных заведений, в которых бы не трудились её выпускники. А многие из них успешно работают во многих странах мира – в Румынии, России, Украине, Германии, Израиле, Турции, США, Франции, Австрии, Бельгии, Испании и других странах. И среди них нельзя не отметить выдающихся музыкантов, народных артистов СССР и Республик, бывшего Советского Союза, заслуженных артистов и заслуженных деятелей искусств, лауреатов многочисленных международных фестивалей и конкурсов, профессоров и докторов наук:

Выпускники класса Лидии Валерьяновны в Академии музыки, театра и изобразительных искусств (Кишинёвской консерватории):

Теодор Згуряну, Софья Ротару, Эдуард Маркин, Илона Степан, Николай Чолак, Светлана Попова, Татьяна Твердохлеб, Лариса Вишневая, Василий Кондря, Вероника Галеску, Михаил Магальник, Алексей Виноградский, Лариса Балабан, Луминица Гуцану, Ирина Чолак, Екатерина Янковская, Наталья Константин, Светлана Силоч, Вечеслав Обручков, Татьяна Фаньян, Гарри Дубенко, Михаил Рымарев

Нельзя не назвать и студентов хоровой кафедры, которым Лидия Валерьяновна читала в консерватории курсы хоровой литературы и чтения хоровых партитур, среди них была: Вероника Гарштя — в дальнейшем Народная артистка СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр капеллы «Дойна». Буквально повсюду — в капеллах «Дойна» и «Молдова», в Национальном театре оперы и балета, на радио и телевидении, в музыкальных училищах и школах, во главе церковных и любительских коллективов есть питомцы Лидии Валерьяновны Аксёновой.

Лидии Валерьяновне Аксёновой первой в Республике Молдова, Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерства высшего образования СССР, было присвоено звание профессора по кафедре хорового дирижирования, она так же стала первой женщиной в республике, вставшей за пульт дирижёра симфонического оркестра.

С 1964 по 1979 годы, параллельно с работой в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу Аксёнова руководила созданным ею хором Специальной музыкальной школы им. Е.Коки. Около 200 сочинений, включая крупные произведения русской и зарубежной классики, авангарда и духовной музыки были исполнены коллективом. Хору посвятили много партитур молдавские композиторы, которые раньше и не думали писать для детей. О хоре был снят фильм «Моя Молдова», его концерты проходили на престижных концертных площадках, передавались по радио и телевидению. Постепенно хор под управлением Аксёновой стал музыкально-методическим центром республики в хоровом воспитании. На его базе часто проводились открытые уроки, показательные репетиции, Лидия Валерьяновна читала лекции, на которых присутствовали педагоги с многих городов Советского Союза. Хору присвоили звание «Образцового», ему стали подражать и повсюду в Молдове начали организовываться новые детские капеллы. Свыше тысячи увлечённых хоровым пением молодых людей прошли через руки профессора и впоследствии многие из них стали яркими представителями молдавского искусства. Сегодня Молдова может гордиться успехами в области хорового детского воспитания, достижениями на международных конкурсах и фестивалях, сетью хоровых студий при общеобразовательных школах. Во всём этом заслуга профессора Аксёновой, которая стала первопроходцем в столь важном начинании. Она выступила инициатором проведения Праздника песни в Молдове: на 1-м, 2-м и 3-ем из них возглавляла сводный хор, чей состав возрос с 700 до 30000 детей.

Аксёнова была дирижером широких репертуарных возможностей, обладала тонким слухом, яркой эмоциональностью и артистизмом. Коллеги, критики и просто любители музыки отмечали глубину её интерпретаций хоровых произведений русских и советских композиторов, включая длинный ряд произведений молдавских авторов, сочинений мирового классицизма и романтизма, барокко и народной музыки, авангардной и духовной музыки. Не удивительно, что ей Кишинёвская и Молдавская епархия в середине 60-х годов предложила, в свободное от работы время, возглавить большой хор главного Храма Кишинёва. Но из Министерства культуры поступило строгое распоряжение не разрешать Аксёновой руководить большим соборным хором, вплоть до увольнения с работы.

Разносторонняя деятельность Л. В. Аксёновой сыграла важную роль в развитии молдавского хорового искусства. В разное время она была дирижёром оркестра Кишинёвского государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова, руководила хором консерватории и подготовкой к оперным спектаклям, возглавляла кафедру хорового дирижирования Академии музыки, театра и изобразительных искусств, назначалась председателем государственных экзаменационных комиссий в высших и средних музыкальных заведениях, руководила Хоровым обществом и входила в руководство Союза музыкальных деятелей Молдовы. Л. В. Аксёнова автор десятков методических пособий, очерков, репертуарных справочников, учебных программ по специальности хоровое дирижирование для студентов высших и средних музыкальных заведений, изданных в Кишинёве и Москве. Она автор многих статей и рецензий в газетах и журналах, а её тёплые воспоминания о коллегах, с которыми проработала много лет, заполняют пробелы в истории музыкального искусства Молдовы.

Лидия Валерьяновна Аксёнова скончалась 18 сентября 2019 года в Кишинёве. Похоронена на кишинёвском кладбище Святого Лазаря (бывшее кладбище «Дойна») рядом с мужем (71 квартал).

Книги и статьи

  • Аксёнова Л.В. "Репетиции с хоровым коллективом": [методический сборник] / Кишинев: Cartea Moldovenească 1966 г., 56 стр. - с буквами на кириллице
  • Аксёнова Л.В. "Песни Белоруссии" газета "Советская Молдавия" Кишинёв 1970 г.
  • Аксёнова Л.В., Богдановский Е.М. "Молдавская хоровая музыка" / Кишинев: Cartea Moldoveneasca, 1972. – 52 стр. – с буквами на кириллице
  • Аксёнов Л.В. "Хоровой класс в средней специальной музыкальной школе" - Москва, 1973 г.
  • Аксёнова Л.В. "Курс лекций по зарубежной хоровой литературе" / Гос институт искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинeв, 1976 – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 1 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1977. – 125 р. – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 2 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1978 – 125 стр. – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Роль Института искусств в развитии детского хорового пения в Молдавии" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу – Кишинeв, 1980)
  • Аксёнова Л.В. "Проблемы воспитания молодого специалиста в вузе культуры" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу. – Кишинeв, 1980)
  • Аксёнова Л.В. "Жизнь в музыке": [о деятельности хормейстера и педагога Г. Стрезева] / газета "Вечерний Кишинёв" – 1994. – 7 июля
  • Аксёнова Л.В. "Георгий Стрезев" - Кишинев: Инесса, 2003 г. 96 стр.)
  • Аксёнова Л.В. "Молдавские композиторы детям": Методический очерк по специальности "хоровое дирижирование" / Кишинёв: Академия Музыка, театр и изобразительных искусств, 2008 г., 30 стр., ISBN: 978-9975-9999-4-6)

Мастер - класс профессора Л.В. Аксёновой

https://www.youtube.com/watch?v=QaoB6JZhFuI

Ссылки