Аксёнова Лидия Валерьяновна: различия между версиями

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
'''Лидия Валерьяновна Аксёнова''' (род. 19 июля 1923 в г. Покровске (с 1931 года — Энгельс, Саратовская область, Россия). 18 сентября 2019 г. Кишинев, Молдова) — советский и молдавский дирижер, теоретик дирижирования, музыкальный писатель, профессор, Заслуженный деятель искусств Молдавии, кавалер орденов «Трудовая слава» (Gloria Muncii) и «Почёта» (Ordinul de Onoare)
{{Музыкальный деятель
|имя              =Лидия Валерьяновна Аксёнова
|фото            =
|вид деятельности =
|коллектив        =
|голос            =
|д.р.             =[[19 июля]] {{b|1923|*}}
|место р.         =[[Покровск]] (с 1931 года — [[Энгельс]], Саратовская область, Россия)
.см.            =[[18 сентября]] {{d|2019|*}}
|место см.       =[[Кишинёв]], Молдова
|образование      =
|регалии          =
|награды          =
|сайт            =
}}'''Лидия Валерьяновна Аксёнова''' — советский и молдавский дирижер, теоретик дирижирования, музыкальный писатель, профессор, Заслуженный деятель искусств Молдавии, кавалер орденов «Трудовая слава» (Gloria Muncii) и «Почёта» (Ordinul de Onoare)
   
   
Биография
==Биография:==
Родилась в семье адвоката Валерьяна Михайловича Аксёнова (1.06.1894—26.01.1980) и учительницы Клавдии Ивановны Аксёновой (в девичестве Живаева) (31.12.1892—14.06.1967). После громких судебных процессов, которые адвокат Аксёнов в 20-х годах выиграл в судах Саратова, Казани, Самары и Москвы, и недовольство этими судебными решениями некоторых представителей ОГПУ, семью вынудили переехать в город Бальцер (с 1942 года – город Красноармейск) Саратовской области.
 
В 1941 г. окончила школу с золотой медалью и захотела продолжить своё образование в консерватории, но началась война и приказом по Народному комиссариату просвещения её оставили в школе преподавать немецкий язык. Проработав год, она подала заявление о желании поступить в медицинский институт и получила разрешение. Учёба в Саратовском медицинском институте и служба медицинской сестрой в военном госпитале проходили с утра до глубокой ночи, однако мечта петь и заниматься музыкой не ослабевала. Когда дела на фронтах войны стали улучшаться, ей разрешили покинуть медицинский институт и поступить в [[Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова|Саратовскую консерваторию]], где работали также эвакуированные педагоги из [[Московская консерватория|Московской]], [[Санкт-Петербургская государственная консерватория|Ленинградской]] и [[Белорусская государственная академия музыки|Минской консерваторий]] и стать студенткой легендарной русской певицы и педагога [[Пасхалова Алевтина|Алевтины Михайловны Пасхаловой]].


Родилась в семье адвоката Валерьяна Михайловича Аксёнова (1.06.1894—26.01.1980) и учительницы Клавдии Ивановны Аксёновой (в девичестве Живаева) (31.12.1892—14.06.1967). После громких судебных процессов, которые адвокат Аксёнов в 20-х годах выиграл в судах Саратова, Казани, Самары и Москвы, и недовольство этими судебными решениями некоторых представителей ОГПУ, семью вынудили переехать в город Бальцер (с 1942 года – город Красноармейск) Саратовской области.
В консерватории она встречает студента-пианиста, плохо говорившего по-русски, польского гражданина, бывшего заключённого ГУЛАГа [[Фишман Макс|Макса Фишмана]] и, несмотря на отговоры подруг и предупреждений доброжелателей, связывает с ним свою жизнь. В 1945 г. Аксёнову и её мужа перевели учиться в Минск, в [[Белорусская государственная академия музыки|Белорусскую консерваторию]]. После рождения первого сына в 1946 году у неё пропал голос, и она перевелась на кафедру симфонического дирижирования, а после её закрытия на кафедру хорового дирижирования.
В 1941 г. окончила школу с золотой медалью и захотела продолжить своё образование в консерватории, но началась война и приказом по Народному комиссариату просвещения её оставили в школе преподавать немецкий язык. Проработав год, она подала заявление о желании поступить в медицинский институт и получила разрешение. Учёба в Саратовском медицинском институте и служба медицинской сестрой в военном госпитале проходили с утра до глубокой ночи, однако мечта петь и заниматься музыкой не ослабевала. Когда дела на фронтах войны стали улучшаться, ей разрешили покинуть медицинский институт и поступить в Саратовскую консерваторию, где работали также эвакуированные педагоги из Московской, Ленинградской и Минской консерваторий и стать студенткой легендарной русской певицы и педагога [[Пасхалова, Алевтина Михайловна|Алевтины Михайловны Пасхаловой]].
В консерватории она встречает студента-пианиста, плохо говорившего по-русски, польского гражданина, бывшего заключённого ГУЛАГа [[Фишман, Макс Шахнович|Макса Фишмана]] и, несмотря на отговоры подруг и предупреждений доброжелателей, связывает с ним свою жизнь. В 1945 г. Аксёнову и её мужа перевели учиться в Минск, в [[Белорусская государственная академия музыки|Белорусскую консерваторию]]. После рождения первого сына в 1946 году у неё пропал голос, и она перевелась на кафедру симфонического дирижирования, а после её закрытия на кафедру хорового дирижирования.
Как дирижёр, Аксёнова — ученица известных педагогов: Самуила Львовича Ратнера (был главным дирижером и художественным руководителем Симфонического оркестра Белорусского радио) и Николая Фёдоровича Маслова (был главным хормейстером хора Белорусского радио и хормейстером Национальной оперы и балета Беларуси), наследница лучших русских дирижёрско-симфонических и хоровых традиций. «Родословная» по линии симфонического дирижирования, исходящая от Ратнера, включает в себя имена [[Мусин, Илья Александрович|И. А. Мусина]], [[Малько, Николай Андреевич|Н. А. Малько]], [[Гаук, Александр Васильевич|А.В. Гаука]], [[Черепнин, Николай Николаевич|Н. Н. Черепнина]], [[Лядов, Анатолий Константинович|А.К. Лядова]], [[Глазунов, Александр Константинович|А.К. Глазунова]] и [[Римский -Корсаков, Николай Андреевич|Н. А. Римского-Корсакова]]. В области хорового дирижирования аксёновская «генеалогия» вновь восходит к Н. А. Римскому-Корсакову — его ученикам [[Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович|М. М. Ипполитову-Иванову]], [[Чесноков, Павел Григорьевич|П. Г. Чеснокову]] и Н. Ф. Маслову.


Педагог
Как дирижёр, Аксёнова — ученица известных педагогов: [[Ратнер Самуил|Самуила Львовича Ратнера]] (был главным дирижёром и художественным руководителем Симфонического оркестра Белорусского радио) и [[Маслов Николай|Николая Фёдоровича Маслова]] (был главным хормейстером хора Белорусского радио и хормейстером Национальной оперы и балета Беларуси), наследница лучших русских дирижёрско-симфонических и хоровых традиций. «Родословная» по линии симфонического дирижирования, исходящая от Ратнера, включает в себя имена {{f|Мусин|Илья|Александрович|*}}а, {{f|Малько|Николай|Андреевич|*}}, {{f|Гаук|Александр|Васильевич|*}}а, {{f|Черепнин|Николай|Николаевич|*}}а, {{f|Лядов|Анатолий|Константинович|*}}а, [[Глазунов, Александр Константинович|А.К. Глазунова]] и [[Римский -Корсаков, Николай Андреевич|Н. А. Римского-Корсакова]]. В области хорового дирижирования аксёновская «генеалогия» вновь восходит к Н. А. Римскому-Корсакову — его ученикам [[Ипполитов-Иванов Михаил|М. М. Ипполитову-Иванову]], {{f|Чесноков|Павел|Григорьевич|*}}у и {{f|Маслов|Николай|Фёдорович|*}}у.


В 1952 г. Лидию Аксёнову и Макса Фишмана направляют в Молдавию, в Кишинёвскую консерваторию (переименованную затем в Кишинёвский институт искусств имени Г. Музическу, а затем в Академию музыки, театра и изобразительного искусства).
В 1952 г. Лидию Аксёнову и Макса Фишмана направляют в Молдавию, в Кишинёвскую консерваторию (переименованную затем в Кишинёвский институт искусств имени Г. Музическу, а затем в Академию музыки, театра и изобразительного искусства).
"Своим вдохновенным отношением к профессии, энергией, неутомимостью, она была для студентов примером для подражания и с легкостью убеждала и увлекала их предложенным учебным материалом. Глубоко понимая хоровое и вокальное искусство, основательно проникая в авторский замысел, представленный в партитуре, виртуозно владея техникой дирижирования, обладая особой пластикой рук при показе музыкальной интонации, чёткостью и выразительностью, она завораживала студентов и открывала им захватывающие тайны дирижёрского искусства, но при этом предъявляла высокие требования без всяких поблажек. В тоже время, Л.В. Аксёнова была очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Лидия Валерьяновна Аксёнова постоянно привлекала своих студентов к работе с хоровыми коллективами, прививая им профессиональные навыки практической деятельности. А в экзаменационные программы включала, наряду с произведениями a cappella, крупные масштабные формы – части из кантат, ораторий, месс, сцены из опер, что впоследствии стало обязательным в учебном процессе в СССР, и ставила перед своими студентами непростые задачи в преодолении технических и исполнительских трудностей" - пишут искусствоведы Ольга Беженару и Вероника Каждан. Помимо известного классического репертуара, в её классе разучивались и впервые исполнялись в Молдавии хоровые произведения советских композиторов, а также, не рекомендованные различными министерствами сочинения, написанные для церкви Березовский, [[Максим Созонтович|М. С. Березовского]], [[Бортнянский, Дмитрий Степанович|Д. С. Бортнянского]], [[Чесноков, Павел Григорьевич|П. Г. Чеснокову]] и др.. Ей приходилось сталкиваться и с противодействием включению в обучение студентов, с большим усилием проникающие в СССР сочинения [[Стравинский, Игорь Фёдорович|И. Ф. Стравинского]], [[Онеггер, Артюр|А. Онеггера]], [[Орф, Карл|К. Орфа]], [[Бриттен, Бенджамин|Б. Бриттена]] и др, авангардной музыки, и даже хора «Va’ pensiero», например, из-за еврейского сюжета оперы [[Набукко (опера)|Набукко Верди]], но все эти препятствия она с трудом, но всё же преодолевала.
 
Своим вдохновенным отношением к профессии, энергией, неутомимостью, она была для студентов примером для подражания и с легкостью убеждала и увлекала их предложенным учебным материалом. Глубоко понимая хоровое и вокальное искусство, основательно проникая в авторский замысел, представленный в партитуре, виртуозно владея техникой дирижирования, обладая особой пластикой рук при показе музыкальной интонации, чёткостью и выразительностью, она завораживала студентов и открывала им захватывающие тайны дирижёрского искусства, но при этом предъявляла высокие требования без всяких поблажек. В тоже время, Л.В. Аксёнова была очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Лидия Валерьяновна Аксёнова постоянно привлекала своих студентов к работе с хоровыми коллективами, прививая им профессиональные навыки практической деятельности. А в экзаменационные программы включала, наряду с произведениями a cappella, крупные масштабные формы – части из кантат, ораторий, месс, сцены из опер, что впоследствии стало обязательным в учебном процессе в СССР, и ставила перед своими студентами непростые задачи в преодолении технических и исполнительских трудностей. Помимо известного классического репертуара, в её классе разучивались и впервые исполнялись в Молдавии хоровые произведения советских композиторов, а также, не рекомендованные различными министерствами сочинения, написанные для церкви Березовский, [[Максим Созонтович|М. С. Березовского]], [[Бортнянский, Дмитрий Степанович|Д. С. Бортнянского]], [[Чесноков, Павел Григорьевич|П. Г. Чеснокову]] и др.. Ей приходилось сталкиваться и с противодействием включению в обучение студентов, с большим усилием проникающие в СССР сочинения [[Стравинский, Игорь Фёдорович|И. Ф. Стравинского]], [[Онеггер, Артюр|А. Онеггера]], [[Орф, Карл|К. Орфа]], [[Бриттен, Бенджамин|Б. Бриттена]] и др, авангардной музыки, и даже хора «Va’ pensiero», например, из-за еврейского сюжета оперы [[Набукко (опера)|Набукко Верди]], но все эти препятствия она с трудом, но всё же преодолевала.
 
Педагогическая деятельность Аксёновой длилась более 70 лет, и за это время она воспитала более 350 специалистов. Созданная ею школа хорового дирижирования известна далеко за пределами Молдовы, а её система обучения передаётся от одного поколения студентов к другому. Не будет преувеличением утверждение, что в Молдове нет музыкальных заведений, в которых бы не трудились её выпускники. А многие из них успешно работают во многих странах мира – в Румынии, России, Украине, Германии, Израиле, Турции, США, Франции, Австрии, Бельгии, Испании и других странах. И среди них нельзя не отметить выдающихся музыкантов, народных артистов СССР и Республик, бывшего Советского Союза, заслуженных артистов и заслуженных деятелей искусств, лауреатов многочисленных международных фестивалей и конкурсов, профессоров и докторов наук:
Педагогическая деятельность Аксёновой длилась более 70 лет, и за это время она воспитала более 350 специалистов. Созданная ею школа хорового дирижирования известна далеко за пределами Молдовы, а её система обучения передаётся от одного поколения студентов к другому. Не будет преувеличением утверждение, что в Молдове нет музыкальных заведений, в которых бы не трудились её выпускники. А многие из них успешно работают во многих странах мира – в Румынии, России, Украине, Германии, Израиле, Турции, США, Франции, Австрии, Бельгии, Испании и других странах. И среди них нельзя не отметить выдающихся музыкантов, народных артистов СССР и Республик, бывшего Советского Союза, заслуженных артистов и заслуженных деятелей искусств, лауреатов многочисленных международных фестивалей и конкурсов, профессоров и докторов наук:
*Теодор Згуряну — народный артист Молдовы, профессор, долгие годы был заведующим кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, дирижёром-хормейстером капеллы [[Дойна (капелла)|Дойна]], художественным руководителем и главным дирижёром Хора «Молдова» Национального радио и телевидения, а также организованной им капеллы «Ренессанс».
*[[Ротару, Софья Михайловна|София Ротару]] — народная артистка СССР, Герой Украины, известная певица.
*{{f|Маркин|Эдуард|Митрофанович}} — народный артист России, профессор, основатель и художественный руководитель Владимирского камерного хора и Детской-юношеской хоровой капеллы.
*{{f|Степан|Илона}} — народная артистка Молдовы, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, художественный руководитель капеллы «Дойна» и Национального камерного хора.
*{{f|Чолак|Николай|Михайлович}} — профессор, долгие годы был заведующим кафедрой Института Искусств им. Г. Музическу, руководителем студенческого хора, дирижёром-хормейстером капеллы «Дойна», Национального театра оперы и балета Республики Молдова, был регентом Измаильского Кафедрального Покровского собора, основатель и руководитель хора Молдавского музыкально-хорового общества.
*{{f|Попова|Светлана|Георгиевна}} — народная артистка Молдовы, дирижер симфонического оркестра Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу, сотрудничала с симфоническим оркестром Государственной Национальной Филармонии им. С. Лункевича, камерным национальным оркестром Органного зала и с Национальным оркестром Радио Румынии.
*{{f|Твердохлеб|Татьяна}} — Народная артистка ПМР, профессор, Ректор Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А. Г. Рубинштейна, художественный руководитель и дирижер Приднепровского государственного хора при государственном культурном центре «Дворец Республики» (г. Тирасполь).
*{{f|Вишневая|Лариса}} — профессор, долгие годы работала в высших музыкальных заведениях Средней Азии.
*{{f|Кондря|Василий}} — заслуженный деятель искусств Молдовы, профессор хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, был главным хормейстером Национального театра оперы и балета Республики Молдова.
*Вероника Галеску — заслуженная артистка Молдовы, была деканом факультета Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время работает в Германии.
*Михаил Магальник — заслуженный артист Украины, был главным дирижёром Крымского областного украинского музыкально-драматического театра.
*Алексей Виноградский – был главным хормейстером и дирижёром Национального театра оперы и балета Республики Молдова, затем руководителем хоровых коллективов в Ankara State Opera, Izmir State Opera and Ballet, Samsun State Opera and Ballet, Mersin State Opera and Ballet (Турция).
*Лариса Балабан — доктор искусствоведения, доцент Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы.
*Луминица Гуцану — доктор искусствоведения, преподавала в Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время главный дирижер нескольких хоровых коллективов в Румынии.
*Ирина Чолак — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова, регент православного Храма Вознесения Господня гор. Кишинева.
*Екатерина Янковская - заслуженный работник культуры МССР и ПМР, доцент Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна, создатель, художественный руководитель и главный дирижёр детской музыкально-хоровой студии «Фиричел» (г. Тирасполь).
*Наталья Константин (Спринчан) – руководитель группы альтов, дирижер государственного филармонического хора «Transilvania» г. Клуж-Напока (Румыния).
*Светлана Силоч – профессор «ARS Escuela de Música y Danza» и «AfinArte, escuela de música y baile», руководитель и главный дирижёр хоровых коллективов «Coral Almayrit» и «Galileo» г. Мадрид (Испания).
*Вячеслав Обручков — хормейстер и дирижёр Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу, был руководителем студенческого хора Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь).
*Татьяна Фаньян — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова.
*Гарри Дубенко — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова.
*Михаил Рымарев — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова и многие другие, работающие как в Молдове, так и за её пределами.


·        Теодор Згуряну — народный артист Молдовы, профессор, долгие годы был заведующим кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, дирижёром-хормейстером капеллы [[Дойна (капелла)|Дойна]], художественным руководителем и главным дирижёром Хора «Молдова» Национального радио и телевидения, а также организованной им капеллы «Ренессанс».
·        [[Ротару, Софья Михайловна|София Ротару]] — народная артистка СССР, Герой Украины, известная певица.
·        [[Маркин, Эдуард Митрофанович|Эдуард Маркин]] — народный артист России, профессор, основатель и художественный руководитель Владимирского камерного хора и Детской-юношеской хоровой капеллы.
·        Илона Степан — народная артистка Молдовы, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, художественный руководитель капеллы «Дойна» и Национального камерного хора.
·        [[Чолак, Николай Михайлович|Николай Чолак]] — профессор, долгие годы был заведующим кафедрой Института Искусств им. Г. Музическу, руководителем студенческого хора, дирижёром-хормейстером капеллы «Дойна», Национального театра оперы и балета Республики Молдова, был регентом Измаильского Кафедрального Покровского собора, основатель и руководитель хора Молдавского музыкально-хорового общества.
·      [[Попова, Светлана Георгиевна|Светлана Попова]] — народная артистка Молдовы, дирижер симфонического оркестра Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу, сотрудничала с симфоническим оркестром Государственной Национальной Филармонии им. С. Лункевича, камерным национальным оркестром Органного зала и с Национальным оркестром Радио Румынии.
·        Татьяна Твердохлеб — Народная артистка ПМР, профессор, Ректор Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А. Г. Рубинштейна, художественный руководитель и дирижер Приднепровского государственного хора при государственном культурном центре «Дворец Республики» (г. Тирасполь).
·        Лариса Вишневая — профессор, долгие годы работала в высших музыкальных заведениях Средней Азии.
·        Василий Кондря — заслуженный деятель искусств Молдовы, профессор хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, был главным хормейстером Национального театра оперы и балета Республики Молдова.
·        Вероника Галеску — заслуженная артистка Молдовы, была деканом факультета Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время работает в Германии.
·        Михаил Магальник — заслуженный артист Украины, был главным дирижёром Крымского областного украинского музыкально-драматического театра.
·        Алексей Виноградский – был главным хормейстером и дирижёром Национального театра оперы и балета Республики Молдова, затем руководителем хоровых коллективов в Ankara State Opera, Izmir State Opera and Ballet, Samsun State Opera and Ballet, Mersin State Opera and Ballet (Турция).
·        Лариса Балабан — доктор искусствоведения, доцент Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы.
·        Луминица Гуцану — доктор искусствоведения, преподавала в Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время главный дирижер нескольких хоровых коллективов в Румынии.
·        Ирина Чолак — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова, регент православного Храма Вознесения Господня гор. Кишинева.
·        Екатерина Янковская - заслуженный работник культуры МССР и ПМР, доцент Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна, создатель, художественный руководитель и главный дирижёр детской музыкально-хоровой студии «Фиричел» (г. Тирасполь).
·        Наталья Константин (Спринчан) – руководитель группы альтов, дирижер государственного филармонического хора «Transilvania» г. Клуж-Напока (Румыния).
·        Светлана Силоч – профессор «ARS Escuela de Música y Danza» и «AfinArte, escuela de música y baile», руководитель и главный дирижёр хоровых коллективов «Coral Almayrit» и «Galileo» г. Мадрид (Испания).
·        Вячеслав Обручков — хормейстер и дирижёр Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу, был руководителем студенческого хора Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь).
·        Татьяна Фаньян — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова.
·        Гарри Дубенко — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова.
·        Михаил Рымарев — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова и многие другие, работающие как в Молдове, так и за её пределами.
Нельзя не назвать и студентов хоровой кафедры, которым Лидия Валерьяновна читала в консерватории курсы хоровой литературы и чтения хоровых партитур, среди них была: [[Гарштя, Вера Александровна|Вероника Гарштя]] — в дальнейшем Народная артистка СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр капеллы «Дойна». Буквально повсюду — в капеллах «Дойна» и «Молдова», в Национальном театре оперы и балета, на радио и телевидении, в музыкальных училищах и школах, во главе церковных и любительских коллективов есть питомцы Лидии Валерьяновны Аксёновой.
Нельзя не назвать и студентов хоровой кафедры, которым Лидия Валерьяновна читала в консерватории курсы хоровой литературы и чтения хоровых партитур, среди них была: [[Гарштя, Вера Александровна|Вероника Гарштя]] — в дальнейшем Народная артистка СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр капеллы «Дойна». Буквально повсюду — в капеллах «Дойна» и «Молдова», в Национальном театре оперы и балета, на радио и телевидении, в музыкальных училищах и школах, во главе церковных и любительских коллективов есть питомцы Лидии Валерьяновны Аксёновой.
Лидии Валерьяновне Аксёновой первой в Республике Молдова, Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерства высшего образования СССР, было присвоено звание профессора по кафедре хорового дирижирования, она так же стала первой женщиной в республике, вставшей за пульт дирижёра симфонического оркестра.
Лидии Валерьяновне Аксёновой первой в Республике Молдова, Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерства высшего образования СССР, было присвоено звание профессора по кафедре хорового дирижирования, она так же стала первой женщиной в республике, вставшей за пульт дирижёра симфонического оркестра.
Дирижёр
С 1964 по 1979 годы, параллельно с работой в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу Аксёнова руководила созданным ею хором [[Средняя специальная музыкальная школа имени Е. Коки|Специальной музыкальной школы им. Е.Коки]]. Около 200 сочинений, включая крупные произведения русской и зарубежной классики, авангарда и духовной музыки были исполнены коллективом. Хору посвятили много партитур молдавские композиторы, которые раньше и не думали писать для детей. О хоре был снят фильм «Моя Молдова», его концерты проходили на престижных концертных площадках, передавались по радио и телевидению. Постепенно хор под управлением Аксёновой стал музыкально-методическим центром республики в хоровом воспитании. На его базе часто проводились открытые уроки, показательные репетиции, Лидия Валерьяновна читала лекции, на которых присутствовали педагоги с многих городов Советского Союза. Хору присвоили звание «Образцового», ему стали подражать и повсюду в Молдове начали организовываться новые детские капеллы. Свыше тысячи увлечённых хоровым пением молодых людей прошли через руки профессора и впоследствии многие из них стали яркими представителями молдавского искусства. Сегодня Молдова может гордиться успехами в области хорового детского воспитания, достижениями на международных конкурсах и фестивалях, сетью хоровых студий при общеобразовательных школах. Во всём этом заслуга профессора Аксёновой, которая стала первопроходцем в столь важном начинании. Она выступила инициатором проведения Праздника песни в Молдове: на 1-м, 2-м и 3-ем из них возглавляла сводный хор, чей состав возрос с 700 до 30000 детей.
С 1964 по 1979 годы, параллельно с работой в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу Аксёнова руководила созданным ею хором [[Средняя специальная музыкальная школа имени Е. Коки|Специальной музыкальной школы им. Е.Коки]]. Около 200 сочинений, включая крупные произведения русской и зарубежной классики, авангарда и духовной музыки были исполнены коллективом. Хору посвятили много партитур молдавские композиторы, которые раньше и не думали писать для детей. О хоре был снят фильм «Моя Молдова», его концерты проходили на престижных концертных площадках, передавались по радио и телевидению. Постепенно хор под управлением Аксёновой стал музыкально-методическим центром республики в хоровом воспитании. На его базе часто проводились открытые уроки, показательные репетиции, Лидия Валерьяновна читала лекции, на которых присутствовали педагоги с многих городов Советского Союза. Хору присвоили звание «Образцового», ему стали подражать и повсюду в Молдове начали организовываться новые детские капеллы. Свыше тысячи увлечённых хоровым пением молодых людей прошли через руки профессора и впоследствии многие из них стали яркими представителями молдавского искусства. Сегодня Молдова может гордиться успехами в области хорового детского воспитания, достижениями на международных конкурсах и фестивалях, сетью хоровых студий при общеобразовательных школах. Во всём этом заслуга профессора Аксёновой, которая стала первопроходцем в столь важном начинании. Она выступила инициатором проведения Праздника песни в Молдове: на 1-м, 2-м и 3-ем из них возглавляла сводный хор, чей состав возрос с 700 до 30000 детей.


Аксёнова была дирижером широких репертуарных возможностей, обладала тонким слухом, яркой эмоциональностью и артистизмом. Коллеги, критики и просто любители музыки отмечали глубину её интерпретаций хоровых произведений русских и советских композиторов, включая длинный ряд произведений молдавских авторов, сочинений мирового классицизма и романтизма, барокко и народной музыки, авангардной и духовной музыки. Не удивительно, что ей Кишинёвская и Молдавская епархия в середине 60-х годов предложила, в свободное от работы время, возглавить большой хор главного Храма Кишинёва. Но из Министерства культуры поступило строгое распоряжение не разрешать Аксёновой руководить большим соборным хором, вплоть до увольнения с работы.
Аксёнова была дирижером широких репертуарных возможностей, обладала тонким слухом, яркой эмоциональностью и артистизмом. Коллеги, критики и просто любители музыки отмечали глубину её интерпретаций хоровых произведений русских и советских композиторов, включая длинный ряд произведений молдавских авторов, сочинений мирового классицизма и романтизма, барокко и народной музыки, авангардной и духовной музыки. Не удивительно, что ей Кишинёвская и Молдавская епархия в середине 60-х годов предложила, в свободное от работы время, возглавить большой хор главного Храма Кишинёва. Но из Министерства культуры поступило строгое распоряжение не разрешать Аксёновой руководить большим соборным хором, вплоть до увольнения с работы.
Разносторонняя деятельность Л. В. Аксёновой сыграла важную роль в развитии молдавского хорового искусства. В разное время она была дирижёром оркестра [[Русский драматический театр имени А. П. Чехова|Кишинёвского государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова]], руководила хором консерватории и подготовкой к оперным спектаклям, возглавляла кафедру хорового дирижирования Академии музыки, театра и изобразительных искусств, назначалась председателем государственных экзаменационных комиссий в высших и средних музыкальных заведениях, руководила Хоровым обществом и входила в руководство Союза музыкальных деятелей Молдовы. Л. В. Аксёнова автор десятков методических пособий, очерков, репертуарных справочников, учебных программ по специальности хоровое дирижирование для студентов высших и средних музыкальных заведений, изданных в Кишинёве и Москве. Она автор многих статей и рецензий в газетах и журналах, а её тёплые воспоминания о коллегах, с которыми проработала много лет, заполняют пробелы в истории музыкального искусства Молдовы.
Разносторонняя деятельность Л. В. Аксёновой сыграла важную роль в развитии молдавского хорового искусства. В разное время она была дирижёром оркестра [[Русский драматический театр имени А. П. Чехова|Кишинёвского государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова]], руководила хором консерватории и подготовкой к оперным спектаклям, возглавляла кафедру хорового дирижирования Академии музыки, театра и изобразительных искусств, назначалась председателем государственных экзаменационных комиссий в высших и средних музыкальных заведениях, руководила Хоровым обществом и входила в руководство Союза музыкальных деятелей Молдовы. Л. В. Аксёнова автор десятков методических пособий, очерков, репертуарных справочников, учебных программ по специальности хоровое дирижирование для студентов высших и средних музыкальных заведений, изданных в Кишинёве и Москве. Она автор многих статей и рецензий в газетах и журналах, а её тёплые воспоминания о коллегах, с которыми проработала много лет, заполняют пробелы в истории музыкального искусства Молдовы.
Лидия Валерьяновна Аксёнова скончалась 18 сентября 2019 года в Кишинёве. Похоронена на кишинёвском кладбище Святого Лазаря (бывшее кладбище «Дойна») рядом с мужем (71 квартал).
Лидия Валерьяновна Аксёнова скончалась 18 сентября 2019 года в Кишинёве. Похоронена на кишинёвском кладбище Святого Лазаря (бывшее кладбище «Дойна») рядом с мужем (71 квартал).


Книги и статьи
==Книги и статьи==
 
*Аксёнова Л.В. "Репетиции с хоровым коллективом": [методический сборник] / Кишинев: Cartea Moldovenească 1966 г., 56 стр. - с буквами на кириллице
Аксёнова Л.В. "Репетиции с хоровым коллективом": [методический сборник] / Кишинев: Cartea Moldovenească 1966 г., 56 стр. - с буквами на кириллице
*Л. Аксёнова "Песни Белоруссии" газета "Советская Молдавия" Кишинёв 1970 г.
Л. Аксёнова "Песни Белоруссии" газета "Советская Молдавия" Кишинёв 1970 г.
*Л. Аксёнова, Е. Богдановский "Молдавская хоровая музыка" / Кишинев: Cartea Moldoveneasca, 1972. – 52 стр. – с буквами на кириллице
Л. Аксёнова, Е. Богдановский "Молдавская хоровая музыка" / Кишинев: Cartea Moldoveneasca, 1972. – 52 стр. – с буквами на кириллице
*Аксёнов Л.В. "Хоровой класс в средней специальной музыкальной школе" - Москва, 1973 г.
Аксёнов Л.В. "Хоровой класс в средней специальной музыкальной школе" - Москва, 1973 г.
*Аксёнова Л.В. "Курс лекций по зарубежной хоровой литературе" / Гос институт искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинeв, 1976. – 125 р. – находится в библиотеке AMTAP
Аксёнова Л.В. "Курс лекций по зарубежной хоровой литературе" / Гос институт искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинeв, 1976. – 125 р. – находится в библиотеке AMTAP
*Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 1 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1977. – 125 р. – находится в библиотеке AMTAP
Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 1 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1977. – 125 р. – находится в библиотеке AMTAP
*Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 2 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1978 – 125 стр. – находится в библиотеке AMTAP
Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 2 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1978 – 125 стр. – находится в библиотеке AMTAP
*Аксёнова Л.В. "Роль Института искусств в развитии детского хорового пения в Молдавии" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу – Кишинeв, 1980)
Аксёнова Л.В. "Роль Института искусств в развитии детского хорового пения в Молдавии" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу – Кишинeв, 1980)
*Аксёнова Л.В. "Проблемы воспитания молодого специалиста в вузе культуры" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу. – Кишинeв, 1980)
Аксёнова Л.В. "Проблемы воспитания молодого специалиста в вузе культуры" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу. – Кишинeв, 1980)
*Аксёнова Л.В. "Жизнь в музыке": [о деятельности хормейстера и педагога Г. Стрезева] / газета "Вечерний Кишинёв" – 1994. – 7 июля
Аксёнова Л.В. "Жизнь в музыке": [о деятельности хормейстера и педагога Г. Стрезева] / газета "Вечерний Кишинёв" – 1994. – 7 июля
*Аксёнова Л.В. "Георгий Стрезев" - Кишинев: Инесса, 2003 г. 96 стр.)
Аксёнова Л.В. "Георгий Стрезев" - Кишинев: Инесса, 2003 г. 96 стр.)
*Аксёнова Л.В. "Молдавские композиторы детям": Методический очерк по специальности "хоровое дирижирование" / Кишинёв: Академия Музыка, театр и изобразительных искусств, 2008 г., 30 стр., ISBN: 978-9975-9999-4-6)
Аксёнова Л.В. "Молдавские композиторы детям": Методический очерк по специальности "хоровое дирижирование" / Кишинёв: Академия Музыка, театр и изобразительных искусств, 2008 г., 30 стр., ISBN: 978-9975-9999-4-6)
 
Ссылки
 
• В. Масюков, ответственный секретарь Союза композиторов МССР "Поют Дети" газета "Молодёжь Молдавии" 1965 г.
• Богдановский, Ефим, Заслуженный деятель искусств МССР. "Служение музыке": [о Л. В. Аксёновой, педагоге кафедры хорового дирижирования] / газета "Советская Молдавия" – 1983. 17 декабря
• Лариса Балабан, доцент, кандидат искусствоведения, "Секреты Аксеновской школы" журнал "Молдова" №12 2009
• Стрезева А. "Сто лят!.." — "Многая лета" // "Русское слово". — Молдова, "Русское слово", 2012. — ISSN 1857-2839
• Аксиния Галкина искусствовед «Теория верности» газета "Независимая Молдова" 18.07.2008)
• Сергей Пожар, композитор, музыковед "Поздравим профессора хором" газета "Кишинёвские новости" 18.07.2008)
• Дмитрий Киценко, композитор, заслуженный деятель искусств Молдовы «Выдающемуся педагогу и дирижеру Лидии Валериановне Аксеновой – 96 лет») https://dem-2011.livejournal.com/589111.html
• Анна Стрезева, Народная артистка Молдовы "РУССКИЙ ХАРАКТЕР" газета "РУССКОЕ СЛОВО" № 7 (364), 24 февраля 2012 г.
• Михаил Дрейзлер, журналист, искусствовед "Музыкальное приношение юбилярше" | Культура | Еврейский новостной портал Молдовы.12/11/13) https://web.archive.org/web/20160304101129/http://www.dorledor.info/article/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%88%D0%B5
• Теодор Згуряну, профессор, народный артист Молдовы, Емилия Морару, доцент, доктор искусствоведения "Виват Академия, Виват Профессор" газета “Literatura si Arta”, среда. 2 июля 2014 (Teodor Zgureanu, prof. univ., Artist al Poporului din Republica Moldova. Emilia Moraru, conf. univ., dr. în studiul artelor "VIVAT ACADEMIA, VIVAT PROFESORES" Ziarul “Literatura si Arta” Miercuri, 2 Iulie 2014)
• Балабан, Лариса, доцент, кандидат искусствоведения, "Особенности изучения произведений композиторов Республики Молдова в классе профессора Л. В. Аксёновой" / Лариса Балабан // Patrimoniul muzical din Republica Moldova (Folclor şi creaţie componistică) în contemporaneitate: conf. şt. intern., Chişinău, 23 iun. 2015: rez. comunicărilor. – Chişinău, 2015. – стр. 63–65
• Виктория Михай "В поисках добра и истины. Аксеновы". "Информационно-аналитический портал AVA.MD" 4 декабря 2017) https://ava.md/2017/12/04/v-poiskah-dobra-i-istiny-aksenovy/
• Л.И. Балабан, доцент, кандидат искусствоведения, "Выдающиеся деятели хоровой культуры Республики Молдова в свете традиций русской хоровой школы" (сетевой электронный научный журнал Academia: музыкознание, исполнительство, педагогика. 2 (3) 2022
• Ольга Беженару, Вероника Каждан, искусствоведы "Первый профессор хорового дирижирования Молдовы. К 100-летию со дня рождения Л.В. Аксёновой". Информационно-аналитический портал AVA.MD" 23 февраля 2023) https://ava.md/2023/02/23/pervyy-professor-horovogo-dirizhirovaniya/
 
Википедия


[[Аксёнова, Лидия Валерьяновна]]
==Ссылки==
*В. Масюков, ответственный секретарь Союза композиторов МССР "Поют Дети" газета "Молодёжь Молдавии" 1965 г.
*Богдановский, Ефим, Заслуженный деятель искусств МССР. "Служение музыке": [о Л. В. Аксёновой, педагоге кафедры хорового дирижирования] / газета "Советская Молдавия" – 1983. 17 декабря
*Лариса Балабан, доцент, кандидат искусствоведения, "Секреты Аксеновской школы" журнал "Молдова" №12 2009
*Стрезева А. "Сто лят!.." — "Многая лета" // "Русское слово". — Молдова, "Русское слово", 2012. — ISSN 1857-2839
*Аксиния Галкина искусствовед «Теория верности» газета "Независимая Молдова" 18.07.2008)
*Сергей Пожар, композитор, музыковед "Поздравим профессора хором" газета "Кишинёвские новости" 18.07.2008)
*[https://dem-2011.livejournal.com/589111.html Дмитрий Киценко, композитор, заслуженный деятель искусств Молдовы «Выдающемуся педагогу и дирижеру Лидии Валериановне Аксеновой – 96 лет»)]
*Анна Стрезева, Народная артистка Молдовы "РУССКИЙ ХАРАКТЕР" газета "РУССКОЕ СЛОВО" № 7 (364), 24 февраля 2012 г.
*[https://web.archive.org/web/20160304101129/http://www.dorledor.info/article/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%88%D0%B5 Михаил Дрейзлер, журналист, искусствовед "Музыкальное приношение юбилярше" Еврейский новостной портал Молдовы.12/11/13)]
*Теодор Згуряну, профессор, народный артист Молдовы, Емилия Морару, доцент, доктор искусствоведения "Виват Академия, Виват Профессор" газета “Literatura si Arta”, среда. 2 июля 2014 (Teodor Zgureanu, prof. univ., Artist al Poporului din Republica Moldova. Emilia Moraru, conf. univ., dr. în studiul artelor "VIVAT ACADEMIA, VIVAT PROFESORES" Ziarul “Literatura si Arta” Miercuri, 2 Iulie 2014)
*Балабан, Лариса, доцент, кандидат искусствоведения, "Особенности изучения произведений композиторов Республики Молдова в классе профессора Л. В. Аксёновой" / Лариса Балабан // Patrimoniul muzical din Republica Moldova (Folclor şi creaţie componistică) în contemporaneitate: conf. şt. intern., Chişinău, 23 iun. 2015: rez. comunicărilor. – Chişinău, 2015. – стр. 63–65
*[https://ava.md/2017/12/04/v-poiskah-dobra-i-istiny-aksenovy/ Виктория Михай "В поисках добра и истины. Аксеновы". "Информационно-аналитический портал AVA.MD" 4 декабря 2017)]
*Л.И. Балабан, доцент, кандидат искусствоведения, "Выдающиеся деятели хоровой культуры Республики Молдова в свете традиций русской хоровой школы" (сетевой электронный научный журнал Academia: музыкознание, исполнительство, педагогика. 2 (3) 2022
*[https://ava.md/2023/02/23/pervyy-professor-horovogo-dirizhirovaniya/ Ольга Беженару, Вероника Каждан, искусствоведы "Первый профессор хорового дирижирования Молдовы. К 100-летию со дня рождения Л.В. Аксёновой". Информационно-аналитический портал AVA.MD" 23 февраля 2023)]

Версия от 21:40, 14 мая 2023

Лидия Валерьяновна Аксёнова
Дата рождения: 19 июля 1923
Место рождения: Покровск (с 1931 года — Энгельс, Саратовская область, Россия)
Дата смерти: 18 сентября 2019
Место смерти: Кишинёв, Молдова

Лидия Валерьяновна Аксёнова — советский и молдавский дирижер, теоретик дирижирования, музыкальный писатель, профессор, Заслуженный деятель искусств Молдавии, кавалер орденов «Трудовая слава» (Gloria Muncii) и «Почёта» (Ordinul de Onoare)

Биография:

Родилась в семье адвоката Валерьяна Михайловича Аксёнова (1.06.1894—26.01.1980) и учительницы Клавдии Ивановны Аксёновой (в девичестве Живаева) (31.12.1892—14.06.1967). После громких судебных процессов, которые адвокат Аксёнов в 20-х годах выиграл в судах Саратова, Казани, Самары и Москвы, и недовольство этими судебными решениями некоторых представителей ОГПУ, семью вынудили переехать в город Бальцер (с 1942 года – город Красноармейск) Саратовской области.

В 1941 г. окончила школу с золотой медалью и захотела продолжить своё образование в консерватории, но началась война и приказом по Народному комиссариату просвещения её оставили в школе преподавать немецкий язык. Проработав год, она подала заявление о желании поступить в медицинский институт и получила разрешение. Учёба в Саратовском медицинском институте и служба медицинской сестрой в военном госпитале проходили с утра до глубокой ночи, однако мечта петь и заниматься музыкой не ослабевала. Когда дела на фронтах войны стали улучшаться, ей разрешили покинуть медицинский институт и поступить в Саратовскую консерваторию, где работали также эвакуированные педагоги из Московской, Ленинградской и Минской консерваторий и стать студенткой легендарной русской певицы и педагога Алевтины Михайловны Пасхаловой.

В консерватории она встречает студента-пианиста, плохо говорившего по-русски, польского гражданина, бывшего заключённого ГУЛАГа Макса Фишмана и, несмотря на отговоры подруг и предупреждений доброжелателей, связывает с ним свою жизнь. В 1945 г. Аксёнову и её мужа перевели учиться в Минск, в Белорусскую консерваторию. После рождения первого сына в 1946 году у неё пропал голос, и она перевелась на кафедру симфонического дирижирования, а после её закрытия на кафедру хорового дирижирования.

Как дирижёр, Аксёнова — ученица известных педагогов: Самуила Львовича Ратнера (был главным дирижёром и художественным руководителем Симфонического оркестра Белорусского радио) и Николая Фёдоровича Маслова (был главным хормейстером хора Белорусского радио и хормейстером Национальной оперы и балета Беларуси), наследница лучших русских дирижёрско-симфонических и хоровых традиций. «Родословная» по линии симфонического дирижирования, исходящая от Ратнера, включает в себя имена И. А. Мусина, Н. А. Малько, А. В. Гаука, Н. Н. Черепнина, А. К. Лядова, А.К. Глазунова и Н. А. Римского-Корсакова. В области хорового дирижирования аксёновская «генеалогия» вновь восходит к Н. А. Римскому-Корсакову — его ученикам М. М. Ипполитову-Иванову, П. Г. Чеснокову и Н. Ф. Маслову.

В 1952 г. Лидию Аксёнову и Макса Фишмана направляют в Молдавию, в Кишинёвскую консерваторию (переименованную затем в Кишинёвский институт искусств имени Г. Музическу, а затем в Академию музыки, театра и изобразительного искусства).

Своим вдохновенным отношением к профессии, энергией, неутомимостью, она была для студентов примером для подражания и с легкостью убеждала и увлекала их предложенным учебным материалом. Глубоко понимая хоровое и вокальное искусство, основательно проникая в авторский замысел, представленный в партитуре, виртуозно владея техникой дирижирования, обладая особой пластикой рук при показе музыкальной интонации, чёткостью и выразительностью, она завораживала студентов и открывала им захватывающие тайны дирижёрского искусства, но при этом предъявляла высокие требования без всяких поблажек. В тоже время, Л.В. Аксёнова была очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Лидия Валерьяновна Аксёнова постоянно привлекала своих студентов к работе с хоровыми коллективами, прививая им профессиональные навыки практической деятельности. А в экзаменационные программы включала, наряду с произведениями a cappella, крупные масштабные формы – части из кантат, ораторий, месс, сцены из опер, что впоследствии стало обязательным в учебном процессе в СССР, и ставила перед своими студентами непростые задачи в преодолении технических и исполнительских трудностей. Помимо известного классического репертуара, в её классе разучивались и впервые исполнялись в Молдавии хоровые произведения советских композиторов, а также, не рекомендованные различными министерствами сочинения, написанные для церкви Березовский, М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, П. Г. Чеснокову и др.. Ей приходилось сталкиваться и с противодействием включению в обучение студентов, с большим усилием проникающие в СССР сочинения И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, К. Орфа, Б. Бриттена и др, авангардной музыки, и даже хора «Va’ pensiero», например, из-за еврейского сюжета оперы Набукко Верди, но все эти препятствия она с трудом, но всё же преодолевала.

Педагогическая деятельность Аксёновой длилась более 70 лет, и за это время она воспитала более 350 специалистов. Созданная ею школа хорового дирижирования известна далеко за пределами Молдовы, а её система обучения передаётся от одного поколения студентов к другому. Не будет преувеличением утверждение, что в Молдове нет музыкальных заведений, в которых бы не трудились её выпускники. А многие из них успешно работают во многих странах мира – в Румынии, России, Украине, Германии, Израиле, Турции, США, Франции, Австрии, Бельгии, Испании и других странах. И среди них нельзя не отметить выдающихся музыкантов, народных артистов СССР и Республик, бывшего Советского Союза, заслуженных артистов и заслуженных деятелей искусств, лауреатов многочисленных международных фестивалей и конкурсов, профессоров и докторов наук:

  • Теодор Згуряну — народный артист Молдовы, профессор, долгие годы был заведующим кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, дирижёром-хормейстером капеллы Дойна, художественным руководителем и главным дирижёром Хора «Молдова» Национального радио и телевидения, а также организованной им капеллы «Ренессанс».
  • София Ротару — народная артистка СССР, Герой Украины, известная певица.
  • Эдуард Митрофанович Маркин — народный артист России, профессор, основатель и художественный руководитель Владимирского камерного хора и Детской-юношеской хоровой капеллы.
  • Илона Степан — народная артистка Молдовы, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, художественный руководитель капеллы «Дойна» и Национального камерного хора.
  • Николай Михайлович Чолак — профессор, долгие годы был заведующим кафедрой Института Искусств им. Г. Музическу, руководителем студенческого хора, дирижёром-хормейстером капеллы «Дойна», Национального театра оперы и балета Республики Молдова, был регентом Измаильского Кафедрального Покровского собора, основатель и руководитель хора Молдавского музыкально-хорового общества.
  • Светлана Георгиевна Попова — народная артистка Молдовы, дирижер симфонического оркестра Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу, сотрудничала с симфоническим оркестром Государственной Национальной Филармонии им. С. Лункевича, камерным национальным оркестром Органного зала и с Национальным оркестром Радио Румынии.
  • Татьяна Твердохлеб — Народная артистка ПМР, профессор, Ректор Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А. Г. Рубинштейна, художественный руководитель и дирижер Приднепровского государственного хора при государственном культурном центре «Дворец Республики» (г. Тирасполь).
  • Лариса Вишневая — профессор, долгие годы работала в высших музыкальных заведениях Средней Азии.
  • Василий Кондря — заслуженный деятель искусств Молдовы, профессор хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, был главным хормейстером Национального театра оперы и балета Республики Молдова.
  • Вероника Галеску — заслуженная артистка Молдовы, была деканом факультета Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время работает в Германии.
  • Михаил Магальник — заслуженный артист Украины, был главным дирижёром Крымского областного украинского музыкально-драматического театра.
  • Алексей Виноградский – был главным хормейстером и дирижёром Национального театра оперы и балета Республики Молдова, затем руководителем хоровых коллективов в Ankara State Opera, Izmir State Opera and Ballet, Samsun State Opera and Ballet, Mersin State Opera and Ballet (Турция).
  • Лариса Балабан — доктор искусствоведения, доцент Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы.
  • Луминица Гуцану — доктор искусствоведения, преподавала в Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время главный дирижер нескольких хоровых коллективов в Румынии.
  • Ирина Чолак — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова, регент православного Храма Вознесения Господня гор. Кишинева.
  • Екатерина Янковская - заслуженный работник культуры МССР и ПМР, доцент Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна, создатель, художественный руководитель и главный дирижёр детской музыкально-хоровой студии «Фиричел» (г. Тирасполь).
  • Наталья Константин (Спринчан) – руководитель группы альтов, дирижер государственного филармонического хора «Transilvania» г. Клуж-Напока (Румыния).
  • Светлана Силоч – профессор «ARS Escuela de Música y Danza» и «AfinArte, escuela de música y baile», руководитель и главный дирижёр хоровых коллективов «Coral Almayrit» и «Galileo» г. Мадрид (Испания).
  • Вячеслав Обручков — хормейстер и дирижёр Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу, был руководителем студенческого хора Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь).
  • Татьяна Фаньян — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова.
  • Гарри Дубенко — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова.
  • Михаил Рымарев — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова и многие другие, работающие как в Молдове, так и за её пределами.

Нельзя не назвать и студентов хоровой кафедры, которым Лидия Валерьяновна читала в консерватории курсы хоровой литературы и чтения хоровых партитур, среди них была: Вероника Гарштя — в дальнейшем Народная артистка СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр капеллы «Дойна». Буквально повсюду — в капеллах «Дойна» и «Молдова», в Национальном театре оперы и балета, на радио и телевидении, в музыкальных училищах и школах, во главе церковных и любительских коллективов есть питомцы Лидии Валерьяновны Аксёновой. Лидии Валерьяновне Аксёновой первой в Республике Молдова, Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерства высшего образования СССР, было присвоено звание профессора по кафедре хорового дирижирования, она так же стала первой женщиной в республике, вставшей за пульт дирижёра симфонического оркестра. С 1964 по 1979 годы, параллельно с работой в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу Аксёнова руководила созданным ею хором Специальной музыкальной школы им. Е.Коки. Около 200 сочинений, включая крупные произведения русской и зарубежной классики, авангарда и духовной музыки были исполнены коллективом. Хору посвятили много партитур молдавские композиторы, которые раньше и не думали писать для детей. О хоре был снят фильм «Моя Молдова», его концерты проходили на престижных концертных площадках, передавались по радио и телевидению. Постепенно хор под управлением Аксёновой стал музыкально-методическим центром республики в хоровом воспитании. На его базе часто проводились открытые уроки, показательные репетиции, Лидия Валерьяновна читала лекции, на которых присутствовали педагоги с многих городов Советского Союза. Хору присвоили звание «Образцового», ему стали подражать и повсюду в Молдове начали организовываться новые детские капеллы. Свыше тысячи увлечённых хоровым пением молодых людей прошли через руки профессора и впоследствии многие из них стали яркими представителями молдавского искусства. Сегодня Молдова может гордиться успехами в области хорового детского воспитания, достижениями на международных конкурсах и фестивалях, сетью хоровых студий при общеобразовательных школах. Во всём этом заслуга профессора Аксёновой, которая стала первопроходцем в столь важном начинании. Она выступила инициатором проведения Праздника песни в Молдове: на 1-м, 2-м и 3-ем из них возглавляла сводный хор, чей состав возрос с 700 до 30000 детей.

Аксёнова была дирижером широких репертуарных возможностей, обладала тонким слухом, яркой эмоциональностью и артистизмом. Коллеги, критики и просто любители музыки отмечали глубину её интерпретаций хоровых произведений русских и советских композиторов, включая длинный ряд произведений молдавских авторов, сочинений мирового классицизма и романтизма, барокко и народной музыки, авангардной и духовной музыки. Не удивительно, что ей Кишинёвская и Молдавская епархия в середине 60-х годов предложила, в свободное от работы время, возглавить большой хор главного Храма Кишинёва. Но из Министерства культуры поступило строгое распоряжение не разрешать Аксёновой руководить большим соборным хором, вплоть до увольнения с работы. Разносторонняя деятельность Л. В. Аксёновой сыграла важную роль в развитии молдавского хорового искусства. В разное время она была дирижёром оркестра Кишинёвского государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова, руководила хором консерватории и подготовкой к оперным спектаклям, возглавляла кафедру хорового дирижирования Академии музыки, театра и изобразительных искусств, назначалась председателем государственных экзаменационных комиссий в высших и средних музыкальных заведениях, руководила Хоровым обществом и входила в руководство Союза музыкальных деятелей Молдовы. Л. В. Аксёнова автор десятков методических пособий, очерков, репертуарных справочников, учебных программ по специальности хоровое дирижирование для студентов высших и средних музыкальных заведений, изданных в Кишинёве и Москве. Она автор многих статей и рецензий в газетах и журналах, а её тёплые воспоминания о коллегах, с которыми проработала много лет, заполняют пробелы в истории музыкального искусства Молдовы. Лидия Валерьяновна Аксёнова скончалась 18 сентября 2019 года в Кишинёве. Похоронена на кишинёвском кладбище Святого Лазаря (бывшее кладбище «Дойна») рядом с мужем (71 квартал).

Книги и статьи

  • Аксёнова Л.В. "Репетиции с хоровым коллективом": [методический сборник] / Кишинев: Cartea Moldovenească 1966 г., 56 стр. - с буквами на кириллице
  • Л. Аксёнова "Песни Белоруссии" газета "Советская Молдавия" Кишинёв 1970 г.
  • Л. Аксёнова, Е. Богдановский "Молдавская хоровая музыка" / Кишинев: Cartea Moldoveneasca, 1972. – 52 стр. – с буквами на кириллице
  • Аксёнов Л.В. "Хоровой класс в средней специальной музыкальной школе" - Москва, 1973 г.
  • Аксёнова Л.В. "Курс лекций по зарубежной хоровой литературе" / Гос институт искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинeв, 1976. – 125 р. – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 1 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1977. – 125 р. – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 2 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1978 – 125 стр. – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Роль Института искусств в развитии детского хорового пения в Молдавии" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу – Кишинeв, 1980)
  • Аксёнова Л.В. "Проблемы воспитания молодого специалиста в вузе культуры" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу. – Кишинeв, 1980)
  • Аксёнова Л.В. "Жизнь в музыке": [о деятельности хормейстера и педагога Г. Стрезева] / газета "Вечерний Кишинёв" – 1994. – 7 июля
  • Аксёнова Л.В. "Георгий Стрезев" - Кишинев: Инесса, 2003 г. 96 стр.)
  • Аксёнова Л.В. "Молдавские композиторы детям": Методический очерк по специальности "хоровое дирижирование" / Кишинёв: Академия Музыка, театр и изобразительных искусств, 2008 г., 30 стр., ISBN: 978-9975-9999-4-6)

Ссылки