Аксёнова Лидия Валерьяновна

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В Википедии есть статьи о других людях с этой фамилией, см. Аксёнова (значения)

Лидия Валерьяновна Аксёнова
Дата рождения: 19 июля 1923
Место рождения: Покровск (с 1931 года — Энгельс, Саратовская область, Россия)
Дата смерти: 18 сентября 2019
Место смерти: Кишинёв, Молдова

Лидия Валерьяновна Аксёнова — советский и молдавский дирижер, теоретик дирижирования, музыкальный писатель, профессор, Заслуженный деятель искусств Молдавской Советской Социалистической Республики, кавалер орденов Республики Молдова - «Трудовая слава» (Gloria Muncii) и «Почёта» (Ordinul de Onoare)

Биография:

Родилась в семье адвоката Валерьяна Михайловича Аксёнова (1.06.1894—26.01.1980) и учительницы Клавдии Ивановны Аксёновой (в девичестве Живаева) (31.12.1892—14.06.1967). После громких судебных процессов, которые адвокат Аксёнов в 20-х годах выиграл в судах Саратова, Казани, Самары и Москвы, и недовольство этими судебными решениями некоторых представителей ОГПУ, семью вынудили переехать в город Бальцер (с 1942 года – город Красноармейск) Саратовской области.

В 1941 г. окончила школу с золотой медалью и захотела продолжить своё образование в консерватории, но началась война и приказом по Народному комиссариату просвещения её оставили в школе преподавать немецкий язык. Проработав год, она подала заявление о желании поступить в медицинский институт и получила разрешение. Учёба в Саратовском медицинском институте и служба медицинской сестрой в военном госпитале проходили с утра до глубокой ночи, однако мечта петь и заниматься музыкой не ослабевала. Когда дела на фронтах войны стали улучшаться, ей разрешили покинуть медицинский институт и поступить в Саратовскую консерваторию, где работали также эвакуированные педагоги из Московской, Ленинградской и Минской консерваторий и стать студенткой легендарной русской певицы и педагога Алевтины Михайловны Пасхаловой.

В консерватории она встречает студента-пианиста, плохо говорившего по-русски, польского гражданина, бывшего заключённого ГУЛАГа Макса Фишмана и, несмотря на отговоры подруг и предупреждений доброжелателей, связывает с ним свою жизнь. В 1945 г. Аксёнову и её мужа перевели учиться в Минск, в Белорусскую консерваторию. После рождения первого сына в 1946 году у неё пропал голос, и она перевелась на кафедру симфонического дирижирования, а после её закрытия на кафедру хорового дирижирования.

Как дирижёр, Аксёнова — ученица известных педагогов: Самуила Львовича Ратнера (был главным дирижёром и художественным руководителем Симфонического оркестра Белорусского радио) и Николая Фёдоровича Маслова (был главным хормейстером хора Белорусского радио и хормейстером Национальной оперы и балета Беларуси), наследница лучших русских дирижёрско-симфонических и хоровых традиций. «Родословная» по линии симфонического дирижирования, исходящая от Ратнера, включает в себя имена И. А. Мусина, Н. А. Малько, А. В. Гаука, Н. Н. Черепнина, А. К. Лядова, А.К. Глазунова и Н. А. Римского-Корсакова. В области хорового дирижирования аксёновская «генеалогия» вновь восходит к Н. А. Римскому-Корсакову — его ученикам М. М. Ипполитову-Иванову, П. Г. Чеснокову и Н. Ф. Маслову.

В 1952 г. Лидию Аксёнову и Макса Фишмана направляют в Молдавию, в Кишинёвскую консерваторию (переименованную затем в Кишинёвский институт искусств имени Г. Музическу, а затем в Академию музыки, театра и изобразительного искусства).

« Своим вдохновенным отношением к профессии, энергией, неутомимостью, она была для студентов примером для подражания и с легкостью убеждала и увлекала их предложенным учебным материалом. Глубоко понимая хоровое и вокальное искусство, основательно проникая в авторский замысел, представленный в партитуре, виртуозно владея техникой дирижирования, обладая особой пластикой рук при показе музыкальной интонации, чёткостью и выразительностью, она завораживала студентов и открывала им захватывающие тайны дирижёрского искусства, но при этом предъявляла высокие требования без всяких поблажек. В тоже время, Л.В. Аксёнова была очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Лидия Валерьяновна Аксёнова постоянно привлекала своих студентов к работе с хоровыми коллективами, прививая им профессиональные навыки практической деятельности. А в экзаменационные программы включала, наряду с произведениями a cappella, крупные масштабные формы – части из кантат, ораторий, месс, сцены из опер, что впоследствии стало обязательным в учебном процессе в СССР, и ставила перед своими студентами непростые задачи в преодолении технических и исполнительских трудностей. »
искусствоведы Ольга Беженару и Вероника Каждан

Помимо известного классического репертуара, в её классе разучивались и впервые исполнялись в Молдавии хоровые произведения советских композиторов, а также, не рекомендованные различными министерствами сочинения, написанные для церкви М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, П. Г. Чеснокого и других. Ей приходилось сталкиваться и с противодействием включению в обучение студентов, с большим усилием проникающие в СССР сочинения И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, К. Орфа, Б. Бриттена и др, авангардной музыки, и даже хора «Va’ pensiero», например, из-за еврейского сюжета оперы Набукко Верди, но все эти препятствия она с трудом, но всё же преодолевала.

Педагогическая деятельность Аксёновой длилась более 70 лет, и за это время она воспитала более 350 специалистов. Созданная ею школа хорового дирижирования известна далеко за пределами Молдовы, а её система обучения передаётся от одного поколения студентов к другому. Не будет преувеличением утверждение, что в Молдове нет музыкальных заведений, в которых бы не трудились её выпускники. А многие из них успешно работают во многих странах мира – в Румынии, России, Украине, Германии, Израиле, Турции, США, Франции, Австрии, Бельгии, Испании и других странах. И среди них нельзя не отметить выдающихся музыкантов, народных артистов СССР и Республик, бывшего Советского Союза, заслуженных артистов и заслуженных деятелей искусств, лауреатов многочисленных международных фестивалей и конкурсов, профессоров и докторов наук:

  • Теодор Згуряну — народный артист Молдовы, профессор, долгие годы был заведующим кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, дирижёром-хормейстером капеллы Дойна, художественным руководителем и главным дирижёром Хора «Молдова» Национального радио и телевидения, а также организованной им капеллы «Ренессанс».
  • София Ротару — народная артистка СССР, Герой Украины, известная певица.
  • Эдуард Маркин — народный артист России, профессор, основатель и художественный руководитель Владимирского камерного хора и Детской-юношеской хоровой капеллы.
  • Илона Степан — народная артистка Молдовы, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, художественный руководитель капеллы «Дойна» и Национального камерного хора.
  • Николай Чолак — профессор, долгие годы был заведующим кафедрой Института Искусств им. Г. Музическу, руководителем студенческого хора, дирижёром-хормейстером капеллы «Дойна», Национального театра оперы и балета Республики Молдова, был регентом Измаильского Кафедрального Покровского собора, основатель и руководитель хора Молдавского музыкально-хорового общества.
  • Светлана Попова — народная артистка Молдовы, дирижер симфонического оркестра Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу, сотрудничала с симфоническим оркестром Государственной Национальной Филармонии им. С. Лункевича, камерным национальным оркестром Органного зала г. Кишинёва и с Национальным оркестром Радио Румынии.
  • Татьяна Твердохлеб — Народная артистка ПМР, профессор, была Ректором Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А. Г. Рубинштейна, художественный руководитель и дирижер Приднепровского государственного хора при государственном культурном центре «Дворец Республики» (г. Тирасполь).
  • Лариса Вишневая — профессор, долгие годы работала в высших музыкальных заведениях Средней Азии.
  • Василий Кондря — заслуженный деятель искусств Молдовы, профессор хорового дирижирования Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, был главным хормейстером Национального театра оперы и балета Республики Молдова.
  • Вероника Галеску — заслуженная артистка Молдовы, была деканом факультета Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время работает в Германии.
  • Михаил Магальник — заслуженный артист Украины, был главным дирижёром Крымского областного украинского музыкально-драматического театра.
  • Алексей Виноградский – был главным хормейстером и дирижёром Национального театра оперы и балета Республики Молдова, затем руководителем хоровых коллективов в Ankara State Opera, Izmir State Opera and Ballet, Samsun State Opera and Ballet, Mersin State Opera and Ballet (Турция).
  • Лариса Балабан — доктор искусствоведения, доцент Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы.
  • Луминица Гуцану — доктор искусствоведения, преподавала в Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы, в настоящее время главный дирижер нескольких хоровых коллективов в Румынии.
  • Ирина Чолак — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова, регент православного Храма Вознесения Господня гор. Кишинева.
  • Екатерина Янковская - заслуженный работник культуры МССР и ПМР, доцент Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна, создатель, художественный руководитель и главный дирижёр детской музыкально-хоровой студии «Фиричел» (г. Тирасполь).
  • Наталья Константин (Спринчан) – руководитель группы альтов, дирижер государственного филармонического хора «Transilvania» г. Клуж-Напока (Румыния).
  • Светлана Силоч – профессор «ARS Escuela de Música y Danza» и «AfinArte, escuela de música y baile», руководитель и главный дирижёр хоровых коллективов «Coral Almayrit» и «Galileo» г. Мадрид (Испания).
  • Вячеслав Обручков — хормейстер и дирижёр Национального театра оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу, был руководителем студенческого хора Приднестровского Высшего музыкального колледжа им. А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь).
  • Татьяна Фаньян — доцент Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств Молдовы.
  • Гарри Дубенко — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова.
  • Михаил Рымарев — ведущий педагог хорового дирижирования Республики Молдова и многие другие, работающие как в Молдове, так и за её пределами.

Нельзя не назвать и студентов хоровой кафедры, которым Лидия Валерьяновна читала в консерватории курсы хоровой литературы и чтения хоровых партитур, среди них была: Вероника Гарштя — в дальнейшем Народная артистка СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр капеллы «Дойна». Буквально повсюду — в капеллах «Дойна» и «Молдова», в Национальном театре оперы и балета, на радио и телевидении, в музыкальных училищах и школах, во главе церковных и любительских коллективов есть питомцы Лидии Валерьяновны Аксёновой.

Лидии Валерьяновне Аксёновой первой в Республике Молдова, Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерства высшего образования СССР, было присвоено звание профессора по кафедре хорового дирижирования, она так же стала первой женщиной в республике, вставшей за пульт дирижёра симфонического оркестра.

С 1964 по 1979 годы, параллельно с работой в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу Аксёнова руководила созданным ею хором Специальной музыкальной школы им. Е.Коки. Около 200 сочинений, включая крупные произведения русской и зарубежной классики, авангарда и духовной музыки были исполнены коллективом. Хору посвятили много партитур молдавские композиторы, которые раньше и не думали писать для детей. О хоре был снят фильм «Моя Молдова», его концерты проходили на престижных концертных площадках, передавались по радио и телевидению. Постепенно хор под управлением Аксёновой стал музыкально-методическим центром республики в хоровом воспитании. На его базе часто проводились открытые уроки, показательные репетиции, Лидия Валерьяновна читала лекции, на которых присутствовали педагоги с многих городов Советского Союза. Хору присвоили звание «Образцового», ему стали подражать и повсюду в Молдове начали организовываться новые детские капеллы. Свыше тысячи увлечённых хоровым пением молодых людей прошли через руки профессора и впоследствии многие из них стали яркими представителями молдавского искусства. Сегодня Молдова может гордиться успехами в области хорового детского воспитания, достижениями на международных конкурсах и фестивалях, сетью хоровых студий при общеобразовательных школах. Во всём этом заслуга профессора Аксёновой, которая стала первопроходцем в столь важном начинании. Она выступила инициатором проведения Праздника песни в Молдове: на 1-м, 2-м и 3-ем из них возглавляла сводный хор, чей состав возрос с 700 до 30000 детей.

Аксёнова была дирижером широких репертуарных возможностей, обладала тонким слухом, яркой эмоциональностью и артистизмом. Коллеги, критики и просто любители музыки отмечали глубину её интерпретаций хоровых произведений русских и советских композиторов, включая длинный ряд произведений молдавских авторов, сочинений мирового классицизма и романтизма, барокко и народной музыки, авангардной и духовной музыки. Не удивительно, что ей Кишинёвская и Молдавская епархия в середине 60-х годов предложила, в свободное от работы время, возглавить большой хор главного Храма Кишинёва. Но из Министерства культуры поступило строгое распоряжение не разрешать Аксёновой руководить большим соборным хором, вплоть до увольнения с работы.

Разносторонняя деятельность Л. В. Аксёновой сыграла важную роль в развитии молдавского хорового искусства. В разное время она была дирижёром оркестра Кишинёвского государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова, руководила хором консерватории и подготовкой к оперным спектаклям, возглавляла кафедру хорового дирижирования Академии музыки, театра и изобразительных искусств, назначалась председателем государственных экзаменационных комиссий в высших и средних музыкальных заведениях, руководила Хоровым обществом и входила в руководство Союза музыкальных деятелей Молдовы. Л. В. Аксёнова автор десятков методических пособий, очерков, репертуарных справочников, учебных программ по специальности хоровое дирижирование для студентов высших и средних музыкальных заведений, изданных в Кишинёве и Москве. Она автор многих статей и рецензий в газетах и журналах, а её тёплые воспоминания о коллегах, с которыми проработала много лет, заполняют пробелы в истории музыкального искусства Молдовы.

Лидия Валерьяновна Аксёнова скончалась 18 сентября 2019 года в Кишинёве. Похоронена на кишинёвском кладбище Святого Лазаря (бывшее кладбище «Дойна») рядом с мужем (71 квартал).

Книги и статьи

  • Аксёнова Л.В. "Репетиции с хоровым коллективом": [методический сборник] / Кишинев: Cartea Moldovenească 1966 г., 56 стр. - с буквами на кириллице
  • Аксёнова Л.В. "Песни Белоруссии" газета "Советская Молдавия" Кишинёв 1970 г.
  • Аксёнова Л.В., Богдановский Е.М. "Молдавская хоровая музыка" / Кишинев: Cartea Moldoveneasca, 1972. – 52 стр. – с буквами на кириллице
  • Аксёнов Л.В. "Хоровой класс в средней специальной музыкальной школе" - Москва, 1973 г.
  • Аксёнова Л.В. "Курс лекций по зарубежной хоровой литературе" / Гос институт искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинeв, 1976 – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 1 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1977. – 125 р. – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 2 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1978 – 125 стр. – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Роль Института искусств в развитии детского хорового пения в Молдавии" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу – Кишинeв, 1980)
  • Аксёнова Л.В. "Проблемы воспитания молодого специалиста в вузе культуры" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу. – Кишинeв, 1980)
  • Аксёнова Л.В. "Жизнь в музыке": [о деятельности хормейстера и педагога Г. Стрезева] / газета "Вечерний Кишинёв" – 1994. – 7 июля
  • Аксёнова Л.В. "Георгий Стрезев" - Кишинев: Инесса, 2003 г. 96 стр.)
  • Аксёнова Л.В. "Молдавские композиторы детям": Методический очерк по специальности "хоровое дирижирование" / Кишинёв: Академия Музыка, театр и изобразительных искусств, 2008 г., 30 стр., ISBN: 978-9975-9999-4-6)

Ссылки