Аксёнова Лидия Валерьяновна

Материал из Хоровая википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В Википедии есть статьи о других людях с этой фамилией, см. Аксёнова (значения)

Лидия Валерьяновна Аксёнова
хоровой и симфонический дирижёр, педагог
Коллектив: кафедра хорового дирижирования Академии музыки, театра и изобразительных искусств
Коллектив: хор Специальной музыкальной школы им. Е.Коки г. Кишинёва
Коллектив: оркестр Кишинёвского государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова
Дата рождения: 19 июля 1923
Место рождения: Покровск (с 1931 года — Энгельс, Саратовская область, Россия)
Дата смерти: 18 сентября 2019
Место смерти: Кишинёв, Молдова
Образование: Саратовская консерватория, Минская консерватория
Титулы и регалии: Профессор. Заслуженный деятель искусств Молдавии
Награды: Кавалер орденов Республики Молдова - «Трудовая слава» (Gloria Muncii) и «Почёта» (Ordinul de Onoare)

Ли́дия Валерья́новна Аксёнова (рум. Lidia Axionov) — советский и молдавский дирижер, теоретик дирижирования, музыкальный писатель, первый профессор по кафедре хорового дирижирования в Молдове, Заслуженный деятель искусств Молдавской Советской Социалистической Республики

Биография:

Родилась в семье адвоката Валерьяна Михайловича Аксёнова (1.06.1894—26.01.1980) и учительницы Клавдии Ивановны Аксёновой (в девичестве Живаева) (31.12.1892—14.06.1967). После громких судебных процессов, которые адвокат Аксёнов в 20-х годах выиграл в судах Саратова, Казани, Самары и Москвы, и недовольство этими судебными решениями некоторых представителей ОГПУ, семью вынудили переехать в город Бальцер (с 1942 года – город Красноармейск) Саратовской области.

В 1941 году окончила школу с золотой медалью и захотела продолжить своё образование в консерватории, но началась война и приказом по Народному комиссариату просвещения её оставили в школе преподавать немецкий язык. Проработав год, она подала заявление о желании поступить в медицинский институт и получила разрешение. Учёба в Саратовском медицинском институте и служба медицинской сестрой в военном госпитале проходили с утра до глубокой ночи, однако мечта петь и заниматься музыкой не ослабевала. Когда дела на фронтах войны стали улучшаться, ей разрешили покинуть медицинский институт и поступить в Саратовскую консерваторию, где работали также эвакуированные педагоги из Московской, Ленинградской и Минской консерваторий и стать студенткой легендарной русской певицы, профессора Алевтины Михайловны Пасхаловой.

В консерватории она встречает студента-пианиста, плохо говорившего по-русски, польского гражданина, бывшего заключённого ГУЛАГа Макса Фишмана и, несмотря на отговоры подруг и предупреждений доброжелателей, связывает с ним свою жизнь. В 1945 г. Аксёнову и её мужа перевели учиться в Минск, в Белорусскую консерваторию. После рождения первого сына в 1946 году у неё пропал голос, и она перевелась на кафедру симфонического дирижирования, а после её закрытия на кафедру хорового дирижирования.

Как дирижёр, Аксёнова — ученица известных педагогов: Самуила Львовича Ратнера (был главным дирижёром и художественным руководителем Симфонического оркестра Белорусского радио) и Николая Фёдоровича Маслова (был главным хормейстером хора Белорусского радио и хормейстером Национальной оперы и балета Беларуси), наследница лучших русских дирижёрско-симфонических и хоровых традиций. «Родословная» по линии симфонического дирижирования, исходящая от С. Л. Ратнера, включает в себя имена И. А. Мусина, Н. А. Малько, А. В. Гаука, Н. Н. Черепнина, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, Н. А. Римский-Корсакова. В области хорового дирижирования аксёновская «генеалогия» вновь восходит к Н. А. Римскому-Корсакову — его ученикам М. М. Ипполитову-Иванову, П. Г. Чеснокову и Н. Ф. Маслову.

Закончив консерваторию в 1952 году, Лидия Аксёнова получает предложение стать хормейстером широко известного Государственного академического хора Белорусской ССР под руководством Г.Р. Ширмы, где она проходила дипломную практику, и преподавать в Белорусской консерватории, но с работой Макса Фишмана в Минске возникли большие трудности, так как в это время в СССР шла обширная кампания по борьбе с космополитизмом, приобрётшая антисемитские формы. Отработав год в музыкальном училище Гомеля, Лидия Аксёнова и Макс Фишман, по рекомендации Григория Романовича Ширмы, получают новое распределение от Министерства образования СССР и отправляются в г. Кишинёв, в Молдавскую государственную консерваторию, где не хватало педагогических кадров.

« Своим вдохновенным отношением к профессии, энергией, неутомимостью, она была для студентов примером для подражания и с легкостью убеждала и увлекала их предложенным учебным материалом. Глубоко понимая хоровое и вокальное искусство, основательно проникая в авторский замысел, представленный в партитуре, виртуозно владея техникой дирижирования, обладая особой пластикой рук при показе музыкальной интонации, чёткостью и выразительностью, она завораживала студентов и открывала им захватывающие тайны дирижёрского искусства, но при этом предъявляла высокие требования без всяких поблажек. В тоже время, Л.В. Аксёнова была очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Лидия Валерьяновна Аксёнова постоянно привлекала своих студентов к работе с хоровыми коллективами, прививая им профессиональные навыки практической деятельности. А в экзаменационные программы включала, наряду с произведениями a cappella, крупные масштабные формы – части из кантат, ораторий, месс, сцены из опер, что впоследствии стало обязательным в учебном процессе в СССР, и ставила перед своими студентами непростые задачи в преодолении технических и исполнительских трудностей. »
искусствоведы Ольга Беженару и Вероника Каждан

Помимо известного классического репертуара, в её классе разучивались и впервые исполнялись в Молдавии хоровые произведения советских композиторов, а также, не рекомендованные различными министерствами сочинения, написанные для церкви М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, П. Г. Чеснокого и других. Ей приходилось сталкиваться и с противодействием включению в обучение студентов, с большим усилием проникающие в СССР сочинения И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, К. Орфа, Б. Бриттена и др, авангардной музыки, и даже хора «Va’ pensiero», например, из-за еврейского сюжета оперы Набукко Верди, но все эти препятствия она с трудом, но всё же преодолевала.

Педагогическая деятельность Аксёновой длилась более 70 лет, и за это время она воспитала более 350 специалистов. Созданная ею школа хорового дирижирования известна далеко за пределами Молдовы, а её система обучения передаётся от одного поколения студентов к другому. Не будет преувеличением утверждение, что в Молдове нет музыкальных заведений, в которых бы не трудились её выпускники. А многие из них успешно работают во многих странах мира – в Румынии, России, Украине, Германии, Израиле, Турции, США, Франции, Австрии, Бельгии, Испании и других странах. И среди них нельзя не отметить выдающихся музыкантов, народных артистов СССР и Республик бывшего Советского Союза, заслуженных артистов и заслуженных деятелей искусств, лауреатов многочисленных международных фестивалей и конкурсов, профессоров и докторов наук:

Выпускники класса Лидии Валерьяновны в Академии музыки, театра и изобразительных искусств (Кишинёвской консерватории):

Теодор Згуряну, Софья Ротару, Эдуард Маркин, Илона Степан, Николай Чолак, Светлана Попова, Татьяна Твердохлеб, Лариса Вишневая, Василий Кондря, Вероника Галеску, Михаил Магальник, Алексей Виноградский, Лариса Балабан, Луминица Гуцану, Ирина Чолак, Екатерина Янковская, Наталья Константин, Светлана Силоч, Вячеслав Обручков, Татьяна Фаньян, Николай Казанжи, Гарри Дубенко, Михаил Рымарев

Нельзя не назвать и студентов хоровой кафедры, которым Лидия Валерьяновна читала в консерватории курсы хоровой литературы и чтения хоровых партитур, среди них была: Вероника Гарштя — в дальнейшем Народная артистка СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр капеллы «Дойна». Буквально повсюду — в капеллах «Дойна» и «Молдова», в Национальном театре оперы и балета, на радио и телевидении, в музыкальных училищах и школах, во главе церковных и любительских коллективов есть питомцы Лидии Валерьяновны Аксёновой.

Лидии Валерьяновне Аксёновой первой в Республике Молдова, Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерства высшего образования СССР, было присвоено звание профессора по кафедре хорового дирижирования, она так же стала первой женщиной в республике, вставшей за пульт дирижёра симфонического оркестра.

С 1964 по 1979 годы, параллельно с работой в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу Аксёнова руководила созданным ею хором Специальной музыкальной школы им. Е.Коки. Около 200 сочинений, включая крупные произведения русской и зарубежной классики, авангарда и духовной музыки были исполнены коллективом. Хору посвятили много партитур молдавские композиторы, которые раньше и не думали писать для детей. О хоре был снят фильм «Моя Молдова», его концерты проходили на престижных концертных площадках, передавались по радио и телевидению. Постепенно хор под управлением Аксёновой стал музыкально-методическим центром республики в хоровом воспитании. На его базе часто проводились открытые уроки, показательные репетиции, Лидия Валерьяновна читала лекции, на которых присутствовали педагоги с многих городов Советского Союза. Хору присвоили звание «Образцового», ему стали подражать и повсюду в Молдове начали организовываться новые детские капеллы.

Не мало усилий потратила Лидия Валерьяновна чтобы открыть в школе имени Е. Коки для учеников старших классов обучение по специальности «хоровое дирижирование». Свыше тысячи увлечённых хоровым пением молодых людей прошли через руки профессора и впоследствии многие из них стали яркими представителями молдавского искусства. Сегодня Молдова может гордиться успехами в области хорового детского воспитания, достижениями на международных конкурсах и фестивалях, сетью хоровых студий при общеобразовательных школах. Во всём этом заслуга профессора Аксёновой, которая стала первопроходцем в столь важном начинании.

Она выступила инициатором проведения Праздника песни в Молдове: на 1-м, 2-м и 3-ем из них возглавляла сводный хор, чей состав возрос с 700 до более 10-и тысяч детей, а учитывая и зрителей, которые охотно подпевали, количество хористов было, как минимум, в три раза больше.

Мастер-класс профессора Лидии Аксёновой (2008)

Аксёнова была дирижером широких репертуарных возможностей, обладала тонким слухом, яркой эмоциональностью и артистизмом. Коллеги, критики и просто любители музыки отмечали глубину её интерпретаций хоровых произведений русских и советских композиторов, включая длинный ряд произведений молдавских авторов, сочинений мирового классицизма и романтизма, барокко и народной музыки, авангардной и духовной музыки. Не удивительно, что ей Кишинёвская и Молдавская епархия в середине 60-х годов предложила, в свободное от работы время, возглавить большой хор главного Храма Кишинёва. Но из Министерства культуры поступило строгое распоряжение не разрешать Аксёновой руководить большим соборным хором, вплоть до увольнения с работы.

Разносторонняя деятельность Л. В. Аксёновой сыграла важную роль в развитии молдавского хорового искусства. В разное время она была дирижёром оркестра Кишинёвского государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова, руководила хором консерватории и подготовкой к оперным спектаклям, возглавляла кафедру хорового дирижирования Академии музыки, театра и изобразительных искусств, назначалась председателем государственных экзаменационных комиссий в высших и средних музыкальных заведениях, руководила Хоровым обществом и входила в руководство Союза музыкальных деятелей Молдовы. Л. В. Аксёнова автор десятков методических пособий, очерков, репертуарных справочников, учебных программ по специальности хоровое дирижирование для студентов высших и средних музыкальных заведений, изданных в Кишинёве и Москве. Она автор многих статей и рецензий в газетах и журналах, а её тёплые воспоминания о коллегах, с которыми проработала много лет, заполняют пробелы в истории музыкального искусства Молдовы.

Лидия Валерьяновна Аксёнова скончалась 18 сентября 2019 года в Кишинёве. Похоронена на кишинёвском кладбище Святого Лазаря (бывшее кладбище «Дойна») рядом с мужем (71 квартал).

Семья

  • Макс Фишман (муж) — советский, молдавский композитор, пианист и педагог
  • Бэно Аксёнов (сын) — актёр, режиссёр, педагог, телеведущий, сценарист, заслуженный артист Молдавии
  • Артур Аксёнов (сын) — пианист, педагог, доцент кафедр специального фортепиано и концертмейстерской подготовки Российской Академии имени Гнесиных.

Награды

  • Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР
  • «Трудовая слава» (Gloria Muncii) - орден Республики Молдова
  • «Почёта» (Ordinul de Onoare) - орден Республики Молдова
  • Медаль «Ветеран труда» - государственная награда Советского Союза

Книги и статьи

  • Аксёнова Л.В. "Репетиции с хоровым коллективом": [методический сборник] / Кишинев: Cartea Moldovenească 1966 г., 56 стр. - с буквами на кириллице
  • Аксёнова Л.В. "Песни Белоруссии" газета "Советская Молдавия" Кишинёв 1970 г.
  • Аксёнова Л.В., Богдановский Е.М. "Молдавская хоровая музыка" / Кишинев: Cartea Moldoveneasca, 1972. – 52 стр. – с буквами на кириллице
  • Аксёнов Л.В. "Хоровой класс в средней специальной музыкальной школе" - Москва, 1973 г.
  • Аксёнова Л.В. "Курс лекций по зарубежной хоровой литературе" / Гос институт искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинeв, 1976 – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 1 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1977. – 125 р. – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Советская хоровая литература": метод. пособие для заочников. Часть 2 / Государственный ин-т искусств им. Г. Музическу, Кафедра хорового дирижирования. – Кишинев, 1978 – 125 стр. – находится в библиотеке AMTAP
  • Аксёнова Л.В. "Роль Института искусств в развитии детского хорового пения в Молдавии" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу – Кишинeв, 1980)
  • Аксёнова Л.В. "Проблемы воспитания молодого специалиста в вузе культуры" / Кишиневский гос. ин-т искусств им. Г. Музическу. – Кишинeв, 1980)
  • Аксёнова Л.В. "Жизнь в музыке": [о деятельности хормейстера и педагога Г. Стрезева] / газета "Вечерний Кишинёв" – 1994. – 7 июля
  • Аксёнова Л.В. "Георгий Стрезев" - Кишинев: Инесса, 2003 г. 96 стр.
  • Аксёнова Л.В. "Молдавские композиторы детям": Методический очерк по специальности "хоровое дирижирование" / Кишинёв: Академия Музыка, театр и изобразительных искусств, 2008 г., 30 стр., ISBN: 978-9975-9999-4-6) http://cc.sibimol.bnrm.md/opac/bibliographic_view/294494

Ссылки